Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:24, курсовая работа
Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему, делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ.............4
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ....................................................8
ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.....................................12
Понятие гарантий местного самоуправления........................12
Виды гарантий местного самоуправления............................13
Правовые формы защиты прав местного самоуправления.....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................24
Федеральный закон 2003 г. вопрос об ответственности решает иначе: он не использует для определения ее основания принцип утраты доверия. В Законе прослеживается иной подход: ответственность выборных лиц наступает в результате виновно совершенного правонарушения, установленного судом.
Так, ст. 24 Закона закрепляет: основаниями для отзыва выборного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
При этом Закон предусматривает, что процедура отзыва выборного лица должна обеспечить ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
Закон 1995 г. об общих принципах организации местного самоуправления предусматривал возможность использования института выражения недоверия выборным лицам и органам местного самоуправления. Закон 2003 г. не упоминает этот институт. Вместе с тем Закон устанавливает, что в уставе муниципального образования могут определяться виды и основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе основания и порядок отзыва выборных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и лиц местного самоуправления (ст. 44). Таким образом, Закон не исключает и других (помимо отзыва) институтов, посредством использования которых наступает ответственность выборных органов и лиц местного самоуправления.
В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которое население уполномочило выражать и защищать свои интересы. Устав муниципального образования может предусмотреть основания и формы ответственности главы муниципального образования, который избран на свою должность представительным органом местного самоуправления.
В уставе муниципального образования могут быть закреплены также различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Подотчетность органов и должностных лиц местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.
Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить:
а)
эффективность осуществления
б) учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления;
в) тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.
Решение
вопросов непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения
3. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1. Понятие
гарантий местного самоуправления
Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. под гарантиями местного самоуправления понимают всю совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту местного самоуправления. С их точки зрения, гарантии подразделяются на общие и специальные (юридические). В качестве общих гарантий они рассматривают экономические, политические отношения, духовные устои общества, в качестве специальных – определенные правовые средства. Они говорят о гарантиях, как о реально существующих и действующих явлениях реальной жизни, которые, так или иначе, стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности его органов, создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
В муниципальном праве сложились различные понимания гарантий местного самоуправления:
В
отношении классификации можно
сказать, что практически все
авторы базируются на предметном критерии
и выделяют: политические, экономические,
социальные, правовые и т.д. гарантии.
3.2. Виды
гарантий местного самоуправления
С правовой точки зрения, надо выделять в виде экономических гарантий муниципальную собственность, иные формы собственности, влияющие на развитие местного самоуправления, а также принцип финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.
Ученые детализируют экономические гарантии местного самоуправления, выделяя в их структуре:
Финансовая самостоятельность местного самоуправления является важной экономической гарантией, она проявляется:
Обращая внимание на экономические гарантии, можно отнести к таковым муниципальную собственность, финансовые ресурсы, которыми располагает местное самоуправление, возможность нахождения в собственности муниципального образования земли и природных ресурсов, формирование достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства.
На сегодняшний день существует два основных взгляда на экономические гарантии:
Политические гарантии предполагают наличие государственной воли осуществлять и поддерживать развитие местного самоуправления.
Ученые выделяют организационно-политические гарантии, понимая под ними, демократический характер политического режима в стране, который обеспечивает предоставление населению не только права на местное самоуправление, но и поддержку и защиту этого права. Анализируя их позицию, можно сделать вывод о том, что они не относят к политическим гарантиям реально сложившиеся отношения, а принимают во внимание только нормативно закрепленные принципы и определение прав, вне зависимости от степени их действительной реализованности.
Ряд учёных под политическими гарантиями понимает политические основы местного самоуправления, а их рассматривает, как совокупность правовых норм и принципов, закрепляющих политическое и идеологическое многообразие в рамках муниципального образования, а также правовое закрепление прав и свобод человека.
Дмитриев: «Политические права и свободы нацелены на активное вовлечение в политическую жизнь местных сообществ и именно от них зависит устойчивость местного самоуправления, реальность демократизма в местных сообществах».
Практически
никто из исследователей не обращает
внимания на особую гарантированность
политической самостоятельности органов
местного самоуправления. Это не случайно,
ведь под политическими гарантиями рассматриваются
либо собственно политические гарантии,
либо правовые гарантии, обеспечивающие
некоторые аспекты политической деятельности.
3. Организационные гарантии. Под организационными гарантиями понимаются организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления, принципы обеспечения организационной самостоятельность местного самоуправления.
Постовой Н. В.: «Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами права на местное самоуправление в виде непосредственной и представительной форм демократии». Доказывая это, он говорит о том, что граждане в Конституции РФ, федеральном законодательстве, получили право на местный референдум, на институт муниципальных выборов и отзыва депутата, правотворческую инициативу и т.д.
Некоторые
ученые отмечают то, что организационные
гарантии направлены на создание и поддержку
демократического порядка формирования
и деятельности структур местного самоуправления,
на использование форм прямого волеизъявления
населения, подготовку кадров для органов
местного самоуправления и т.д.
4. Социальные гарантии. О социальных гарантиях местного самоуправления стали говорить после принятия Конституции РФ. Согласно Конституции, РФ провозглашена социальным государством, следовательно, это относится и к местному самоуправлению. Социальные гарантии с этой точки зрения означают гарантированность прав и свод в экономической и социальной сфере, в культурной жизни общества, гарантированность прав и свобод человека на уровне местного самоуправления. При этом речь идет о гарантированности образования, культуры, семьи, здравоохранения и иных социальных вопросов на местном уровне.
Когда речь идет о социальных гарантиях, особо рассматриваются гуманистические основы местного самоуправления, под которыми понимаются такие основополагающие принципы, которые закрепляют правовое положение человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Когда речь идет о закреплении прав и свобод, то предполагается их распространение абсолютно на всех людей: