Конституционные гарантии местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной работы – рассмотреть основные конституционные гарантии местного самоуправления.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку местное самоуправление в России, вопреки почти устоявшимся в печати характеристикам, находится в настоящее время, скорее, в стадии не реформирования, а формирования. Наличие конституционных положений о местном самоуправлении, еще не создает действительно эффективно работающей системы местного самоуправления, не предусматривает действенного механизма его "самозащиты".

Содержание

Понятие местного самоуправления 4
Система местного самоуправления 8
Полномочия местного самоуправления 19
Конституционные гарантии местного самоуправления 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Конст гарантии МС.doc

— 253.50 Кб (Скачать)


КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ПЛАН

 

Введение   3

  1. Понятие местного самоуправления  4
  2. Система местного самоуправления  8
  3. Полномочия местного самоуправления  19
  4. Конституционные гарантии местного самоуправления  24

Заключение  29

Список использованной литературы  31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня любое развитое общество невозможно представить без местного самоуправления. Демократические государства давно  признали достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в  структуре власти. Но ценность местного самоуправления состоит в том, что это не только проявление принципа народовластия. В силу приближенности этого уровня власти к населению, граждане имеют возможность непосредственно участвовать в решении важнейших проблем своего общежития: ЖКХ, образование, медицинская помощь, благоустройство и т.д. Тем самым происходит приближение управляющего субъекта к управляемому объекту, то есть местное самоуправление выступает в качестве формы оптимизации управленческих процессов. В этом смысле местное самоуправление является важнейшей формой самодеятельности граждан.

Мировой практикой накоплен многолетний  опыт организации и функционирования местного самоуправления, сложилось  несколько моделей этого института. Местное самоуправление рассматривается  как один из элементов конституционного строя.

Сегодня процесс конституционных  преобразований в мире имеет общую  направленность. Новые конституции  отражают лучшие достижения конституционного строительства. У авторов текстов  конституций, у принимающих конституцию  органов и, конечно, у общества в целом, его различных слоев возникло понимание того, что главное для человека состоит не в том, каковы органы государства, сроки рассмотрения законов или порядок отношений главы государства с правительством, а в закреплении в конституции жизненных вопросов, касающихся каждого человека: места человека в обществе, его прав и обязанностей, экономических и социальных, аспектов повседневной жизни человека, создаваемых людьми объединений, их отношений с государством. И в таком предмете конституционного регулирования не может не найтись места для местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется особая глава о местном  самоуправлении, в которой сформулированы основные принципы местного самоуправления, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления. Из Конституции также следует, что Федерация отдельным законом устанавливает общие принципы местного самоуправления.

Цель представленной работы – рассмотреть  основные конституционные гарантии местного самоуправления.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку местное  самоуправление в России, вопреки  почти устоявшимся в печати характеристикам, находится в настоящее время, скорее, в стадии не реформирования, а формирования. Наличие конституционных положений о местном самоуправлении, еще не создает действительно эффективно работающей системы местного самоуправления, не предусматривает действенного механизма его "самозащиты".

 

1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако местное самоуправление - не только один из важнейших демократических  принципов организации и осуществления  власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.1

Граждане Российской Федерации  осуществляют свое право на местное  самоуправление в городах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Они имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Граждане Российской Федерации  имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной  службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Местное самоуправление в Российской Федерации - это такой способ организации и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).2

Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном  законе от 28 августа 1995 г. "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения  населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление  управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления "не входят в систему органов государственной  власти". В этом смысле тоже можно  говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Следовательно, самостоятельность  местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и  федеральными законами, а само местное  самоуправление интегрировано в  общую систему управления делами общества и государства.

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы, законы субъектов  Российской Федерации, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут  противоречить Конституции РФ и  Федеральному закону "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации", ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Не являясь частью системы государственных  органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, - не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление создает условия  для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и в конечном счете развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.3

Городское, сельское население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении  внутригородских муниципальных  образований, установлении или изменении  их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Установление и изменение границ муниципального образования, в том  числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении  муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.4

Изменение границ муниципального образования  не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных  образований, установления и изменения  их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8).

Устав муниципального образования  разрабатывается муниципальным  образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Устав муниципального образования  подлежит государственной регистрации  в порядке, установленном законом  субъекта Российской Федерации. Основанием для отказа в государственной регистрации устава может быть только противоречие его Конституции РФ, законам Российской Федерации и законам соответствующего субъекта Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования  вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т.д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Важную роль в этом деле играет Совет по местному самоуправлению в  Российской Федерации, являющийся координационным  центром при Президенте Российской Федерации. Совет обеспечивает рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.5

 

 

2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Согласно Конституции РФ (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Значит, местное самоуправление в  Российской Федерации - это система  организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.6

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные  формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих  в границах административно-территориальных  единиц, в которых осуществляется местное самоуправление.

Эта роль определяется прежде всего  тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения и других, обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.

Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Итак, формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Информация о работе Конституционные гарантии местного самоуправления