Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:56, контрольная работа
Естествознание – это наука о явлениях и законах природы. Основу этой системы составляют физика, химия, биология. Самым большим долгожителем в естествознании является физика, возраст которой, исчисляемый от Ньютона, превышает 300 лет. Значительно моложе физики химия и биология, достигшие стадии научной зрелости во второй половине XIX века.
Панорама современного естествознания
Здоровье человека и экологические проблемы
Современная система научного познания как отражение иерархии
уровней организации материи
4. Физическая, химическая, биологическая и социальная формы организации
материи
5. Понятие о метаболизме, превращение белков, жиров и углеводов
Список использованной литературы
Говоря
о влиянии окружающей среды на
здоровье человека, следует иметь
в виду, что экологической проблемы
в чистом виде не существует. Она
всегда прямо или косвенно связана
с политикой, экономикой, новыми технологиями,
наконец, с общей культурой человека
и общества, с уровнем зрелости экологического
сознания в нем. Все факторы, влияющие
на экологическую проблему, взаимодействуют
между собой, усиливая или ослабляя их
остроту. Политические интересы также
порой бывают несовместимы с раскрытием
истинного положения дел в сфере экологии,
что приводит к отрицательному влиянию
на здоровье людей. Достаточно вспомнить
факт сокрытия в нашей стране масштабов
и последствий аварии на Чернобыльской
АЭС, Южном Урале и в других регионах. Все
это привело к тому, что очень многие люди
даже не подозревали о причинах своих
болезней и не смогли получить надлежащую
медицинскую помощь.
Перед
обществом встает одна из важнейших
задач – формирование экологического
сознания населения. Она включает целый
комплекс мер экологического образования
и воспитания по утверждению в общественном
сознании в качестве доминирующих таких
элементов, как экологическое научное
сознание, экологические этика, психология,
правосознание. Экологическое научное
сознание включает формирование научной
картины мира, основывающейся на достижениях
современной науки. В частности, на передний
план выдвигаются системный подход, рассматривающий
мир во взаимодействии и целостности;
принцип универсального эволюционизма,
а также такие современные концепции и
теории, как синергетика, учение о «феномене
человека» П. Тейяра де Шардена, теория
биосферы и ноосферы В.И.Вернадского и
т. д.. Именно экологическое научное сознание
необходимо сделать базой для проведения
экологической политики и практики, которые
должны стать творчеством широких масс
населения. Важное значение в формировании
экологического сознания принадлежит
утверждению экологической этики. Основной
ее принцип был замечательно сформулирован
еще Л.Н.Толстым: «Не только людям не надо
делать того, чего не хочешь, чтобы тебе
делали, но также и животным». Уместно
здесь добавить: не только людям и животным,
но и всей природе.
Важным
компонентом экологического сознания
является и экологическая психология.
Суть ее можно коротко выразить следующими
словами: любовь к природе как
черта характера человека, и прежде
всего любовь к «братьям нашим
меньшим», ко всему живому. Если пользоваться
терминологией немецко-
Все
объекты природы (живой и неживой) можно
представить в виде системы, обладающими
особенностями, характеризующими их уровни
организации. Концепция структурных уровней
живой материи включает представления
системности и связанной с ней организацией
целостности живых организмов. Живая материя
дискретна, т.е. делится на составные части
более низкой организации, имеющие определенные
функции. Иерархическая структура такова,
что каждый высший уровень не управляет,
а включает низший. С учетом уровня организации
можно рассматривать иерархию структур
организации материальных объектов живой
и неживой природы. Такая иерархия структур
начинается с элементарных частиц и заканчивается
живыми сообществами. Концепция структурных
уровней впервые была предложена в 20-х
г.г. двадцатого столетия. В соответствии
с ней структурные уровни различаются
не только по классам сложностью, но по
закономерностям функционирования. Концепция
включает в себя иерархию структурных
уровней, в которой каждый следующий уровень
входит в предыдущий. В современной науке
в основе представлений о строении материального
мира лежит системный подход, согласно
которому любой объект материального
мира, будь то атом, планета и т.д. может
быть рассмотрен как система – сложное
образование, включающее составные части,
элементы и связи между ними. Элемент в
данном случае означает минимальную, далее
неделимую часть данной системы. Совокупность
связей между элементами образует структуру
системы, устойчивые связи определяют
упорядоченность системы. Связи по горизонтали
– координирующие, обеспечивают корреляцию
(согласованность) системы, ни одна часть
системы не может измениться без изменения
других частей. Связи по вертикали – связи
субординации, одни элементы системы подчиняются
другим. Система обладает признаком целостности
– это означает, что все ее составные части,
соединяясь в целое, образуют качество,
не сводимое к качествам отдельных элементов.
