Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:50, контрольная работа
Большое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку Близится рубеж тысячелетий.
Раздел 1. Роль естествознания в формировании профессиональных
2. Естествознание в изменяющемся мире
3. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания
4. Естествознание и математика
5. Развитие естествознания и антинаучные тенденции
6. Естествознание и нравственность
7. Рациональная и реальная картина мира
8. Естественно-научные и религиозные знания
Библиографический список
Многочисленные товары массового потребления - от простейших предметов домашнего обихода до современных персональных компьютеров, сложнейшие технические средства эксперимента: мощные лазерные установки, синхрофазотроны, устройства для наблюдения структуры молекул и др. - уникальная космическая техника, самолеты, автомобили и многое другое - все это продукты достигших высокого совершенства наукоемких технологий. Чем выше уровень технологий, тем выше качество выпускаемой продукции и тем она совершеннее. В основе любой передовой технологии лежат важнейшие достижения естествознания и прежде всего естественно-научные открытия последних десятилетий XX века.
Повышение
качества производимых товаров, совершенствование
технологий и, следовательно, развитие
естествознания стимулирует свободный
рынок. Но вместе с развитием наукоемких
технологий человек все активнее
вторгается в природу, нарушает естественное
состояние окружающей среды. Свободный
рынок, к сожалению, не может предотвратить
такое вторжение, не может запретить
разрушающие природу испытания
ядерного оружия, не может защитить
диких животных от безудержных охотников,
не может спасти биосферу от кислотных
осадков и, наконец, защитить живую
природу от нерадивых туристов и
отдыхающих. Такую сложную и многогранную
проблему могут решить и решают представители
власти, правительства государств,
которые обязаны принимать
Рациональное
государственное управление на любом
уровне невозможно без естественно-научных
знаний, которые не только определяют
уровень развития технологий и, следовательно,
экономики, но и являются основой
для сохранения окружающей среды - с
помощью самых современных
Проблема сохранения природы приобретает государственные, а в ряде случаев и межгосударственные масштабы. Ее решение во многом прямо или косвенно зависит от степени внедрения достижений естествознания, которое отражает в значительной мере потребности практиков и в то же время финансируется в прямой зависимости от периодически меняющейся политики государства и общественности. Такая зависимость может привести не только к процветанию науки (и естествознания в том числе), но, к сожалению, к ее кризису, который переживают в последнее время страны бывшего СССР. Кризис науки, экономический кризис - основные источники скептицизма по отношению к науке. Но даже в кризисной ситуации остается непоколебимой одна из важнейших особенностей научных знаний - они оказывали и оказывают огромное влияние на окружающий постоянно изменяющийся мир и направлены на пользу человечеству. Вряд ли осмелится кто-либо отрицать те многочисленные блага, которые принесли человечеству естественно-научные знания. Вместе с никем не опровергнутыми положительными качествами естествознания следует назвать и те, которые обусловлены природой самого знания и ограниченностью человека познавать мир. Например, еще в XIX в. были предложены математические модели, противоречащие представлениям мыслителей прошлого: оказалось, случайные хаотические процессы можно описать вполне определенными математическими уравнениями. Однако результаты решений многих подобного ряда уравнений очень чувствительны к изменениям начальных условий, что, естественно, затрудняет точное предсказание поведения рассматриваемой системы даже в ближайшем будущем. Стоит ли тогда спорить о том, детерминистична ли Вселенная, представляющая собой довольно сложную систему, если вполне определенные математические модели дают всего лишь вероятностные результаты.
