Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:32, контрольная работа
Познавательная – изучая историю, личность расширяет границы знаний об
истории различных стран и народов; б) политическая – история, как наука
выявляет закономерности развития общества, помогает вырабатывать политический
курс; в) Мировоззренческая – история повествует о выдающихся событиях
прошлого, способствует формированию взглядов на мир, на общество, на законы
развития; г) Воспитательная – знание истории своего народа и своей страны
воспитывает чувство патриотизма.
1. Смысл исторического познания и его функции. Методология
исторической науки.
а) Познавательная – изучая историю, личность расширяет границы знаний об
истории различных стран и народов; б) политическая – история, как наука
выявляет закономерности развития общества, помогает вырабатывать политический
курс; в) Мировоззренческая – история повествует о выдающихся событиях
прошлого, способствует формированию взглядов на мир, на общество, на законы
развития; г) Воспитательная – знание истории своего народа и своей страны
воспитывает чувство патриотизма.
2. История Кыргызстана – неотъемлемая часть мировой истории.
Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к
палеолиту - древнекаменному веку (800-100 тыс. лет до н. э.). Самое первое
дошедшее до нас упоминание о кыргызах встречается в китайских исторических
сочинениях и относится к 201 г. до н. э.
3. Каменный век и эпоха бронзы в Кыргызстане.
Первобытный человек заселяет терр. Кырг-на в эпоху палеолита. Древнейшая
стоянка – Он арча возрастом 800 тыс. лет. Костные остатки на терр. КР не
обнаружены. В Ср. Азии остатки древ. человека обнаружены в гроте Тешик-Таш
(Узбекистан) – мальчик неандерталец, находка археолога Окладникова.
Древнейший памятник искусства на терр. Кырг-на – рисунки в пещере Ак-Чункур.
В эпоху неолита
сформировался родо-племенной
Кыргызстна в эпоху бронзы (с III тысячелетия до н. э. до IX-VIII вв. до н.э)
характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и
земледельческого хозяйства, выделением первых кочевников-скотоводов,
имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых общин.
Представители этого времени обладали европеоидной внешностью и говорили на
одном из восточно-иранских языков.
4. Общественный строй, культура, религиозные взгляды и быт саков. Войны
саков с иноземными завоевателями.
В 1 тысячелетии до н. э. на терр. Кырг-на жили сакские племена, европейцы
наз. их скифами. На территории Кыргызстана, в его северных районах жили саки-
тиграхауда (острошапочные саки), а в южных - саки-хаумаварга,т.е. "почитающие
хауму" (священное растение). Саки говорили на одном из восточно - иранских
языков, имели европеоидный облик. Лишь некоторые из них имели лёгкий налёт
монголоидных признаков. В V-IV вв. до н. э. в сакской коннице появились
отряды тяжеловооружённых воинов защищённых пластинчатыми доспехами и
металлическими шлемами. В целом войско саков имело высокий международный
авторитет и считалось непобедимым. В VI в. до н. э. саки вели упорную борьбу
с персами за независимость, вступили в мирные и военные отношения с Ираном,
также саки вели героическую борьбу с армией Александра Македонского. А в
середине II в. до н. э. оставшихся на Тянь - Шане саков завоевали усуни.
5. Усуни: хозяйство, культура, отношения с сопредельными странами.
У усуней были рыжие волосы и голубые глаза. Царь усуней носил титул "кунбаг"
(князь над племенами). Власть кунбага была наследственной. В своей
деятельности он опирался на совет старейшин. Основой хозяйства усуней было
полукочевое скотоводство, а главным богатством - лошади. Со второй половины
II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань.
Заключаются неоднократные династические браки усуньских кунбагов с
принцессами империи Хань и державы гуннов. Образовалось два постоянно
соперничающие между собой ветви в династии кунбагов: "ханьскую", "гуннскую".
В 70-х годах I в. до н. э. - гунны, обеспокоенные возвышением усуней
предприняли несколько удачных рейдов крупных отрядов конницы на восточные
границы усуньских владений. Тогда усуни заключили с империей Хань договор о
совместных военных действиях против гуннов и в 71 году до н. э. усуни нанесли
гуннам сокрушительный удар.
6. Давань: экономика, культура, политика.
В китайских хрониках (II-I вв. до н. э.) древне ферганское государство
названо Давань. Гос-вом правила династия местных царей. Власть их была
ограничена советом старейшин из знати. В Фергане было до 70 больших и малых
городов, рассредоточенных по отдельным офисам. Станцией являлся город Эрши.
По внешнему виду жители были европеоидами. Имели впалые глаза и густые
бороды. В конце II в. до н. э. на Давань напал сильный и агрессивный ханьский
Китай. После неудачного похода на маленькую Фергану престиж империи Хань
очень упал. Поэтому был задуман второй поход на запад. На этот раз Ферганцы
потерпели поражение в борьбе с могущественным Китаем. После 4-х летней борьбы
с империей Хань древне ферганское государство восстановило свою
независимость. В I - V вв. в Фергане наступил хозяйственный и культурный
подъём, возникло
много новых городов и
бирюзы и другие полезные ископаемые.
7. Происхождение хунну. Устройство хуннской державы: общественный строй,
политическая и правовая структура, культура и религия.
Хунны впервые упоминаются в китайской истории под 1764 г. до н.э. В
Центральной Азии в III - середине V вв. господствовали эфталиты. Они считало
своим предком мифического сына волчицы по имени Ашина. Проблема их этнической
принадлежности остаётся неясной. Само название народа было "хион" (гунны).
