Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:59, реферат
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в
истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI
— XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперс
говорит о двух этапах становления науки.
1.Введение
2.Что такое естествознание?
3.Характерные черты науки
4.Отличие науки от других отраслей культуры
5.Наука и религия
6.Выводы
7.Список литературы
Реферат
Тема:
«Предпосылки возникновения
и этапы развития
науки»
Учебная
дисциплина «Концепция
современного естествознания»
Студент: Юнчик А.С.
Группа:Э111б
Преподаватель:
Ищук Михаил
Николаевич
1.Введение
2.Что такое
естествознание?
3.Характерные черты науки
4.Отличие науки от других отраслей культуры
5.Наука и религия
6.Выводы
7.Список
литературы
Наука в
ее современном понимании
истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI
— XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперс
говорит о двух этапах становления науки.
I этап: «становление логически и методически осознанной науки —
греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и
Индии». II этап: «возникновение современной науки, вырастающей с конца
средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во
всей своей широте с XIX в.» (К. Ясперс. Смысл и назначение истории - М.,
1994.- С. 100).
Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной
революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры
науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.
Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое
производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для
осуществления этих потребностей и понадобилась наука в качестве
производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели
науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались
ученые древности.
Греческая наука была умозрительным исследованием (само слово теория в
переводе с греческого означает умозрение), мало связанным с практическими
задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые
работы выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научных
результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая
наука признавалась низменной.
Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа увеличения
благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой.
Декарт писал: «Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним
числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая
непосредственно приступает к сущему и наступает на него, с тем, чтобы мы
добыли познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного
свода и всех прочих окружающих нас тел, причем это познание (элементов,
стихий) будет таким же точным, как наше знание разнообразных видов
деятельности наших ремесленников. Затем мы таким же путем сможем
реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они
пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления)
сделают нас хозяевами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждение о
методе. Избр. произв.- М., 1950.- С. 305).
Современник Декарта Ф. Бэкон, также много сил потративший для
обоснования необходимости развития науки как средства покорения природы,
выдвинул знаменитый афоризм: «Знание — сила». Ф. Бэкон пропагандировал
эксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то,
чтобы пытать мать-природу. Именно пытать. Определяя задачи
экспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал слово «inquisition»,
имеющее вполне определенный ряд значений — от «расследования», «следствия»
до «пытки», «мучения». С помощью такой научной инквизиции раскрывались
тайны природы
(сравни русское слово «
Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следующими двумя
чертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; 2)
господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск
простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм).
Благодаря соединению этих
рационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки.
Отметим как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла не
только в определенное время, но и в определенном месте — в Европе XVI века.
Причина возникновения науки
культуры, соединившей в себе чувственность с рациональностью;
чувственность, не дошедшую, как, скажем, в китайской культуре, до
чувствительности, и рациональность, не дошедшую до духовности (как у
древних греков). Никогда ранее в истории культуры не встречавшееся
причудливое сочетание особой чувственности с особой рациональностью и
породило науку как феномен западной культуры.
Западную культуру не зря называли рациональной, и ее не похожая на
греческую рациональность оказалась очень хорошо увязана с капиталистическим
строем. Она позволила все богатство мира свести в однозначно
детерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда и
технических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальную
прибыль. Но у выдающегося социолога XX в. П. Сорокина были основания и для
того, чтобы назвать западную культуру чувственной, поскольку она старалась
прочно опираться на опыт. Обе черты западной культуры понадобились для
развития науки вместе с еще одной, также для нее характерной. «В греческом
мышлении ответ на поставленный вопрос дается в результате убеждения в его
приемлемости, в современном — посредством опытов и прогрессирующего
наблюдения. В мышлении древних уже простое размышление называется
исследованием, в современном — исследование должно быть деятельностью»
(Ясперс К. Смысл и назначение истории- С. 104). В науке нашла свое
выражение еще одна специфическая черта западной культуры — ее
деятельностная направленность.
Деятельностной направленности ума благоприятствовал умеренно-
континентальный климат данного региона. Таким образом имело место
взаимовлияние природных, социальных и духовных факторов.
Итак, если теперь попытаться дать общее определение науки, то оно будет
выглядеть так: наука — это особый рациональный способ познания мира,
основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
Возникнув после философии и религии, наука, в определенной степени - синтез
этих двух предшествовавших ей отраслей культуры, результат «существовавшей
в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личную
энергию Иеговы с рациональностью греческого философа» (Пригожий И.,
Стенгерс И.
Порядок из хаоса- М., 1986.- С. 92).
Что
такое естествознание?
Предмет естествознания —
органами чувств. Задача ученого — обобщить эти факты и создать
теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Это
раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и
создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.
Следует различать факты опыта,
Информация о работе Предпосылки возникновения и этапы развития науки