Согласно современным научным взглядам
все природные объекты представляют собой
упорядоченные, структурированные, иерархически
организованные системы. В самом общем
смысле слова «система» обозначает любой
предмет или любое явление окружающего
нас мира и представляет собой взаимосвязь
и взаимодействие частей (элементов) в
рамках целого. Структура - это внутренняя
организация системы, которая способствует
связи ее элементов в единое целое и придает
ей неповторимые особенности. Структура
определяет упорядоченность элементов
объекта. Элементами являются любые явления,
процессы, а также любые свойства и отношения,
находящиеся в какой-либо взаимной связи
и соотношении друг с другом. В понимании
структурной организации материи большую
роль играет понятие «развитие». Понятие
развития неживой и живой природы рассматривается
как необратимое направленное изменение
структуры объектов природы, поскольку
структура выражает уровень организации
материи. Важнейшее свойство структуры
- ее относительная устойчивость. Структура
- это общий, качественно определенный
и относительно устойчивый порядок внутренних
отношений между подсистемами той или
иной системы. Понятие "уровень организации"
в отличие от понятия "структура"
включает представление о смене структур
и ее последовательности в ходе исторического
развития системы с момента ее возникновения.
В то время как изменение структуры может
быть случайным и не всегда имеет направленный
характер, изменение уровня организации
происходит необходимым образом. Системы,
достигшие соответствующего уровня организации
и имеющие определенную структуру, приобретают
способность использовать информацию
для того, чтобы посредством управления
сохранить неизменным (или повышать) свой
уровень организации и способствовать
постоянству (или уменьшению) своей энтропии
(энтропия – мера беспорядка). До недавнего
времени естествознание, и другие науки
могли обходиться без целостного, системного
подхода к своим объектам изучения, без
учета исследования процессов образования
устойчивых структур и самоорганизации.
В настоящее время проблемы самоорганизации,
изучаемые в синергетике, приобретают
актуальный характер во многих науках,
начиная от физики и кончая экологией.
Задача синергетики - выяснение законов
построения организации, возникновения
упорядоченности. В отличие от кибернетики
здесь акцент делается не на процессах
управления и обмена информацией, а на
принципах построения организации, ее
возникновения, развития и самоусложнения
(Г. Хакен). Вопрос об оптимальной упорядоченности
и организации особенно остро стоит при
исследованиях глобальных проблем - энергетических,
экологических, многих других, требующих
привлечения огромных ресурсов.
В
классическом естествознании учение о
принципах структурной организации материи
было представлено классическим атомизмом.
Идеи атомизма служили фундаментом для
синтеза всех знаний о природе. В XX веке
классический атомизм подвергся радикальным
преобразованиям. Современные принципы
структурной организации материи связаны
с развитием системных представлений
и включают некоторые концептуальные
знания о системе и ее признаках, характеризующих
состояния системы, ее поведение, организацию
и самоорганизацию, взаимодействие с окружением,
целенаправленность и предсказуемость
поведения и др. свойства.
Наиболее
простой классификацией систем является
деление их на статические и динамические,
которое, несмотря на его удобство все
же условно, т.к. все в мире находится
в постоянном изменении. Динамические
системы делят на детерминистские
и стохастические (вероятностные). Эта
классификация основана на характере
предсказания динамики поведения систем.
Такие системы исследуются в
механике и астрономии. В отличие
от них стохастические системы, которые
обычно называют вероятностно – статистическими,
имеют дело с массовыми или
повторяющимися случайными событиями
и явлениями. Поэтому предсказания
в них имеют не достоверный, а
лишь вероятностный характер.
По
характеру взаимодействия с окружающей
средой различают системы открытые
и закрытые (изолированные), а иногда
выделяют также частично открытые системы.
Такая классификация носит в
основном условный характер, т.к. представление
о закрытых системах возникло в классической
термодинамике как определенная
абстракция. Подавляющее большинство,
если не все системы, являются открытыми.
Классификация
и изучение систем позволили выработать
новый метод познания, который
получил название системного подхода.