Они делились на красных и белых. К красным хионам относилась часть
тюркоязычных племён объединения "он ак бодун", населявших Ала-Тоо. Никакого
государственного устройства у хуннов не было. Отдельные семьи кочевали по
степи со стадами, состоявшими из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и
в меньшей степени верблюдов и ослов. К III в. до н.э. хунны уже были
хозяевами всех степных пространств от пустыни Гоби до сибирской тайги, в III
в. до н.э. мы наблюдаем у хуннов патриархально-родовой строй и бытовое
рабство
8. Образование державы хунну. Отношение хунну с сопредельными странами и
народами. Падение хуннской державы.
Ветвь хуннов, покинув степи Монголии, в результате беспримерной миграции
оказалась в Европе. Уже в IV в. их потомки едва не уничтожили саму Римскую
империю. Предки гуннов, хунны, были небольшим народом, сложившимся в IV в. до
н.э.
на территории Монголии. В III в. до н.э. они переживали тяжелые времена, так
как с востока на них давили кочевники-сяньби, с запада нажимали согдийцы,
которых китайцы называли юечжи. Неудачными оказались и попытки хуннов
принять участие в китайских междоусобицах. В 93 г хуннский шаньюй проиграл
решающую битву, бежал на запад и пропал без
вести. Держава хуннов развалилась на части.
9. Возникновение и расцвет Великого Тюрского каганата. Завоевательные
войны древних тюрок.
В середине VI в. в Центральной Азии сложилось первое тюркское государство -
Тюркский каганат (с 552 г. до 744 г.) Энергичные вожди тюрок сумели создать
латную конницу, при помощи которой менее чем за столетие подчинили все
алтайские племена. Проблема их этнической принадлежности остаётся неясной.
Затем между тюрским каганатом и Ираном начались конфликты, в основе которых
лежали экономические интересы, связанные с доходами от торговли по Великому
Шёлковому пути. Вскоре тюрки захватили иранскую провинцию. По условиям мира
571 г. Иран
обязался выплатить тюркам
успехов, но в каганате началась междоусобная борьба. В 603 году произошёл
официальный раздел тюркской державы на Восточно-Тюркский и западно-Тюркский
каганаты.
10. Западно-Тюркский каганат: занимаемая территория, племенное деление,
экономика, внешняя и внутренняя политика.
В начале VII в. Западно - Тюркский каганат принял название "он ак эли"
(государство 10 стрел). Народ этого племени жил на Тянь-Шане и состоял из 2-х
крупных объединений: пять племён составляли конфедерацию "нушиби", другие 5
племён под общим названием "дулу". Во время правления Тон-джабгу-кагана (618-
630 гг.) была проведена
важная административная
кочевую и осёдло-земледельческую знать оазисов Средней Азии и Восточного
Туркестана, что существенно ограничивало незаконные поборы в пользу степных
аристократов. Убийство Тон-Джабгу-кагана спровоцировало междоусобные войны,
сопровождавшиеся частой сменой каганов. Началась деградация каганата.
11. Тюргешский каганат: государственное устройство, борьба с внешними
врагами, междоусобицы.
В начале VIII в. на развалинах Западно-Тюркского каганата на Тянь - Шане
возникло государство тюргешей. Оно делилось на "жёлтые" и "чёрные" роды,
правители которых соперничали между собой. Положение государства было
сложным. С юга ему угрожали войска династии Тан, с востока- восстановившие
свой каганат тюрки, с юга -запада -арабские завоеватели. Однако главная
опасность тюргешам угрожала со стороны восточных тюрок, которые в это время
воссоздали свой каганат, названный Вторым Тюркским каганатом. Против него был
сложен тройственный антитюркский союз, в который вошли Но этот союз был
разбит. Земли тюргешей вошли в состав Второго Тюркского каганата, но
ненадолго, вскоре после этого погиб каган ВТК, что положило начало длительной
междоусобной борьбе за верховную власть между "жёлтыми" и "чёрными" родами
тюргешей. В середине VIII в. Тюргешский каганат пал под натиском карлукских
племён.
12. Великий Шелковый путь. Религии древнего и средневекового Кыргызстана.
Вплоть до II в. до н.э. две цивилизации Восток и Запад – жили в изоляции др.
от друга, т. к. на пути стояли высокие горные хребты, степи и пустыни. Во II
в. до н.э. китайск.путешественник Чжан Цянь сумел их преодолеть и пройти в
западные страны. Маршрут его пути стал в последствии основой для открытия
ВШП. Общая протяженность торговой дороги составляла ок. 7 тыс. км или 3 года
пути. С древних времен терр. Кырг-на пересекали три ветви Великого Шелкового
Пути. Ош - в течение многих тысячелетий из-за географически удобного
расположения был транзитным городом Ферганской ветки Великого Шелкового Пути.
Ош как удобное место для торговли и обмена товаров привлекал торговцев,
ремесленников, скотоводов и земледельцев. К XVI в торговля по ВШП пришла в
упадок, торговые города лежали в руинах.
13. Социально-экономические отношения и культура кыргызов Енисея.
В настоящее время есть
все основания считать
динлинами и гегунями, по крайней мере её поздний этап (III-V вв.)
древнекыргызской культурой. Основу общества дрених кыргызов составляли
свободные общинники-скотоводы и земледельцы. Над ними возвышалась
привилегированная прослойка знати. Третьей, полностью бесправной, социальной
группой были рабы. Владение Кыргыз (Цыгу) было первым племенным объединением
в Южной Сибири с зачатками государственности. Искусство древних кыргызов
отражено на древних пластинах, найденных в одной из могил. Они были сплошь
Информация о работе Смысл исторического познания и его функции. Методология исторической науки