Доходы и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с теорией факторов, как нам уже известно, основными производственными факторами являются:
1) земля, включая все естественные ресурсы (леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.п.);
2) капитал, или инвестиционные ресурсы (средства производства, транспортные средства и сбытовая сеть);
3) труд, т.е. все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг;
4) предпринимательская способность.

Содержание

1. Доходы и их виды……………………………………………………………………..2
2. Основные доходы бюджетов муниципальных образований……………………….5
3. Межбюджетные отношения на муниципальном уровне……………………………8
3.1. Принципы межбюджетных отношений…………………………………………8
3.2. Состав и регулирование межбюджетных отношений…………………………10
3.3. Состав муниципальных финансовых ресурсов ………………………………..12
Список литературы……………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

муницип таня.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Доходы и их виды……………………………………………………………………..2
  2. Основные доходы бюджетов муниципальных образований……………………….5
  3. Межбюджетные отношения на муниципальном уровне……………………………8
    1. Принципы межбюджетных отношений…………………………………………8
    2. Состав и регулирование межбюджетных отношений…………………………10
    3. Состав муниципальных финансовых ресурсов ………………………………..12

    Список литературы……………………………………………………………………13

 

    1. Доходы и их виды.

     В соответствии с теорией факторов, как нам уже известно, основными  производственными факторами являются:

  1. земля, включая все естественные ресурсы (леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.п.);
  2. капитал, или инвестиционные ресурсы (средства производства, транспортные средства и сбытовая сеть);
  3. труд, т.е. все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг;
  4. предпринимательская способность.

     Доход на каждый из перечисленных факторов в соответствии с теорией равен  предельному вкладу этого фактора  в полученный предприятием (фирмой) доход после реализации продукции. Такое распределение дохода можно было бы считать справедливым по отношению и к рабочим, и к владельцам имущественных ресурсов (земли, капитала и др.). В действительности же распределение доходов исходя только из теории предельной производительности приводит к значительному неравенству, в первую очередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Поэтому в условиях современного демократического общества необходима государственная политика доходов, направленная на смягчение этого неравенства. В силу несовершенной конкуренции на рынке размер доходов (включая ставки заработной платы) зачастую не отражает вклада факторов производства в выпуск продукции.

Рассмотрим  подробнее, что представляет собой  доход по каждому из факторов.

     Номинальные доходы, характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Реальные доходы характеризуют доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов, а также расходов на выплату налогов и других обязательных платежей. Для определения реальных доходов из общей суммы всех доходов вычитаются налоги и другие платежи в бюджет. Оставшаяся сумма, равная стоимости потребленных и частично накопленных населением товаров, образует фонд конечных реально используемых в данном периоде доходов населения. Динамика реальных доходов определяется путем сравнения конечных доходов за различные периоды, выраженных в сопоставимых ценах.

     Заработная  плата — это цена, выплачиваемая за использование ;труда, иными словами, за трудовые услуги, предоставляемые работниками самых разных профессий при реализации их деловой активности.

     В стоимость любого товара входит составной  частью стоимость природных ресурсов, включая землю. Доход, который приносит этот фактор производства, называется рентой, или экономической рентой. В более широком смысле экономическая рента — это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничено. Объем используемых природных ресурсов, как правило, не изменяется в сколько-нибудь значительных масштабах, фиксированный характер предложения этих ресурсов означает, что спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту.

     Хотя  для общества в целом естественные ресурсы выступают как бесплатный дар природы, но, с точки зрения отдельных пользователей ее, рентные платежи представляют собой издержки. Для отдельных фирм или предприятий земля имеет альтернативные варианты использования (например, для возделывания сельскохозяйственных культур или для жилищного строительства). Такая альтернатива определяет в немалой степени хозяйственное поведение фирмы.

     Доходом на капитал экономическая теория называет процент. На практике он предстает  в нескольких видах. Если капитал  имеет денежную форму, то поставщики денежного капитала получают доход  в виде ссудного процента. Если капитал предстает в овеществленной форме, то его владельцы из некорпоративного предпринимательского сектора получают доход в виде дохода на собственность, а корпорации — в виде прибылей корпораций.

     При определении ставки процента следует учитывать различия между номинальной ставкой и реальной, очищенной от инфляции.

     Реальная  ставка — это процентная ставка с поправкой на инфляцию: она равна  номинальной ставке минус уровень  инфляции. Именно реальная ставка имеет  главное значение для принятия решений по инвестициям. Процентная ставка распределяет имеющиеся в наличии деньги между теми отраслями, где они окажутся наиболее производительными и, следовательно, наиболее прибыльными.

Предпринимательский доход (прибыль) приходится на предпринимательскую способность, или предприимчивость. Этот доход является вознаграждением предпринимателя за выполнение им следующих функций: соединение капитала, труда и естественных ресурсов в единый процесс производства товара или услуги; принятие основных решений по управлению фирмой; введение новых продуктов, технологий; риск, относящийся к вложенным средствам — своим собственным и своих компаньонов или акционеров.

   Предпринимательский доход — это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предпринимателя после уплаты процента на взятый им кредит. Предпринимательский доход не является заданной величиной, а зависит от того, как хозяйствует предприниматель.

 

  1. Основные доходы бюджетов муниципальных образований.

     Для большинства стран мира налоги являются основным доходным источником. По своей природе налоги как инструмент хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой стороны - как мощный регулятор определенных хозяйственных и общественных отношений. Изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить определенные процессы, происходящие в обществе. Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важно не только то, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и способность муниципалитетов влиять на формирование самой налоговой базы.

