Формирование лексики с пространственно-временным значением в изобразительной деятельности шестилетних дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи.
Теоретически изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Выявить уровень сформированности лексики с пространственно- временным значением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 5 курс.docx

— 100.28 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка»

Факультет специального образования

Кафедра логопедии

 

                          «Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

логопедии

_________________ И.А.Логинова

«____» ______________ 2012 г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ЛЕКСИКИ С ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫМ  ЗНАЧЕНИЕМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

 

Работу выполнила:

студентка 502 группы 5 курса 

дневной формы получения  образования 

Петровская Дарья Александровна 

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Хабарова Светлана Петровна

 

 

 Защищена «____»______________2012г.

 

 с оценкой «__________________»  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и  становление речи природа отводит  человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные  условия для развития устной речи, закладывается фундамент для  письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового  ребёнка.

Всякая задержка, любое  нарушение в ходе развития речи ребёнка  отражаются на его деятельности и  поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

В целом уровень речевого развития современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении  детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые  тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85- 90% детей с различными речевыми отставаниями и патологией. Такое положение дел привело к тому, что многие школы вынуждены привлекать к работе с детьми начального звена специалистов-логопедов. Однако наблюдения за работой логопедов в школах, беседы с ними показали, что исправить многие обнаруженные дефекты речи в этом возрасте очень сложно, а иногда и невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были своевременно выявлены, окончательно сформировались и закрепились на уровне связи в коре головного мозга. К тому же исправление «застарелых» дефектов устной речи происходит на фоне интенсивного обучения детей письменной речи (чтению и письму) [29. С.9].

С точки зрения речевых  нарушений одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи» [5.С.614].

Проблема развития лексики  у старших дошкольников актуальна  тем, что сформированность этого  компонента структуры языка является необходимой при поступлении  в первый класс массовой школы. Так  как уже установлено, что нарушения  письма и чтения у детей чаще всего  появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Дисграфия и дислексия возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития.

Проблема исследования: развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи актуально, так как количество детей с данным речевым нарушением с каждым годом увеличивается, и развитие лексического строя речи детей будет способствовать более успешной подготовке к обучению в школе.

Актуальность, теоретическая  и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования.

     Цель  исследования: изучить (выявить) особенности формирования лексики с пространственно- временным у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определить способы ее коррекции посредством изобразительной деятельности.

 Цель исследования: разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи.

  1. Теоретически изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Выявить уровень сформированности лексики с пространственно- временным значением  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности;
  3. Экспериментально выявить эффективность влияния изобразительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи на уровень сформированности лексической стороны речи;
  4. Разработать и выявить содержание коррекционной (логопедической) работы направленной на сформирование лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

Объект исследования: процесс формирования лексики с пространственно-временным значением у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности формирования лексики с пространственно – временным значением у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство формирования лексики с пространственно- временным значение у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В исследовании были использованы методы:

  • Анализ научной и методической литературы по изучаемой проблеме.
  • Наблюдение.
  • Педагогический эксперимент.

Данная курсовая работа состоит  из введения, теоретического исследования, экспериментально - практического исследования, заключения и списка литературы.

Во введении рассмотрели актуальность данной темы, определили предмет, объект, поставили цель, задачи, перечислили методы исследования.

В теоретическом исследовании мы рассмотрели 

 

В практической части проводили  исследования и дали рекомендации по разработке эффективных путей коррекционно-логопедической работы, способствующей речевому формированию лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В заключение дали результаты теоретических и экспериментальных исследований.

База исследования:

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования лексики с пространственно - временным значением у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)

 

    1. Психолого-педагогический аспект изучения лексической стороны речи   у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

(III уровня)

1.2. Развитие лексики старших  дошкольников с общим недоразвитием  речи (III уровень)

1.3. Развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

1.4. Изобразительная деятельность и ее роль в стимуляции речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

 

ГЛАВА 2. Изобразительная  деятельность, как средство развития лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1 Изобразительная деятельность  и ее роль в стимуляции речевой  активности детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи.

Изобразительная деятельность, как одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по проблеме развития лексики с пространственно-временным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством изобразительной деятельности.

 

2.1. Методики и организация исследования

2.2 Результаты исследования

2.3 Анализ данных эксперимента

 

ГЛАВА 3.

 

3.1. Коррекционная работа по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования лексики с пространственно - временным значением у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

 

1.2. Психолого-педагогический аспект изучения лексической стороны речи   у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

(III уровня)

 

При изучении особенностей лексики у детей с речевым нарушением перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики, о различных аспектах её изучения, о развитии лексики в онтогенезе, о структуре значения слова, о семантических полях.

В исследованиях Р.И.Лалаевой отмечается ряд особенностей лексики старших дошкольников. Выявлена ограниченность словарного запаса, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный характер. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация. Выявлен малый объём семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родовидовые встречаются редко, что не согласуется с нормой. У детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам составляют более половины всех парадигматических ассоциаций, кроме того, замечено, что латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длиннее, чем в норме [11.С.48].

На основании анализа  характера вербальных ассоциаций у  дошкольников 5-8 лет Н.В.Серебряковой выделены следующие этапы организации  семантических полей:

Первый этап - несформированность семантических полей. Ребёнок опирается  на чувственное восприятие окружающей ситуации. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое  место занимают синтагматические ассоциации («кошка - мяукает»).

Второй этап - усваивает  смысловые связи слов, отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих  ситуативную, образную связь («дом -крыша», «высоко - башня»). Семантическое поле ещё структурно не оформлено.

Третий этап - формируются  понятия, процессы, классификации. Образуются связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим  признаком, что проявляется в  преобладании парадигматических ассоциаций («овощ -помидор», «высоко — низко»).

Н.В.Серебрякова выявила  особенности лексики: ограниченность объёма словаря, особенно предикативного; большое количество замен особенно по семантическому признаку, указывающих  на несформированность семантических  полей, на недостаточность выделения  дифференциальных признаков значений слов; незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов обозначающих зрительно сходные предметы, части  предметов, части тела; замены семантически близких слов; замена словообразовательными  неологизмами; замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции; большая степень немотивированности ассоциаций [1.С.204].

Л.В.Лопатина отметила несформированность большинства компонентов функциональной речевой системы, многих языковых процессов: бедность словаря и трудность  актуализации его в экспрессивной  речи; редко употребляющие слова  заменяются другими; ошибочно используются слова обобщающего значения. Неадекватное использование антонимических средств  языка обусловлено недостаточностью осознания парадигматических пар, в основе которых лежит элемент  отрицания [1.С.206].

Особенность детей с ОНР  заключается в том, что качество и объём активного словаря  у детей этой группы не соответствует  возрастной норме. Часть детей редко  встречающиеся в речевой практике слова заменяют смежными по ассоциации, не могут употреблять обобщающие слова. Дети затрудняются объединить предложные картинки по группам; не справляются  с заданием на подбор слов антонимов  и эпитетов к предметам. Множественные  ошибки встречаются при выполнении заданий на исследование грамматического  строя речи. Даже получая помощь взрослого, дети допускают значительное количество ошибок при выполнении заданий  на изменение существительных по числам. Большие затруднения вызывают задания на согласование прилагательных с существительными и существительных  с числительными в роде и числе. Большинство детей не могут самостоятельно выполнить задание на словообразование: им требуется наглядный образец и помощь взрослого.

Информация о работе Формирование лексики с пространственно-временным значением в изобразительной деятельности шестилетних дошкольников с ОНР