Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:59, реферат
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в
истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI
— XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперс
говорит о двух этапах становления науки.
1.Введение
2.Что такое естествознание?
3.Характерные черты науки
4.Отличие науки от других отраслей культуры
5.Наука и религия
6.Выводы
7.Список литературы
формулируют законы науки. Явления, например тяготение, непосредственно даны
в опыте; законы науки, например закон всемирного тяготения — варианты
объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое
постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как,
скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории
относительности.
Значение чувств и разума в процессе нахождения истины — сложный
философский вопрос. В науке признается истиной то положение, которое
подтверждается воспроизводимым опытом. Основной принцип естествознания
гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в том
смысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирически
проверяться, а в том, что опыт, в конечном счете, является решающим
аргументом принятия данной теории.
Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую»
истину, т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно
традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности.
Другой крупный комплекс наук — обществознание — напротив, всегда был связан
с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так
и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду с
объективными методами исследования приобретает большое значение переживание
изучаемого события, субъективное отношение к нему и т.д
От технических наук естествознание отличается нацеленностью на
познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики тем, что
исследует природные, а не знаковые системы.
Следует учитывать различие
с одной стороны, и фундаментальными и прикладными — с другой.
Фундаментальные науки — физика, химия, астрономия — изучают базисные
структуры мира, а прикладные — занимаются применением результатов
фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и
социально-практических задач. В этом смысле все технические науки являются
прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техническим.
Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников являются
теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение,
полупроводниковая технология — практическими прикладными науками.
Однако провести четкую грань между естественными, общественными и
техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд
дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными
по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится
экономическая география, на стыке естественных и технических - бионика, а
комплексной междисциплинарной дисциплиной, которая включает и естественные,
и общественные,
и технические разделы, является
социальная экология.
О таком
многофункциональном явлении
отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт ( в
понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и
наличие научных
обществ, академий, лабораторий, журналов
и т.п.).
По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами,
способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношения
прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те,
которые отличают
ее от остального. Каковы они?
1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для
всего
универсума при тех условиях, при
которых они добыты человеком.
2. Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а
различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на
отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к
науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая
есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий
области,
представляющие интерес для
3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА – в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для
всех
людей, и ее язык –
более
четко фиксировать свои
живущих
в самых разных уголках планеты.
4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА – в том смысле, что ни индивидуальные особенности
ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены
в
конечных результатах научного
познания.
5. Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную
структуру,
а не является бессвязным
6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА – в том смысле, что хотя научное знание безгранично
растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой
уже
нечего будет исследовать.
7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА – в том смысле, что новые знания определенным образом
и
по определенным правилам
8. Наука КРИТИЧНА – в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение
и
пересмотреть свои даже самые
основополагающие результаты.
9. Наука ДОСТОВЕРНА – в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и
проходят
проверку по определенным, сформулированным
в ней правилам.
10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА – в том смысле, что научные истины нейтральны в
морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к
деятельности по получению знания ( этика ученого требует от него
интеллектуальной
честности и мужества в
деятельности
по его применению.
11. Наука РАЦИОНАЛЬНА – в том смысле, что получает знания на основе
рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий
и
их положений, выходящих за
рамки эмпирического уровня.
12. Наука ЧУВСТВЕННА – в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической
проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются
достоверными.
Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с
другом: универсальность – фрагментальность, общезначимость –
обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность –
критичность, достоверность – внеморальность, рациональность –
чувственность.
Кроме того, для науки характерны свои особые методу и структура
исследований, язык, аппаратура. Всем этим и опреляется специфика научного
исследования
и значения науки.
Отличие науки от других
отраслей культуры
Наука отличается от МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объснению мира в
целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих
эмпирическую
проверку.
Наука отличается от МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектом
исследования,
а к его теоретическому пониманию
и воспроизведению.
Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную
реальность
имеют в ней большее значение,
чем вера.
Наука отличается от ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическую
проверку и отвечают не на вопрос “почему ?” , а на вопрос “как?”, “каким
образом?”.
Наука отличается от ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся
на уровне
образов, а доведение до уровня теорий.
Наука отличается от ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимые не зависят от
интересов
определенных слоев общества.
Наука отличается от ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на использование полученных
знаний о
мире для его преобразования, а
на познание мира.
Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой
теоритическое
освоение действительности.
Наука и религия
Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что
существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической
литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера
несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до
утверждения, что поскольку космонавты не увидели бога, то стало быть его
нет.
Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в
этих отраслях культуры разума и веры. В науке преобладает разум, но в ней
имеет место вера, без которой познание невозможно – вера в чувственную
реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные
возможности разума и в способность научного знания отражать
Информация о работе Предпосылки возникновения и этапы развития науки