Можно
привести и другой пример, связанный
с прогнозом погоды. Погодные условия
во многом зависят от состояния атмосферы
- ее температуры, давления, влажности,
- которое сравнительно неплохо описывается
математическими уравнениями. Незначительные
изменения начальных условий
сильно влияют на конечный результат
решений уравнений. Поэтому сделать
достаточно точный прогноз погоды (уж
не говоря о долгосрочном прогнозе)
практически невозможно. Изменение
погоды - вероятностный процесс. В
этой связи никакое уточнение
уравнений, увеличение массива данных,
повышение точности определения параметров,
определяющих погодные условия, не могут
принципиально изменить сложнейшую математическую
процедуру прогнозирования.Естественно-
Приведем
характерный пример того, как рекомендации
ученых и решения представителей
власти не могут повлиять на привычные
действия людей. Многим известно, что
при сжигании нефтепродуктов, угля
образуется чрезмерно большое количество
углекислого газа и не менее опасные
соединения серы, приводящие к кислотным
осадкам. Последствия кислотных осадков
ужасны - окисляется почва, деградирует
растительный и животный мир, разрушаются
металлические конструкции, строения
и т.д. Основной источник кислотных осадков
- автомобильные выхлопные газы, объем
которых становится сравнительно большим
при чрезмерно большой скорости движения
автотранспорта на магистралях. Ограничение
скорости привело бы к существенному уменьшению
объема вредных газов. Однако население
выступило против ограничения скорости
- таков результат недавно проведенного
референдума в Германии. Автомобилями
пользуются простые граждане, и правительство
идет им навстречу, игнорируя рекомендации
ученых. А такое пренебрежение равносильно
незнанию, которое, как заметил Сенека,
- плохое средство избавиться от беды.Один
из возможных способов решения подобного
рода проблем заключается в целенаправленном
воспитании молодого поколения, в смене
обыденного мышления и привычных действий:
необходимо понимание того, что важно
не только обладание автомобилем и возможность
ездить с высокой скоростью, но и рациональное
пользование им, не только наличие кондиционера
в жилище, но и применение его в случае
необходимости.
Что
же касается ученых-естествоиспытателей,
то они уже предлагают перспективные
технологии, позволяющие экономно расходовать
материальные ресурсы, тепло и энергию.
Решению рассматриваемых
Рыночная
экономика строится на прибыли. Фирмы,
не прошедшие испытания рынком, исчезают.
Иногда бывает, если нет прибыли
от экологически чистого производства,
то в жертву приносится природа: загрязняется
воздух и вода, заражается почва. Конечно,
всем понятно, что подобная рыночная
экономика работает во вред человеку,
чего допускать никак нельзя. Цивилизованному
обществу нужен такой механизм промышленного
производства и рыночных отношений,
который способен обеспечить выпуск
высококачественной продукции и
сохранить при этом природу, неотъемлемой
частью которой является сам человек.
Природа - чрезвычайно сложная, легко
ранимая живая система."Не то,
что мните вы, природа:
Не
слепок, не бездушный лик -В ней есть
душа, в ней есть свобода,
В
ней есть любовь, в ней есть язык..."Ф.
Тютчев
Эти
замечательные слова великого русского
поэта Ф. Тютчева (1803-1873) полезно помнить
всем и особенно тем, кто собирается
посвятить свою деятельность не только
изучению природы, но и ее преобразованию.
3. Фундаментальные и прикладные
проблемы естествознания
"Наука
- самое важное, самое прекрасное и нужное
в жизни человека" - так выразительно
и кратко оценил практическую значимость
науки великий русский писатель А. Чехов
(1860-1904). Однако такое однозначное представление
о науке не всегда находит понимание в
обществе в повседневной жизни. Отношение
общества к науке, и особенно к естествознанию,
определяется в основном тем пониманием
ценности науки, сформированным в данный
момент времени. Часто ценность науки
представляется в двух смыслах, которые
можно кратко выразить в виде двух вопросов.
Что наука дает людям для улучшения их
жизни? Что она дает небольшой группе людей,
изучающих природу и желающих знать, как
устроен окружающий нас мир? Один из существенных
признаков разделения проблем естествознания
на прикладные и фундаментальные основывается
на ответах на данные два вопроса: первый
из них характеризует прикладную науку,
а второй - фундаментальную.
Приведем
мнение о пользе науки крупнейшего
математика, физика и философа Анри
Пуанкаре (1854-1912): "Я не говорю: наука
полезна потому, что она научила
нас создавать машины; я говорю:
машины полезны потому, что, работая
на нас, они некогда оставят нам
больше времени для занятия наукой".
Разумеется, те, кто финансирует
науку, имеют несколько иную точку
зрения. Для них главное - все-таки
машины. В их понимании основная
функция ученых должна состоять не
в том, чтобы искать естественно-научную
истину, а в том, чтобы находить вполне
определенные, конкретные решения тех
или иных научных задач.Многие представители
власти понимают, что в большинстве случаев
фундаментальные исследования - это работа
на будущее. Нежелание остаться без будущего
в науке и приводит к осознанной необходимости
финансировать фундаментальные исследования.
При решении вопроса о финансировании
как раз и возникает серьезная проблема
отделения тех исследований, которые не
требуют финансирования, и могут обходиться
немедленной реализацией собственного
продукта, от тех, которые все-таки требуют
финансирования. Другими словами, как
отличить прикладные исследования от
фундаментальных? Ведь иногда некоторые
исследования, прикладные по существу,
но никуда на самом деле "не прикладываемые",
могут рядиться в одежды фундаментальные,
и исследователи при этом могут требовать
ничем не оправданных вложений.
