Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:50, контрольная работа
Большое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку Близится рубеж тысячелетий.
Раздел 1. Роль естествознания в формировании профессиональных
2. Естествознание в изменяющемся мире
3. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания
4. Естествознание и математика
5. Развитие естествознания и антинаучные тенденции
6. Естествознание и нравственность
7. Рациональная и реальная картина мира
8. Естественно-научные и религиозные знания
Библиографический список
Однако
любой селекционер знает: чтобы
создать новую породу с улучшенными
свойствами, нужно выбраковать примерно
95% животных. Худшие не должны участвовать
в размножении - таков принцип
любого отбора. И вот тут евгеника
напрямую сталкивается с неразрешимыми
проблемами, лежащими в области человеческой
этики и морали.Как бы ни были гуманны
побудительные мотивы евгеники - сделать
человечество более здоровым, красивым,
одаренным и, в конечном счете, более счастливым,
- в самой ее сути есть какой то изъян. Она
не вписывается в сложную структуру человеческого
общества, сотканного из противоречий
не только биологических, но и юридических,
социальных, психологических, религиозных.
Ведь
всякое усовершенствование так или иначе
начинается с разделения на плохое и хорошее,
жизнеспособное и слабое, талантливое
и бездарное. Разделение - а потом отбор,
выбраковка не отвечающих тем или иным
требованиям вариантов. На уровне человеческого
общества такой отбор неизбежно означает
дискриминацию.С точки зрения чистой науки
евгеника в своих посылках тоже содержит
изъяны. Например, ее основная задача -
изменение соотношения вредных и полезных
признаков в сторону полезных. В самом
деле, в некоторых случаях можно сказать,
что есть "вредные" разновидности
генов и "полезные". Однако по самым
оптимистическим подсчетам генетиков,
за 200-300 лет можно было бы увеличить число
"полезных" генов в человеческой
популяции всего лишь на сотые доли процента.
Бесполезность
отбраковки "вредных" генов показали
и эксперименты нацистов: в свое
время в фашистской Германии были
практически уничтожены психические
больные, и сначала действительно
рождалось меньше детей с отклонениями.
Но прошло 40-50 лет, и сейчас процент
психических больных в Германии
такой же, какой был раньше.Другой
камень преткновения - евгеника пытается
контролировать сложные поведенческие
признаки людей, интеллект и одаренность,
которые определяются большим числом
генов. Характер их наследования очень
сложен. К тому же в развитии таланта и
интеллекта большую роль играют культура,
язык, условия воспитания. Все это передается
ребенку не через гены, а с помощью общения
с близкими людьми и учителями.
Вне
всякого сомнения, задачи евгеники
остаются благородными. Основная дискуссия
идет вокруг способов их решения. Возможно,
что с развитием генной инженерии
сложнейшая задача улучшения наследственного
здоровья, человека будет решена приемлемыми
и вполне цивилизованными методами.В
обществе, в котором преобладают люди
с рациональным, практическим складом
ума, наука развивается иначе, чем в обществе,
где больше идеалистов и романтиков и
где запрещающие барьеры носят национальный,
этнический или сословный характер.
Влияние
естествознания на мораль в обществе
всегда было огромно, однако в нем
никогда не было единого мнения в
вопросе об оценке такого влияния. С
одной стороны, расширение горизонтов
знания, разрушение унизительных предрассудков,
обеспечение доступа к
Известно,
во многих странах большинство передовых
естественно-научных достижений идет
на создание новой военной техники,
в том числе и средств
7.
Рациональная и реальная
Основываясь
на научном восприятии мира, многие
убеждены, что окружающий мир подвластен
рациональному анализу. Для них
все явления имеют логическое
объяснение, а еще не решенные проблемы
решит наука, и то, что сегодня
кажется чудом, завтра станет объяснимым
и понятным.В узком смысле слова "моя
картина мира", "мое мировоззрение"
- это мои собственные представления об
окружающем мире, сложившиеся на основе
его восприятия моими органами чувств.
В широком смысле - это мои накопленные
суждения обо всем, что воспринимают мои
органы чувств и чем заняты мои мысли.
Все это лишь отражение небольшой части
видимого окружающего нас мира.
Многие
думают об этом примерно так: "Как
можно найти место для
Трудно
не согласиться с тем, что мы принципиально
не в состоянии непосредственно
воспринимать мир таким, каким его
регистрируют наши глаза и уши: все
ощущения органов чувств обрабатываются,
оцениваются, фильтруются нашим
мозгом и "сплавляются" затем в
единую картину.Осуществляемая мозгом
обработка ощущений направлена прежде
всего на создание целостного восприятия.
