Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:50, контрольная работа
Большое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку Близится рубеж тысячелетий.
Раздел 1. Роль естествознания в формировании профессиональных
2. Естествознание в изменяющемся мире
3. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания
4. Естествознание и математика
5. Развитие естествознания и антинаучные тенденции
6. Естествознание и нравственность
7. Рациональная и реальная картина мира
8. Естественно-научные и религиозные знания
Библиографический список
Из
данной закономерности вытекают следующие
выводы. За каждые 60 лет научная продукция
увеличивается примерно в 50 раз. За
последние 30 лет такой продукции
создано приблизительно в 6,4 раза больше,
чем за всю историю человечества.
В этой связи к многочисленным
характеристикам XX в. вполне оправдано
можно добавить еще одну - "век
науки".Что касается развития отечественной
науки, то представляют интерес следующие
цифры. В 1913г. в России было не более 12 тыс.
научных сотрудников.
К
1976 г. их численность в СССР составила
около 1,2 млн., т.е. за 63 года выросла
в 100 раз.Большое внимание развитию науки
уделял академик В.И. Вернадский (1863-1945),
выдающийся ученый, автор многих основополагающих
работ в различных отраслях естествознания,
а также известных трудов по философии
естествознания. В своей книге "Научная
мысль как планетное учение" он писал:
"Материальная, реально непрерывная
связанность человечества, его культура
неуклонно и быстро углубляется и усиливается.
Общение становится все интенсивнее и
разнообразнее и постояннее... Увеличение
вселенскости, спаянности всех человеческих
обществ непрерывно растет и становится
заметным в немногие годы, чуть не ежегодно.
Научная мысль - единая для всех, и та же
научная методика, единая для всех, сейчас
охватила все человечество, распространилось
во всей биосфере, превращает ее в ноосферу.
Это новое явление, которое придает особое
значение наблюдаемому сейчас росту науки,
взрыву научного творчества... В XX веке
оно под влиянием интенсивного роста научной
мысли выдвинуло на первое место прикладное
значение науки как в общежитии, так и
на каждом шагу: в частной, в личной и коллективной
жизни. Государственная жизнь во всем
ее проявлении охватывается научным мышлением
в небывалой раньше степени. Наука ее захватывает
все больше и больше".
Совершенно
очевидно, что в пределах рассмотренных
показателей (их, конечно, нельзя считать
исчерпывающими характеристиками для
сложной проблемы развития науки) экспоненциальное
развитие науки не может продолжаться
сравнительно долго, иначе в ближайшем
будущем все население земного
шара превратилось бы в научных сотрудников.
При этом следует иметь в виду,
что не каждый исследователь вносит
существенный вклад в подлинную
науку и даже в большом числе
научных публикаций содержится сравнительно
небольшое количество по-настоящему
ценной научной информации. Дальнейшее
развитие науки будет продолжаться
и в будущем, но не за счет экстенсивного
роста числа научных
С
тех пор, как человечество обрело
способность излагать мысли и
передавать опыт познания окружающего
мира, между знанием и незнанием
образовалась промежуточная область,
в которой всегда находилось место
для описания загадочных действий колдунов,
предсказаний астрологов, неопознанных
летающих объектов (НЛО) и многого
другого, что составляет предмет "альтернативной
науки". В наше время, когда Россия и
страны бывшего Советского Союза переживают
глубокий экономический кризис, захлестнувший
науку, когда существенно сократилось
финансирование научных исследований,
резко уменьшились тиражи научных, учебных
и научно-популярных изданий, когда нет
средств на приобретение научных журналов
и книг, наблюдается небывалый рост публикаций
(не только в газетах, но нередко и в научных
изданиях) о колдунах, астрологах, парапсихологах,
НЛО и т.п., т.е. появился мощный поток антинаучной
и антитехнологической информации. Значительно
возрос интерес к сверхъестественному,
к отрицанию завоеваний разума и ко множеству
негативных проявлений иррациональности
и мистицизма. Такие симптомы - характерные
признаки общества с нездоровой экономикой
- указывают на весьма опасные устремления
в обществе, которое до недавнего времени
считало себя приверженным науке, рациональным
и как бы основанном на "научных"
принципах.
На
пути естественно-научного познания законов
и явлений природы возможны два
ошибочных подхода. В первом из них
отрицается все ранее известное
и предлагаются новые теории, которые,
по мнению авторов, способны наиболее
полно и правильно описать исследуемый
объект. С таким подходом вряд ли можно
полностью согласиться: в процессе развития
науки, как правило, отвергается и заменяется
чем-то новым далеко не все. Обычную систему
научных понятий расширяют, выдвигают
более общие теории. При этом подразумевается:
все то, что мы знали раньше, - только часть
того, что мы знаем теперь. Например, классическая
механика Ньютона верна, но только для
сравнительно медленных движений, т.е.
для скоростей, значительно меньших скорости
света в вакууме. Таким образом, ее место
уточнено, но она не отвергнута, не выброшена,
не забыта и не объявлена шарлатанством.Во
втором подходе к познанию законов окружающего
мира нет полного отрицания того, что известно,
но предлагаемые идеи рассматриваются
в совершено другой плоскости. Преимущественно
такой подход и приводит к антинаучным
тенденциям, которые активизируются в
последнее время и являются одним из многих
следствий безысходности и разочарованности
людей во всем происходящем.
Наука
и антинаучные тенденции
В
истории науки Нового времени, в
идеях Коперника и Везалия, Кеплера
и Галилея, Декарта и Бэкона, в
утверждении научного метода, опыта
над силой авторитета прослеживаются
начала современного рационального
мышления. Блестящим примером тому
служит классическая физика, подлинным
триумфом которой стала небесная
механика Солнечной системы - быть может,
самое яркое событие в истории
развития знаний человека за все времена.
Со всех точек зрения это было время
великой перестройки Европы, время
раскола, реформации. В ту эпоху потрясений
и смуты одновременно с расцветом
науки с невероятной силой
расцвели и суеверия. Только в Европе
в XVII в., по достоверным данным, заживо
сожгли или утопили не менее 50 тыс. "ведьм".
Кеплеру с немалым риском для себя удалось
спасти мать от костра. Так Европа прощалась
с тысячелетием средневековой идеологии.
В меньшем масштабе подобные симптомы
мы видим в "месмеризме" - идее животного
магнетизма - в канун революции во Франции,
в спиритизме - мистической практике общения
с душами умерших, "научных" суевериях
и распутинщине перед потрясениями XX в.Суеверия,
культы и мистика с поразительной неизбежностью
возникали и возникают во время кризиса
в обществе. Сегодня это - парапсихология
и экстрасенсы, ясновиденье и астрология,
снежные люди и летающие тарелки. Удивление
вызывает поразительный интерес ко всему
неочевидному и невероятному. Именно такой
интерес становится индикатором неустроенности
общества, свидетельствует об уходе от
действительности, о потере смысла и цели
жизни как обществом, так и отдельной личностью.
Особый
счет следует предъявить средствам
массовой информации. В странах бывшего
Советского Союза продуктом гласности
стало раскрепощение
В
отношении анти - и псевдонаучной
практики всегда поражает не столько
полная безграмотность, сколько пренебрежение
основами научного метода. Более того,
самые рьяные "новаторы" отрицают
сам метод науки. Поразительна та
легкость, с какой отбрасываются
не только многолетний опыт науки, но
и элементарные требования логики,
и здравого смысла.В то же время, многие
учения с целью создания авторитета называются
наукой. Таковы, например, научная астрология
и научный коммунизм. Состояние методологической
культуры многих представителей отечественной
научной и технической интеллигенции,
несомненно, связано с общим кризисом,
постигшим нашу официальную философию,
науку и идеологию, да и культуру в целом.
В
настоящее время широко распространилось
увлечение культами и верованиями,
в основном восточного толка, с поразительным
упорством насаждающееся среди
молодежи и интеллигенции, особенно
той, которой не хватает культуры
и образованности. Поэтому так
удивляет отсутствие (за редким исключением)
аргументированной критики
6.
Естествознание и
Развитие
естествознания, науки в целом
и нормальное течение жизни общества
нуждаются в урегулировании поведения
и действий людей посредством
не только правовых, но и нравственных
норм. Существуют многочисленные и
многогранные взаимосвязи естествознания
и нравственности как системы
социальных норм, регулирующих поведение
людей и направленных на сохранение
и развитие общества. Ученый-естествоиспытатель,
как и любой человек, испытывает
двойной контроль: внешний - со стороны
государства, социальной группы, общества
и внутренний, основанный на развитом
чувстве ответственности, совести
и нравственном идеале. Человечество
с самой своей колыбели выдвигало
разные нравственные идеалы: гармоническое
единство многообразных интересов
людей, единство личного и общественного,
царство справедливости, добра, правды
и красоты. Эти идеалы изменялись,
вступали в противоречие с практической
деятельностью людей, обогащались
опытом жизни. Наряду с правом в любом
обществе действуют так называемые
"неписаные законы", которые
выражаются в основе правил нравственности
- морали.Естествознание, как и наука в
целом, оказывает сильное влияние на мораль,
испытывая на себе обратное воздействие.
Общество не может не ограничивать научный
поиск, если сам поиск или его результаты
противоречат нормам нравственности или
сложившимся представлениям о гуманности.
Вопрос, можно ли запретить постижение
истины во имя спасения морали, ответа
не имеет. Приоритет истины перед моралью
иногда основывается на простом сравнении:
мораль относительна и изменчива, а истина
абсолютна и вечна. Однако справедливость
такого довода весьма сомнительна. Во-первых,
любая истина, в том числе и естественно-научная,
всегда относительна в силу объективных
и субъективных причин. Во-вторых, не всякая
истина нужна людям, о чем хорошо сказал
немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860):
"Вы превозносите достоверность и точность
математики, но зачем мне с достоверностью
знать то, что мне знать не нужно?"
До
сих пор так или иначе ставятся под
сомнение или ограничиваются некоторые
виды этнографических исследований, эксперименты
над человеческими зародышами и многое
другое. Продолжают бунтовать противники
вивисекции - операции на живом животном
с целью изучения функций организма, действия
на него различных препаратов, разработки
новых методов лечения и т.п. До сих пор
спорят, нравственна ли пересадка органов.Остается
спорной правомерность евгеники - учения
о наследственном здоровье человека и
путях его улучшения. Прогрессивные ученые
ставили перед евгеникой вполне гуманные
цели. Их намерения были благими. Однако
идеи евгеники использовались и для оправдания
расизма. Некоторые проблемы евгеники,
в частности лечение наследственных заболеваний,
в последнее время ученые пытаются решить
с применением методов генной инженерии
и в рамках медицинской генетики. В этой
связи и особенно с проведенными экспериментами
по клонированию млекопитающих интерес
к евгенике возрос.
Создатели
евгеники исходили из того, что все
люди несовершенны. Уже в раннем
возрасте можно заметить - одни дети
одарены здоровьем, но природа "отдохнула"
на интеллекте, другие не могут похвастаться
физической красотой и крепостью, но
опережают сверстников в
Информация о работе Роль естествознания в формировании профессиональных знаний