Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:50, контрольная работа
Большое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку Близится рубеж тысячелетий.
Раздел 1. Роль естествознания в формировании профессиональных
2. Естествознание в изменяющемся мире
3. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания
4. Естествознание и математика
5. Развитие естествознания и антинаучные тенденции
6. Естествознание и нравственность
7. Рациональная и реальная картина мира
8. Естественно-научные и религиозные знания
Библиографический список
К
настоящему времени, к сожалению, нет
точного критерия определения фундаментальных
и прикладных проблем, нет ясных
правил отделения полезных исследований
от бесполезных, и поэтому общество
вынуждено идти на издержки.Ценность
фундаментальных исследований заключается
не только в возможной выгоде от них завтра,
но и в том, что они позволяют поддержать
высокий научный уровень прикладных исследований.
Сравнительно невысокий уровень исследований
в отраслевых институтах часто объясняется
отсутствием в них работ, посвященных
фундаментальным проблемам.
Взаимоотношения
между наукой и государством не ограничиваются
только товарно-денежными. Государство
часто вмешивается во внутренние дела
науки, а наука - во внутренние дела государства.
Вмешательство государства часто приводит
к отрицательным последствиям, и это можно
пояснить на примере неудачи создания
атомной бомбы в Германии, для правителей
которой политические убеждения ученого
были важнее его научных достижений. Объявление
кибернетики лженаукой, гонения ученых-генетиков
- все это примеры грубых вмешательств
погруженных в невежество представителей
власти, приведших ко всем известным печальным
последствиям. Часто бывает: чем авторитетнее
ученый, тем более независим он во взглядах.
Подвергая их гонениям или устраняя их,
обладатели власти искусственно нарушают
нормальный ритм работы огромного организма,
сложнейшей системы - науки. Подобная проблема
существует с давних времен. Еще в свое
время выдающийся ученый Галилей в письме
к герцогине Тосканской Христине писал,
что вмешательство в дела ученых "означало
бы, что им приказывают не видеть того,
что они видят, не понимать того, что они
понимают, и, когда они ищут, находить противоположное
тому, что они встречают..."Вмешательство
науки в дела государственные и общественные
гораздо сложнее и тоньше. Ни одно сколько-нибудь
серьезное решение для общества не принимается
без участия ученых. Поэтому правительства
обрастают всякого рода научными комитетами,
комиссиями, советниками, консультантами
и т.п. "Отношения на всех уровнях иерархии
при такой системе строятся по "оперной"
схеме: политики, избранники народа распевают
на правах солистов о благе народа, а ученые
- мозговые придатки политиков - потрясают
на правах статистов алебардами доходчивости
и устрашения", - так писал известный
американский физик И.А. Раби (1898-1988), лауреат
Нобелевской премии. Иногда политики не
понимают смысла объяснений советников.
Из истории науки известно: когда Карл
Х посетил политехническую школу, профессор
пытался объяснить ему, что гиперболоид
состоит из одних прямых. Исчерпав все
аргументы, профессор воскликнул: "Государь,
даю Вам честное слово, что это так!"
Политики
вынуждены доверять советникам. А
это означает, что демократическая
власть, реализуемая посредством
своих избранников, подменяется
властью научно-технической
4.
Естествознание и математика
Вряд
ли вызывает сомнение утверждение: математика
нужна всем вне зависимости от
рода занятий и профессии. Однако
разным людям необходима и различная
математика: для продавца, может
быть, достаточно знаний простейших арифметических
операций, а для истинного
"...
В последние годы я глубоко
сожалел, что не успел
Известно,
что еще в древние времена
математике придавалось большое
значение. Девиз первой академии - платоновской
Академии - "Не знающие математики
сюда не входят" - ярко свидетельствует
о том, насколько высоко ценили математику
на заре развития науки, хотя в те времена
основным предметом науки была философия.
Академия Платона (428/427- 348/347 до н. э), одного
из основоположников древнегреческой
философии, - первая философская школа,
имевшая на первый взгляд весьма косвенное
отношение к математике.
Каково
же мнение по этому вопросу философов?