Соответственно и наши мыслительные процессы
протекают так, чтобы обеспечивалось целостное
понимание и вырисовывались осмысленные
образы. Каждый знает из собственного
опыта, что гораздо легче следить за ходом
мыслей, которые нам известны, чем понять
и осмыслить совершенно новые идеи. Абсолютно
нормально поэтому, что человеку с рациональным
мышлением представления о сверхъестественных
явлениях или о Боге кажутся немыслимыми
и, следовательно, совершенно необоснованными.
Попробуем в этой связи найти другой критерий
оценки правильности рационального восприятия
мира. Приведем характерный пример, который,
хотя и представляется нашей рациональной
логике абсолютно невозможным, является
тем не менее физической реальностью:
корпускулярно-волновой дуализм света.
Если разделить луч лазера на два луча,
то, накладываясь друг на друга, они могут
"погаситься" (лучи противофазны),
или, наоборот, их интенсивность суммируется
(лучи синфазны). Это явление интерференции
можно объяснить волновой природой света.
Однако свет обладает и корпускулярной
природой, которая подтверждается экспериментально.
Обе природы света представляются нашей
логике взаимоисключающими противоположностями,
поскольку ни при каких обстоятельствах
два потока частиц, накладываясь друг
на друга, не могут погаситься. Двойственная
природа света (или, как принято говорить
в физике, дуализм света), наглядно показывает,
что для понимания природы рационального
анализа недостаточно.
Можно
говорить о реальности нашего познания
окружающего мира при сопоставлении
его тем или иным способом с
нашими представлениями о нем. "Наше
познание реально лишь постольку, поскольку
наши идеи сообразны с действительностью
вещей", - так считал Джон Локк (1632-1704),
известный английский философ.Каждая
эпоха рождает новые знания о природе
и новый опыт восприятия окружающего мира
и нас самих. Но такие знания и опыт не
есть новое мировоззрение. Это лишь шаг,
абсолютно необходимый для формирования
мировоззрения. Людям необходимы самые
разнообразные знания и все то рациональное,
что добыто современной наукой, чтобы
использовать могущество человека и природы
во благо человека.
Человек
обладает удивительным феноменом - разумом,
благодаря которому он познает окружающий
мир, обладает способностью анализировать
происходящее и предвидеть некоторые
фрагменты будущего, хоть полностью
предсказать будущее ему не дано. Но разум
не всесилен, и абсолютизация его возможностей
крайне опасна. Не менее опасна и абсолютизация
естественно-научной истины, которая,
подобно миражу, отдаляется по мере приобретения
новых знаний и формирования новых эмпирических
обобщений. Вот почему мировоззрение никогда
нельзя свести к чисто научному, рационалистическому
миропредставлению. Такое утверждение
не соответствует тем канонам, которые
пытались привить нам в недалеком прошлом.В
формировании мировоззрения участвует
множество факторов. Это религия, семейные
традиции, встречи с людьми, собственная
активная деятельность и многое другое.
Но в процессе обучения необходимо выделить
рациональное ядро мировоззрения, то,
что должно быть общим для всех людей,
на что человек может надежно опереться
в своей практической деятельности. Рациональное
начало нельзя смешивать с иррациональным,
т.е. с тем, что не является логическим
следствием того или иного эмпирического
обобщения. Каждый человек живет в своей
иррациональной среде, играющей важную
роль в его действиях и судьбе. Трудно
объяснить иррациональную сущность человека,
так она обладает своеобразной спецификой
и индивидуальными особенностями, присущими
каждому человеку.
Мир
человека - это неразрывная связь
рационального и
Задача
формирования нового мировоззрения
и воспитания человека эпохи ноосферы
совсем не безнадежная. Конечно, в каждом
человеке заложено некое иррациональное
начало. У каждого человека свой
собственный внутренний духовный мир,
который не возникает сам по себе.
И если люди хотят сохранить себя,
свой род, природу и все то, что
накоплено человечеством за тысячелетия,
им необходимо не только знать основы
современного естествознания, но и
научиться воспринимать те символы
красоты, которыми богата сама природа
и которые создает человек.8. Естественно-научные
и религиозные знания
Информация о работе Роль естествознания в формировании профессиональных знаний