Приведенный
выше признак разделения проблем
естествознания на прикладные и фундаментальные
нельзя считать критерием для финансовых
органов. Недостаток его - расплывчатость
и неконкретность. Задача разделения усложняется
еще и тем, что нередко прикладные и фундаментальные
исследования переплетаются между собой.
Например, исследователь, изучающий ударную
волну, производимую сверхзвуковым самолетом,
может считать, что познает гармонию мира,
а ученый, открывший новое физическое
явление, может тут же найти ему практическое
применение.Для решения данной задачи
еще в 1950-х годах в США был образован специальный
комитет, который составил сводку характеристик
фундаментальных исследований. Вот они:
исследование,
которое не соотнесено ни с каким
конечным результатом;бесполезное решительно
для всех;
исследование,
направленное на поиск нового знания;предпринимаемое
только по желанию исследователя;
не
нуждающееся в ограничениях секретности;проводимое
исследователем, который не в состоянии
объяснить цель своих исследований;
новое
исследование, не имеющее практического
значения.Данные характеристики также
расплывчаты. Все это говорит о чрезвычайной
сложности разделения естественно-научных
проблем на прикладные и фундаментальные.
Поэтому иногда такое разделение производят
по чисто формальному признаку: проблемы,
которые ставятся перед учеными извне,
т.е. заказчиком, относят к прикладным,
а проблемы, возникшие внутри самой науки,
- к фундаментальным.
Слово
"фундаментальный" не следует
смешивать со словами "важный",
"большой" и т.п. Прикладное исследование
может иметь очень большое
значение и для самой науки, в
то время как фундаментальное
исследование может быть незначительным.Существует
мнение, что достаточно предъявить высокие
требования к уровню фундаментальных
исследований для достижения желаемой
цели, и выполненные на высоком уровне
исследования рано или поздно найдут применение.
В обосновании такого мнения приводится
пример: древние греки изучали казавшиеся
бесполезными в те времена конические
сечения, которые примерно через 17 веков
нашли неожиданное применение в теории
Кеплера.
Результаты
многих фундаментальных исследований,
к сожалению, никогда не найдут применения.
В обоснование такого утверждения
можно назвать три причины. Первую
из них можно пояснить на примере
тех же конических сечений. В течение
примерно двадцати веков было использовано
лишь несколько теорем о конических сечениях,
хотя в древности их было доказано свыше
ста. Если в ближайшее время или через
несколько веков понадобятся подобного
рода теоремы, то их быстро, без особых
усилий, докажут заново, не тратя времени
на поиски исторических реликвий. Вторая
причина - фундаментальные исследования
проводятся с большим превышением потребностей
общества и науки прежде всего. Рождаются
теории, от которых потом целиком отказываются
(например, теория эпициклов). В последнее
время в естествознании стали преобладать
не экспериментальные, а теоретические
работы, хотя всем понятно, что эксперимент
составляет основу естествознания. Такое
положение обусловливается объективными
и субъективными факторами. Объективные
факторы - современный эксперимент сопряжен
с использованием сложного дорогостоящего
оборудования. Субъективные - стремление
исследователей любой ценой получить
новые результаты. В результате рождаются
многочисленные теории ради теорий, которыми
переполнены научно-технические журналы,
особенно отечественные. Вместе с тем
возникают целые школы, открываются институты
теоретических исследований, претендующие
на финансирование своих "фундаментальных
исследований".И, наконец, третья причина
- исследователи всегда стремились к ничем
не оправданному обобщательству. Речь
идет не о мысленном переходе от единичного
к более общему, то есть обобщении - одном
из важнейших процессов естественно-научного
познания, а об обобщательстве - переформулировании
на более общем и абстрактном языке с применением
новой терминологии того, что было известно
и раньше, но излагалось на более простом
и доступном языке. Обобщательством страдают
в первую очередь гуманитарные работы.
Не составляют исключения математические
и естественно-научные статьи, которые
обычно не связаны с новыми идеями, хотя
и направлены якобы на развитие и совершенствование
идей. Конечно же, подобного рода публикации
не способствуют развитию ни фундаментальной,
ни прикладной науки, а наоборот, сдерживают
его.
Информация о работе Роль естествознания в формировании профессиональных знаний