Применение системных идей к анализу
экономических и социальных процессов
способствовало возникновению теории
игр и теории принятия решений. Самым
значительным шагом в развитии системного
метода было появление кибернетики
как общей теории управления в
технических системах, живых организмах
и обществе. Хотя отдельные теории
управления существовали и до кибернетики,
создание единого междисциплинарного
подхода дало возможность раскрыть
более глубокие и общие закономерности
управления как процесса накопления,
передачи и преобразования информации.
Само же управление осуществляется с
помощью алгоритмов, для обработки
которых служат компьютеры.
Универсальная
теория систем, обусловившая фундаментальную
роль системного метода, выражает с
одной стороны, единство материального
мира, а с другой стороны, единство
научного знания. Важным следствием такого
рассмотрения материальных процессов
стало ограничение роли редукции
в познании систем. Стало ясно, что
чем больше одни процессы отличаются
от других, чем они качественно
разнороднее, тем труднее поддаются
редукции. Поэтому закономерности более
сложных систем нельзя полностью
сводить к законам низших форм или
более простых систем. Как антипод редукционистского
подхода возникает холистический подход
(от греч. holos – целый), согласно которому
целое всегда предшествует частям и всегда
важнее частей.
Всякая
система есть целое, образованное взаимосвязанными
и взаимодействующими его частями.
Поэтому процесс познания природных
и социальных систем может быть успешным
только тогда, когда в них части
и целое будут изучаться не
в противопоставлении, а во взаимодействии
друг с другом.
Современная
наука рассматривает системы
как сложные, открытые, обладающие множеством
возможностей новых путей развития.
Процессы развития и функционирования
сложной системы имеют характер
самоорганизации, т.е. возникновения
внутренне согласованного функционирования
за счет внутренних связей и связей
с внешней средой. Самоорганизация
– это естественнонаучное выражение
процесса самодвижения материи. Способностью
к самоорганизации обладают системы
живой и неживой природы, а
также искусственные системы.
В современной научно обоснованной концепции системной организации материи обычно выделяют три структурных уровня материи:
микромир –
мир атомов и элементарных частиц
– предельно малых
макромир –
мир устойчивых форм и соразмерных
человеку величин: земных расстояний и
скоростей, масс и объемов; размерность
макрообъектов соотносима с масштабами
человеческого опыта –
Геоцентрический мир – эталонный и базисный мир ньютонова времени и эвклидова пространства, описывается совокупностью теорий, относящихся к объектам земного масштаба. Негеоцентрические системы – особый тип объективной реальности, характеризующийся иными типами атрибутов, иным пространством, временем, движением, нежели земные. Существует предположение о том, что микромир и мегамир – это окна в негеоцентрические миры, а значит, их закономерности хотя бы в отдаленной степени позволяют представить иной тип взаимодействий, чем в макромире или геоцентрическом типе реальности. Между мегамиром и макромиром нет строгой границы. Обычно полагают, что он начинается с расстояний около 107 и масс 1020 кг. Опорной точкой начала мегамира может служить Земля (диаметр 1,28Ч10+7 м, масса 6Ч1021 кг). Поскольку мегамир имеет дело с большими расстояниями, то для их измерения вводят специальные единицы: астрономическая единица, световой год и парсек.
Астрономическая единица (а.е.) – среднее расстояние от Земли до Солнца, равное 1,5Ч1011м.
Световой год – расстояние, которое проходит свет в течение одного года, а именно 9,46Ч1015м.
Парсек (параллакс-секунда)
– расстояние, на котором годичный параллакс
земной орбиты (т.е. угол, под которым видна
большая полуось земной орбиты, расположенная
перпендикулярно лучу зрения) равен одной
секунде. Это расстояние равно 206265 а.е.
= 3,08Ч1016 м = 3,26 св. г.
Небесные тела во Вселенной образуют системы
различной сложности. Так Солнце и движущиеся
вокруг него 8 планет образуют Солнечную
систему (Плутон
в 2006 году на 26 Ассамблее международного
астрономического союза был признан карликовой
планетой). Основная часть звезд нашей
галактики сосредоточена в диске, видимом
с Земли «сбоку» в виде туманной полосы,
пересекающей небесную сферу – Млечного
Пути. Все небесные тела имеют свою историю
развития. Возраст Вселенной равен 14 млрд.
лет. Возраст Солнечной системы оценивается
в 5 млрд. лет, Земли – 4,5 млрд. лет.