Ограничимся лишь высказыванием
выдающегося немецкого философа
Иммануила Канта (1724-1804). Развивая философскую
мысль Галилея в "Метафизических началах
естествознания", он сказал: "В любом
частном учении о природе можно найти
науку в собственном смысле лишь столько,
сколько имеется в ней математики... Чистая
философия природы вообще, т.е. такая, которая
исследует лишь то, что составляет понятие
природы вообще, хотя и возможна без математики,
но чистое учение о природе, касающееся
определенных природных вещей (учение
о телах и учение о душе), возможно лишь
посредством математики; и так как во всяком
учении о природе имеется науки в собственном
смысле лишь столько, сколько имеется
в ней априорного познания, то учение будет
содержать науку в собственном смысле
лишь в той мере, в какой может быть применена
в ней математика".Большинство теорий
различных отраслей современного естествознания
основаны на математическом описании
строгой логической структурой. Рассмотрим
характерный пример анализа логической
структуры доказательства, позволяющего
сделать правильный вывод, даже не обращаясь
к эксперименту как необходимому элементу
естественно-научной истины. Доказательство
касается того, что все тела падают с одинаковой
скоростью. Оно изложено Галилеем в книге
"Беседы и математические доказательства,
касающиеся новых отраслей науки" (1638).
Опровергая утверждение Аристотеля о
том, что более тяжелые тела падают с большей
скоростью, чем легкие (что в то время было
актом огромного мужества), Галилей приводит
следующее рассуждение. Допустим, Аристотель
прав, и более тяжелое тело падает быстрее.
Скрепим два тела - легкое и тяжелое. Тяжелое
тело, стремясь падать быстрей, будет ускорять
легкое, а легкое, стремясь двигаться медленнее
тяжелого, будет его тормозить. Поэтому
скрепленное тело будет двигаться с промежуточной
скоростью. Но оно тяжелее, чем каждая
из его частей, и должно двигаться не с
промежуточной скоростью, а со скоростью
большей, чем скорость более тяжелой его
части. Возникло противоречие, и, значит,
исходное предположение неверно.
Приведенный
пример иллюстрирует, насколько сильна
логика рассуждений, присущая, как правило,
математическому
При
этом он подчеркивал важность физического
образа того или иного явления: "Мы
должны найти такой прием
Нам
скажут, что наука есть лишь классификация
и что классификация не может
быть верною, а только удобною. Но это
верно, что она удобна; верно, что
она является такой не только для
меня, но и для всех людей; верно,
что это не может быть плодом случайности.В
итоге единственной объективной реальностью
являются отношения вещей, отношения,
из которых вытекает мировая гармония.
Без сомнения, эти отношения, эта гармония
не могли бы быть восприняты вне связи
с умом, который их воспринимает или чувствует.
Тем не менее, они объективны, потому что
общие и останутся общими для всех мыслящих
существ".
5.
Развитие естествознания и
Темпы
развития.
С
течением времени и особенно в конце
последнего столетия наблюдается изменение
функций науки, и в первую очередь - естествознания.
Если раньше основная функция науки заключалась
в описании, систематизации и объяснении
исследуемых объектов, то сейчас наука
становится неотъемлемой частью производственной
деятельности человека, в результате чего
современное производство - будь то выпуск
сложнейшей космической техники, современных
супер - и персональных компьютеров или
высококачественной аудио - и видеоаппаратуры
- приобретает наукоемкий характер. Происходит
сращивание научной и производственно-технической
деятельности. Появляются крупные научно-производственные
объединения - межотраслевые научно-технические
комплексы "наука - техника - производство",
в которых науке принадлежит ведущая роль.
Именно в таких комплексах были созданы
первые космические системы, первые атомные
электростанции и многое другое, что составляет
наивысшие достижения науки и техники.В
последнее время многие ученые считают,
что наука - производительная сила; при
этом имеется в виду прежде всего естествознание.
Хотя наука и не производит непосредственно
материальную продукцию, но всем понятно,
что в основе производства любой продукции
лежат научные разработки. Поэтому, когда
говорят о науке как о производительной
силе, принимают во внимание не конечную
продукцию того или иного производства,
а ту научную информацию - своего рода
продукцию, - на базе которой организуется
и реализуется производство материальных
ценностей.
Учитывая
такой важный показатель, как количество
научной информации, можно сделать
не только качественную, но и количественную
оценку временного изменения данного
показателя и таким образом определить
закономерность развития науки.Результаты
количественного анализа показывали,
что темп развития науки, как в целом, так
и для таких отраслей естествознания,
как физика, биология и т.п., а также для
математики характеризуется приростом
научной продукции на 5-7% в год на протяжении
последних 300 лет. При анализе учитывались
конкретные показатели: число научных
статей, изобретений и т.д. Такой темп развития
науки можно охарактеризовать и по-другому.
За каждые 15 лет (половина средней разницы
в возрасте между родителями и детьми)
объем научной продукции возрастает в
е раз (е =2,72 - основание натуральных логарифмов).
Это утверждение составляет сущность
закономерности экспоненциального развития
науки.
Информация о работе Роль естествознания в формировании профессиональных знаний