Актуальные вопросы правового статуса главы муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема определения статуса главы муниципального образования - одна из наиболее важных и актуальных в системе местного самоуправления в Российской Федерации. Успешность проводимой в настоящее время в России муниципальной реформы во многом зависит от деятельности местных властей, в частности, главы муниципального образования, являющегося в большинстве муниципальных образований одной из ключевых фигур в системе местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ 8
§1. ВЛИЯНИЕ ПОРЯДКА ИЗБРАНИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС 8
§2. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
§2. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
ГЛАВА3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

Актуальные вопросы правового статуса главы муниципального образования.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Данная  норма применима к главе МО, так как он в любом случае осуществляет полномочия либо представительного органа (когда он является председателем представительного органа), либо полномочия местной администрации (в случае реализации полномочий главы местной администрации), либо полномочия обоих органов. Учитывая эти положения, и следует использовать данную норму применительно к ответственности главы МО.

     Итак, отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов  Федерации, если:

  • вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
  • при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

     Решения органов государственной власти субъектов Федерации, указанные в ст. 5 ФЗ 2003 г., могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

     Статья 72 ФЗ 2003 г. предусматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий. Однако эта ответственность наступает в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

     Основанием наступления данного вида ответственности является не нарушение конституционных норм и норм законов, а ненадлежащее исполнение или неисполнение ими делегированных полномочий.

     ФЗ 2003 г. допускает возможность отмены муниципальных правовых актов или приостановления их в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, уполномоченными органами государственной власти (ст. 48).

     Выявлению случаев нарушений органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований служит прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

     Выполняя  в соответствии с Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации» свои функции, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, законов органами местного самоуправления, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе касающиеся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

     Таковы  основные формы юридической ответственности главы МО. Вопросы ответственности должны регулироваться более детально и получать дальнейшее развитие, поскольку «от эффективного государственного контроля за исполнением правовых норм на местном уровне во многом зависят действенность государственных институтов, институтов муниципальной демократии, реальность прав и свобод человека и гражданина, защита интересов населения муниципальных образований»18.

 

Заключение

     Итак, в данной курсовой работе мы рассмотрели  характерные черты правового  статуса главы муниципального образования, позволяющие сделать полноценное  представление  о  роли и месте данного должностного лица в системе органов местного самоуправления.

     Конечно, в рамках одной курсовой работы невозможно охватить весь спектр интересующих вопросов, раскрыть весь круг проблем и дать им исчерпывающее описание. Но можно  заключить, что  правовой статус главы муниципального образования не является однообразным по своему содержанию и может принимать различные формы.

     Анализируя  собранный нами материал, а также  основываясь на собственных рассуждениях, мы пришли к ряду выводов, касающихся исследуемого вопроса.

  1. Правовой статус должностного лица включает в себя три основных элемента: занимаемая им должность, полномочия, ответственность.
  2. Основным фактором, от которого зависит содержание правового статуса главы МО, является порядок его избрания.
  3. Необходимо признать норму о возможности избрания главы МО  представительным органом противоречащей законодательству и не отвечающей потребностям населения.
  4. Необходимо четко разграничить понятия полномочия главы МО и его компетенция. Под полномочиями понимаются предоставленные нормативными актами главе МО права и обязанности для решения вопросов, отнесенных к его веденью. А компетенция – это как раз и есть тот круг вопросов, для решения которых глава МО обладает правами и обязанностями.
  5. Все полномочия главы МО можно разделить на два блока:
    • полномочия 1-го блока (обязательные, или полномочия собственно главы МО: определяются федеральным  законодательством);
    • полномочия 2-го блока (их содержание определяется, главным образом, уставом муниципального образования).
  6. Глава МО ответственен перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

и другие официальные  издания

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1997. 68 с.
  2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О государственном флаге Российской федерации». М., 2004. 6 с.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 2009. 104 с.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 2005. 76 с.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. «О прокуратуре Российской Федерации». М., 2009. 35 с.
  6. Гражданский кодекс РФ. М., 2008. 544 с.
  7. устав Рыбинска
  8. устав ЯМР
  9. естав Ярославля
 

Теоретические источники

  1. Бабичев И.П., Кодина Е.В. Некоторые дефекты и пробелы в муниципальном праве: система или «отдельные недочеты»? // Муниципальная власть. 2007. № 4. С. 9 - 13.
  2. Воронков А.В. Понятие должностного лица // Правоведение. 1999. № 1. С. 8 - 12.
  3. Выдрин В.И. Муниципальное право России. М., 2004. 253 с.
  4. Гулидов П.В. Органы местного самоуправления как одна из основных форм осуществления народовластия в системе местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 7. С. 24 - 28.
  5. Гущин В.З. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления // Проблемы местного самоуправления. 2005. № 3. С. 3 - 8.
  6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. 672 с.
  7. Кычков В.И. Теоретические основы правового статуса должностного лица таможенных органов // Правоведение. 2001. № 3. С. 23 - 26.
  8. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М., 1999. 418 с.
  9. Носков Б.П. О некоторых проблемах правового статуса должностного лица // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 9. С. 12 - 15.
  10. Ожегов Н.В. Толковый словарь русского языка. М., 1997. 862 с..
  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. 875 с.
  12. Саладников В.И. О праве муниципальных образований на обращение в Конституционный суд Российской Федерации // Муниципальная власть 2006. № 3. С. 17 - 19.
  13. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М., 1996. 456 с.
  14. Фадеев В.И. О праве органов местного самоуправления на обращение в Конституционный суд Российской Федерации // Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: опыт десятилетия, итоги и перспективы: Междунар. Конф., 19 февр. 2004 г. М., 2004. С. 14 – 18.
  15. Хаманева Н.Ю. Перспективы развития науки административного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития): сб. статей: ИГП РАН. М., 2003. С.3 – 6.
  16. Юридический энциклопедический словарь. М., 2006. 593 с.

Информация о работе Актуальные вопросы правового статуса главы муниципального образования