Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа
Проблема определения статуса главы муниципального образования - одна из наиболее важных и актуальных в системе местного самоуправления в Российской Федерации. Успешность проводимой в настоящее время в России муниципальной реформы во многом зависит от деятельности местных властей, в частности, главы муниципального образования, являющегося в большинстве муниципальных образований одной из ключевых фигур в системе местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ 8
§1. ВЛИЯНИЕ ПОРЯДКА ИЗБРАНИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС 8
§2. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
§2. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
ГЛАВА3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 32
рис. 1. Формы правового статуса главы муниципального образования
Термин «полномочия органов местного самоуправления» является сравнительно новым для нашего государствоведения. «Впервые данное понятие приводится в ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации 1993 года, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями»9.
В толковом словаре русского языка «полномочие» определяется как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел10.
Юридический
энциклопедический словарь
Профессора О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев дают следующее, на наш взгляд, вполне научно обоснованное определение полномочий местного самоуправления. По их мнению, это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.12
Солидарен с ним и профессор И.В. Выдрин, который пишет, что полномочия (права и обязанности) муниципальных органов означают принадлежащие им права на совершение определенного вида властных действий. Для публичной сферы это еще и обязанность муниципальной власти.13
ФЗ 2003 г. не дает определения полномочиям и компетенции органов местного самоуправления, придавая им в некоторых нормах одинаковое значение (согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений относится к полномочиям органов местного самоуправления, а п. 1 ч. 1 ст. 35 относит данный вопрос к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования).
На наш взгляд, полномочия органов местного самоуправления нельзя путать с их компетенцией. В толковом словаре русского языка Н.В. Ушакова под компетенцией понимается круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом14. То есть компетенцией органов местного самоуправления является круг вопросов, установленных ФЗ 2003 г., законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, для решения которых органы муниципальной власти наделены правами и обязанностями (полномочиями).
Таким образом, говоря простым языком, полномочия органов местного самоуправления – это их права и обязанности, установленные в нормативных актах для реализации их компетенции.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 40 ФЗ 2003 г. полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Срок полномочий главы МО устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет (например, в соответствии со ст. 83 Устава города Ярославля срок, на который избирается мэр города, составляет 4 года).
Глава МО может осуществлять свои полномочия на постоянной и непостоянной основе. При этом, если выборное должностное лицо осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то согласно ч. 7 ст. 40 ФЗ 2003 г. оно не вправе:
В п. 6 ст. 40 ФЗ 2003 г. содержится еще одно ограничение правового статуса главы МО: «Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом». Таких случая всего два:
Полномочия главы МО состоят из двух блоков (см. рис. 2) (условные обозначения: МА – местная администрация, ПО – представительный орган).
Рис. 2. Структура
полномочий главы
муниципального образования
Согласно части 4 ст. 36 ФЗ 2003 г. пределы полномочий главы МО установлены в части 2 данной статьи. То есть объем его полномочий зависит от порядка его избрания и от того, какое положение предписывает занять ему устав муниципального образования. Если полномочия 1-го блока являются постоянными, их имеет любой глава МО, то наличие полномочий 2-го блока зависит от выше названных условий.
На наш взгляд, ст. 36 ФЗ 2003 г. посвящена регулированию правового статуса выборного должностного лица, обладающего полномочиями 1-го блока. Все иные полномочия устанавливаются нормами, закрепляющими статус представительного органа или местной администрации.
Выясним, какие же полномочия 1-го блока составляют правовой статус главы МО.
Таковы полномочия собственно главы МО (полномочия 1-го блока). Все остальные полномочия (полномочия 2-го блока) более детально определяются в уставе муниципального образования, регламентах представительного органа, местной администрации с учетом того, является ли глава МО председателем представительного органа или главой местной администрации.
Глава МО образования заключает контракт c главой местной администрации, назначаемым на эту должность представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Он также организует в представительном органе прием граждан, рассмотрение их обращений.
Глава МО как председатель представительного органа распоряжается средствами, выделенными на содержание представительного органа, открывает и закрывaет расчетные и текущие счета представительного органа в банках, является их распорядителем. Он является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным бюджетом мyниципaльного образования на подготовку и проведение заседаний представительного органа, работу постоянных комиссий и депутатов, содержание аппарата представительного органа и по другим расходам, связанным с деятельностью представительного органа.
Глава МО как председатель представительного органа от его имени подписывает исковые заявления, направляемые в суды, в случаях, предусмотренных законодательством, a также решает иные вопроcы, которые возложены на него законодательством, уставом муниципaльного образования.
Глава МО (в случае если он является председателем представительного органа) в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципaльного образования и решениями его представительного органа, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа.
Глава МО, возглавляя местную администрацию, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами его представительного органа, издает:
a)
постановления по вопросам
б) распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Глава МО как глава местной администрации обеспечивает планирование деятельности местной администрации; проводит оперативные рабочие совещания с заместителями главы местной администрации, руководителями структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и др.; обеспечивает организацию работы с обращениями граждан, ведет личный прием граждан; обеспечивает решение кадровых вопросов в соответствии c законодательством о муниципальной службе, решает в пределах своей компетенции вопросы приема на работу (назначения на должность), увольнения (освобождения от должности) работников местной администрации, предоставления им отпусков и др.; обеспечивает организацию контроля и проверки исполнения муниципальных правовых актов, а также решает другие вопросы организации деятельности местной администрации.
Глава
МО может также одновременно являться
как председателем
Весьма интересным представляется положение главы поселения, когда представительный орган муниципального района, в который входит это поселение, формируется в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 4 ст. 35 ФЗ 2003 г. В этом случае глава поселения является одновременно председателем представительного органа поселения, главой местной администрации поселения, а также депутатом представительного органа муниципального района. То есть ко всем полномочиям главы поселения добавляются полномочия депутата по решению вопросов, составляющих компетенцию представительного органа муниципального района.
Информация о работе Актуальные вопросы правового статуса главы муниципального образования