     С точки зрения способов разграничения  налоговых поступлений между  уровнями власти можно выделить три  основных вида:

1. Система надбавок и отчислений.

2. Система  размежевания доходных источников  между государством и местным  самоуправлением по конструкции  налогов. 

3. Система  размежевания доходных источников  между государством и местным  самоуправлением по видовому  признаку.

     Первая система предполагает установление единых для всего государства видов налогов и распределение их долями между различными уровнями власти. Подобная система применяется сегодня в нашей стране и обладает рядом существенных недостатков. Прежде всего, она предусматривает наличие регулирования бюджетов на всех уровнях. Наиболее простым способом увеличения собственных доходов становится перераспределение доходных источников между уровнями власти, что в свою очередь неизбежно приводит к конфликтам между органами местного самоуправления и органами государственной власти в процессе формирования и исполнения бюджета.

     При подобной системе исчезают всякие стимулы  для развития и совершенствования  налогооблагаемой базы, поскольку инициатива наказывается регулированием бюджета. Наконец, данная схема не позволяет осуществлять долгосрочное планирование доходных источников. Не улучшают данной системы и попытки ее совершенствования через разрешение введения региональных и местных надбавок, поскольку все вышеперечисленные недостатки при этом сохраняются.

     Несколько модифицирует первую систему разграничение  доходов между органами власти через  различную конструкцию налогов  вторая система. В данном случае и  государство, и местное самоуправление вводят одни и те же виды налогов, но принципы начисления и сбора могут быть различными.

     Наиболее  распространена в странах с развитым местным самоуправлением третья система, предполагающая разграничение  и закрепление доходных источников за органами местного самоуправления по видовому признаку и на достаточно длительный срок. При подобном подходе недостатки предыдущей системы устраняются, однако достаточно сложным оказывается механизм разграничения доходных источников по видовому признаку. Проблема состоит в том, что эффективность работы данной системы налогообложения напрямую зависит от того, какие виды налогов будут закреплены за вполне определенными уровнями власти.

     Предполагается, что в основу закрепления доходных источников за уровнями власти должны быть положены следующие критерии:

1. Желательно соответствие видов доходных источников предметам ведения органов местного самоуправления. Так, например, в большинстве стран земельный налог отнесен к доходным источникам местных властей.

2. Поскольку  право на местное самоуправление  выступает не как право личности, а как коллективное право, то за органами местного самоуправления должны закрепляться, прежде всего, налоги, связанные с регулированием общественно значимой деятельности для населения муниципального образования. Примером может служить налог с владельцев транспортных средств. В то же время, исходя из изложенного выше принципа, для регулирования лучше использовать личные налоги, которые взимаются государством с граждан. Так, в большинстве стран мира регулирующим является подоходный налог.

     К неналоговым поступлениям обычно относят  следующие источники дохода: городскую  и земельную ренту, доходы от тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями, санкционные (прежде всего штрафы), различные виды пошлин и сборов.

     Городская и земельная рента активно  применяются во многих странах мира и являются достаточно весомой добавкой к бюджетам муниципальных образований. В нашей стране она, к сожалению, не применяется в связи с тем, что местные органы власти пока лишены права самостоятельно устанавливать виды налогов. Не менее проблематичным в нашей стране является и применение штрафов, поскольку установлением их видов и размеров занимаются органы государственной власти. Подобная практика приводит к тому, что штрафы (особенно взимаемые с граждан) практически не применяются, так как исчезает заинтересованность в них органов местного самоуправления

     Другим  достаточно распространенным видом  неналоговых поступлений являются тарифные платежи за услуги муниципальных  предприятий. Отличает их от взаиморасчетов между другими субъектами хозяйственных  отношений то, что тарифы на услуги утверждаются органами местного самоуправления. К этой же группе доходных источников относятся и сборы, которые также являются платой за услуги, оказываемые органами местного самоуправления.

     Муниципальный кредит. По своей природе кредитные  ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования. Источниками муниципального кредита могут выступать население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит).

     Наиболее  важной формой муниципального кредита  является взаимный кредит, который  подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для  решения конкретных задач. Однако применение той или иной формы взаимного  кредита зависит от ряда условий. Прежде всего, от величины самого муниципального образования и его финансово-экономической мощности. Так, для городских органов местного самоуправления кредитная кооперация может осуществляться в рамках одного муниципального образования и выступать как взаимное кредитование производственной деятельности муниципальных предприятий через организацию муниципальных банков. Для менее сильных (экономически) муниципальных образований способ взаимного кредита перемещается на уровень отношений между муниципальными образованиями и выступает как форма объединения гарантий для получения наиболее дешевого и крупного займа, для которого требуются солидные гарантии.

  1. Межбюджетные отношения на муниципальном уровне.
      1. Принципы межбюджетных отношений.

   Наличие федеративного административно-территориального устройства само по себе еще не является достаточным признаком бюджетного федерализма. В прежней экономической системе преобладал унитарный подход к межбюджетным отношениям, когда основная часть бюджета концентрировалась на уровне центрального правительства, а весь бюджетный процесс находился под постоянным управлением и контролем центра. Бюджетный федерализм предполагает не только большую децентрализацию бюджетной системы, но и большую ответственность, и самостоятельность всех ее звеньев. Это отражено в принципах межбюджетных отношений. К ним относятся:

Информация о работе Доходы и их виды