Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:39, контрольная работа
Предметом исследования является городское самоуправление в России, его особенности во 2-ой половине XIX века.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в определении места городского самоуправления в общей системе местного самоуправления в России, содержания городского самоуправления на основе анализа высших государственных учреждений и реформ, а также практики соответствующих органов.
Сельское самоуправление состоя
Для контроля за крестьянским
самоуправлением была создана целая
система органов в соответствии
с принятым в этот же период “Положением
о губернских и уездных по крестьянским
делам учреждениях”. “
Однако все предпринятые
реформы в сфере сельского
и волостного самоуправления так
и не ликвидировали феодальной сущности
большинства общественных отношений,
протекавших на уровне социально-политической
надстройки российского общества. Это,
прежде всего, касалось сохранения (а
иногда и укрепления) классово-сословного
характера формирования и деятельности
сельского и волостного самоуправления.
Так, от участия в нем были фактически
отстранены не только дворяне (за исключением
потомственных дворян-
Глава 3
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 г. И КОНТРРЕФОРМА 1889-1890
гг.
Всесословное земское
самоуправление было создано на основе
утвержденного 1 января 1864 г. “Положения
о губернских и уездных земских учреждениях”16. В основе реформирования земского
самоуправления лежало несколько теорий.
Одной из наиболее популярных была так
называемая “общественная” (
Антиподом этой теории была
разработанная В. П.
“Положение” 1864 г. закрепляло всесословную систему земских учреждений, которые вводились в 33 губерниях. Земские учреждения разделялись на земские уездные и земские губернские учреждения. Уездные учреждения включали в себя уездные земские собрания и уездные управы. Земские губернские учреждения состояли из губернских собраний и губернских управ. Уездное земское собрание состояло из уездных земских гласных, избиравшихся на три года и так называемых “членов по должности” – представителей удельного ведомства и ведомства земледелия; депутата от духовного ведомства; городского головы губернского, уездного города; председателя и членов уездной земской управы. Председательствовал на заседаниях уездного земского собрания уездный предводитель дворянства20.
Для того чтобы наглядно
проиллюстрировать
Итак, выборы уездных земских гласных проводились по так называемой трехклассной системе. В соответствии с “Положением” 1864 г.:
Число гласных от каждого класса определялось в особом “Расписании”. Причем возможность исключительного численного преобладания той или иной социально-классовой группы ослаблялась тем, что количество гласных от каждого разряда не должно было превышать совокупного числа двух других разрядов21.
В соответствии с “Положением о губернских и уездных земских учреждениях” 1890 г22. выборы гласных также базировались на трехклассной системе, в основу которой было положено доминирование дворянского сословия:
Число гласных по-прежнему определялось особым “Расписанием” по уездам каждой губернии. Причем дворянам законодательно обеспечивалось большее число гласных, нежели остальным вместе взятым.
В среднем на каждый уезд приходилось примерно: 16 гласных от дворян, 9 гласных от крестьян и 4 гласных от прочих избирателей.
Выборы от первых двух классов
проводились на земских избирательных
собраниях. Для личного участия
в подобном собрании было необходимо
соответствовать следующим
За малолетних (несовершеннолетних
лиц), удовлетворяющих прочим условиям,
в выборах могли участвовать
их опекуны или попечители. Совершеннолетние
(то есть достигшие 21 года) избиратели,
не достигшие 25-летнего возраста, также
могли передоверять свое участие
попечителям или поверенным, обладавшим
правом личного участия в
Лица женского пола избирательным
правом не обладали и были вправе уполномочивать
на участие в избирательных
Имущественный ценз определялся владением не менее одного года на праве собственности (пожизненным владением) землей в пределах уезда в размере указанного в законе для каждого уезда числа десятин земли или другим недвижимым имуществом стоимостью не ниже 15 тыс. рублей.
Благотворительные, ученые,
учебные учреждения, торговые и промышленные
общества, торговые и иные компании,
учрежденные в России на основании
законов Империи и отвечающие
данному имущественному цензу, также
имели право участвовать в
выборах через своих
Мелкие собственники имущества или земли, располагавшие 1/10 частью полного имущественного ценза, имели право коллективного голоса. На специальных съездах они избирали своих уполномоченных представителей на земские избирательные собрания. Юридические лица также были лишены этого права23.
На каждый полный имущественный
ценз, установленный для участия
в земских избирательных
Как не удовлетворяющие требованию “непорочного, достойного поведения” были лишены права участия в выборах следующие категории лиц:
1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение со службы, а равно за кражу, мошенничество и другие корыстные посягательства в случаях, когда они не были оправданы судебными органами;
2) отрешенные (отстраненные) судебным приговором от должности в течение трех лет со дня такого решения;
3) состоящие под следствием или судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния, либо отрешение от должности;
4) подвергшиеся несостоятельности (банкротству), кроме лиц, признанных судом так называемыми “несчастными”;
5) лишенные духовного сана или звания за пороки, либо исключение из среды соответствующих сословных обществ и дворянских собраний по так называемым сословным приговорам;
6) состоящие под гласным надзором полиции (лицам, находившимся под негласным надзором полиции, участие в выборах разрешалось).
Кроме этого, не имели права
участвовать в выборах
Лицам еврейского (иудейского)
вероисповедания также
Списки избирателей
Для избрания в уездные земские гласные от первых двух классов избирателей созывались два земских избирательных собрания: в первом собрании под руководством уездного предводителя дворянства участвовали лишь потомственные и личные дворяне; во втором собрании под председательством городского головы участвовали прочие лица и представители юридических лиц.
Ни одно лицо на избирательном собрании не могло иметь больше двух голосов – одного голоса по так называемому личному праву, другого – по праву представительства26. На каждом собрании или съезде правом избирать обладали только те лица, которые входили в состав данного собрания или съезда.
Выборы земских гласных от крестьян осуществлялись по системе косвенных выборов. Так, по “Положению” 1864 г. волостные сходы избирали выборщиков в количестве, не превышающем 1/3 волостного схода, а эти последние и избирали гласных. По “Положению” 1890 г. данная система была изменена. Двухступенчатая система выборов заменялась назначением гласных администрацией из числа кандидатов, предложенных волостными сходами. Каждый волостной сход избирал по 1-2 кандидатам, из числа которых губернатор утверждал состав гласных в соответствии с действующим “Расписанием”. Причем, утверждался не только гласный, но и определялась очередь кандидатов в гласные.
5 октября 1906 г. Николаем II был подписан Высочайший Указ, в соответствии с которым:
а) сельским обывателям предоставлялось право участвовать во вторых избирательных съездах и собраниях, независимо от их участия в выборах гласных от сельских обществ соответствующего уезда;
б) отменялось правило утверждения губернаторами земских гласных от сельских обществ из числа кандидатов, избранных волостными сходами, и вводилась практика, в соответствии с которой кандидаты сами должны были избирать из своего состава положенное число гласных и определять очередность вступления их в должность.