Государственная и муниципальная служба в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние государственной власти в России показывает, что ее реформирование осуществляется с учетом воздействия исторических традиций, а создание эффективно действующей системы государственной власти сковывается неразвитостью федерального законодательства. Россия столкнулась с необходимостью выработать новую модель государства и его государственной службы в неблагоприятных социально-экономических условиях. Социально-экономические противоречия, политическое противостояние, нестабильность оказывают огромное влияние на процесс создания такой модели

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Государственная служба………………………………………………3

1.1 Принципы государственной службы…………………………5

1.2 Виды государственной службы……………………………….7

Управление государственной службой…………………………...17

2. Муниципальная служба………………………………………………..19

2.1 Понятие службы в органах местного самоуправления……...19

2.2 Принципы муниципальной службы…………………………..21

2.3 Задачи и функции муниципальной службы………………….23

2.4 Особенности муниципальной службы………………………..25

2.5 Правовая регламентация муниципальной службы…………..26

2.6 Прохождение муниципальной службы……………………….27

2.7 Реформа муниципальной службы……………………………..28

Заключение…………………………………………………………………29

Список используемой литературы………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      Муниципальная служба основана на следующих принципах:

      1) верховенства Конституции Российской  Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

      2) приоритета прав и свобод человека  и гражданина, их непосредственного действия;

      3) самостоятельности органов местного  самоуправления в пределах их  полномочий;

      4) профессионализма и компетентности  муниципальных служащих;

      5) ответственности муниципальных  служащих за неисполнение или  ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей;

      6) равного доступа граждан к  муниципальной службе в соответствии  с их способностями и профессиональной  подготовкой;

      7) единства основных требований, предъявляемых  к муниципальной службе в Российской  Федерации, а также учета исторических  и иных местных традиций;

      8) правовой и социальной защищенности  муниципальных служащих;

      9) внепартийности муниципальной службы.

    Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, беззаконие, несправедливость. 

    2.3 Задачи и функции  муниципальной службы 

      Основными задачами муниципальной  службы являются:

      · обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

      · обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

      · подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

      · защита прав и законных интересов муниципального образования.

      С точки зрения задач, эта служба представлена:

      - в социальном аспекте - это  профессиональное осуществление  по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;

      - в политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижении целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;

      - в правовом - юридическое установление  служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

      Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы.

      Если  говорить об отличии задач муниципальных  служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует, все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

      Под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

      Прежде  всего, это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.

      Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.

      Не  менее важная функция – это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

      И, наконец, важнейшая функция - осуществление  полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

      Каждый  подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит, прежде всего, в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений. 

    2.4 Особенности муниципальной  службы 

На основании  законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе можно  выделить ряд особенностей муниципальной  службы:

    - указанная служба функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью.

    - задачи  муниципальной службы связаны  с обеспечением самостоятельного  решения населением вопросов  местного значения, поэтому она  оказывается одной из гарантий  самостоятельности местного самоуправления.

    -одна из важнейших задач муниципальной службы- обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования [8].

    -муниципальная  служба связана с подготовкой,  принятием, исполнением и контролем решений органов местного самоуправления и отдельных решений государственных органов ( в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями )[9].

    -муниципальная  служба призвана защищать права  и законные интересы муниципального образования, его населения, в т.ч через суд.

    -в  связи с тем что сформированы  три уровня правового регулирования  муниципальной службы –федеральный, субъектов Федерации и муниципальный, - могут возникать различия в  статусе муниципальных служащих  разных муниципальных образований.

    - муниципальные  образования самостоятельно решают  вопросы подбора кадров, прохождения службы. 

2.5 Правовая регламетация муниципальной службы 

   В статье 8 Федерального Закона от 8 января 1998г  №8-ФЗ « Об основах 

   классификация муниципальных должностей муниципальной службы, которая устанавливается на основе соотношения муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Все муниципальные должности разделены на три категории:

  1. категория «А»- выборные муниципальные должности, т.е должности, замещаемые в результате муниципальных выборов и занимаемые депутатами представительных органов, главами и иными выборными должностными лицами местного самоуправления.
  2. категория «Б»- должности, замещаемые по трудовому договору ( как правило, на срок полномочий должностного лица категории «А » ) для непосредственного обеспечения деятельности лиц, занимающих должности категории «А»; к категории « Б » относятся заместители, помощники, референты и другие служащие.
  3. категория « В»- иные муниципальные должности, замещаемые работающими по трудовому договору сотрудниками.

   Таким образом, муниципальной службой  является только работа на должностях категории « Б» и « В», не являющихся выборными.

   Классификация муниципальных должностей устанавливается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей мун. Службы, утверждаемым законом субъекта РФ. 

2.6 Прохождение муниципальной  службы. 

      Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации, отвечающие квалификационным требованиям по замещаемой муниципальной должности. Не допускается установление при приеме на муниципальную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений и преимуществ в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

      Гражданин не может быть принят на муниципальную  службу или занимать муниципальную должность в случаях:

      а) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

      б) лишения его судом права занимать муниципальные должности в течение определенного срока;

      в) наличия подтвержденного заключением  медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных обязанностей;

      г) наличия близкого родства или  свойства (родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому.

      Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципальных  служащих занимаемым должностям проводится их аттестация. Порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Аттестация проводится не реже одного раза в четыре года.

      Прекращение муниципальной службы осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации о труде.  

2.7 Реформа муниципальной  службы 

  Реформирование  муниципальной службы – длительный процесс, связанный с другими  реформами, со многими изменениями, происходящими внутри законодательства, а также самого государства. Новые  процессы, происходящие в обществе, политике, экономике будут влиять на формирование системы муниципальной службы. К сожалению, до сих пор нет правовой модели и юридической обоснованности реформы муниципальной службы в России, но она делится приблизительно на 3 этапа:

   I – начало 90-х, то есть начало развития законодательства в отношении государственной и муниципальной службы;

   II – конец  90-х, в течении этого времени  реформа муниципальной службы  осуществляется не только на  федеральном уровне, но и на  других управленческих уровнях: в аппарате управления субъектов Российской Федерации и в органах местного самоуправления.

   III – Завершающим  этапом охватывается весь последующий  период. Это кодификация всего  нормативно-правового материала  (создание Кодекса гражданской  службы). 

Заключение 

     Государственное управление – это вид деятельности по осуществлению единой государственной  власти, имеющий функциональную и  компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти.

     Институт  государственной службы регламентирует формирование государственно-служебного правоотношения; государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения.

     Следует отметить, что реформа государственной  службы должна осуществляться не только на основе разработанной программы (концепции), но и на базе соответствующих  нормативных актов. Например, Положение о федеральной государственной службе впервые разделило служащих на «государственных» и «негосударственных», что явилось следствием изменений, произошедших в государственном устройстве России. Это положило начало введения менеджмента в государственное управление.

     Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:

¨ выработка  стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического  развития страны;

¨ подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;

¨ создание организационных структур власти;

¨ принятие решений  по важным оперативным вопросам жизни  страны;

¨ осуществление  в целях реализации принятых решений  прогнозирования, координации, сбора  информации.

     Определяющим  фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность – наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально - актуального ведения любых видов человеческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная и муниципальная служба в России