Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:56, контрольная работа
Естествознание – это наука о явлениях и законах природы. Основу этой системы составляют физика, химия, биология. Самым большим долгожителем в естествознании является физика, возраст которой, исчисляемый от Ньютона, превышает 300 лет. Значительно моложе физики химия и биология, достигшие стадии научной зрелости во второй половине XIX века.
Панорама современного естествознания
Здоровье человека и экологические проблемы
Современная система научного познания как отражение иерархии
уровней организации материи
4. Физическая, химическая, биологическая и социальная формы организации
материи
5. Понятие о метаболизме, превращение белков, жиров и углеводов
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ:
уровней организации материи
4.
Физическая, химическая, биологическая
и социальная формы
материи
5.
Понятие о метаболизме,
Список
использованной литературы
1.ПАНОРАМА
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Естествознание
– это наука о явлениях и законах природы.
Основу этой системы составляют физика,
химия, биология. Самым большим долгожителем
в естествознании является физика, возраст
которой, исчисляемый от Ньютона, превышает
300 лет. Значительно моложе физики химия
и биология, достигшие стадии научной
зрелости во второй половине XIX века. Обзор
концепций естествознания наводит на
мысль о единстве наук. Объекты, изучаемые
различными естественно - научными дисциплинами,
взаимосвязаны между собой и взаимоопределяют
друг друга. Соответственно этому и науки
образуют единое целое. Биология без физики
и химии нынче считается нонсенсом. С другой
стороны, живое влияет на неживое. Физикам
и химикам приходится изучать феномены,
которые без биосферы вообще не имели
место, например особенности озонового
слоя в атмосфере. Заслуживает особого
внимания идея эволюции в естествознании.
Биология, космология, геология буквально
насквозь пронизаны идеей эволюции. Эта
же идея все более органично смотрится
и в физике, и в химии. Известна история
возникновения физических и химических
элементов, изучаются их взаимодействия,
возникающие при этом комплексы. Синергетика
близка к тому, чтобы выявить даже в самых
малопримечательных объектах физики и
химии необратимость времени, нелинейности,
вновь возникающие структуры. Естествознание
объединяет науки о природе, то есть об
органическом и неорганическом мире, существующем
во Вселенной. Под наукой понимают систему
знаний о закономерностях развития природы,
общества и мышления, а также отдельную
отрасль таких знаний.
Предмет
естествознания - это различные формы
движения материи в природе; их материальные
носители, образующие лестницу уровней
структурной организации материи; их взаимосвязи,
внутренняя структура; основные формы
всякого бытия пространство и время; закономерная
связь явлений природы. Природа, которая
служит предметом естествознания, рассматривается
не абстрактно, вне деятельности человека,
а конкретно, как находящаяся под воздействием
человека, так как ее познание достигается
в итоге теоретической и практической
деятельности людей. Цели естествознания
двояки: находить сущность явлений природы,
их законы и на этой основе предвидеть
или создавать новые явления; раскрывать
возможность использования на практике
познанных законов. Открытие законов природы
есть заключительный этап длительного
процесса познания и формирования стройной
системы знаний, от живого созерцания
к абстрактному мышлению и от него к практике.
Сначала на основании наблюдений и чисто
умозрительных идей возникает некая гипотеза.
Если вытекающие из нее следствия подтверждаются
экспериментальными фактами, то гипотеза
постепенно превращается в теорию, а со
временем, быть может, в принцип почти
непреходящего значения, то есть в законы
природы. В этой цепочке большая роль принадлежит
научному эксперименту, который может
либо подтвердить, либо опровергнуть ту
или иную гипотезу. Наблюдение, гипотеза,
эксперимент, теория, закон природы - основные
этапы процесса познания. И в то же время
наряду с идеями, принципами, категориями
являются формами научного знания.
Дадим научные определения терминам гипотеза, эксперимент, теория, закон природы. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной теорией. Эксперимент - научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Теория - учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. В более узком значении теория - это совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства. Законом принято называть наиболее глубокие и твердо установленные обобщения.
Законы
природы - это основанные на практической
деятельности (в самом широком смысле
этого слова) и сформулированные человеком
представления о механизме различных
явлений. С развитием науки они могут пересматриваться.
Например, ньютоновские законы движения
не применимы к телам, движущимся со скоростью,
близкой к скорости света; а закон сохранения
массы нарушается при слиянии или расщеплении
атомных ядер. Как правило, любая истинная
научная теория не может со временем не
обнаружить своей ограниченности, и один
из наиболее плодотворных подходов в современных
исследованиях заключается в том, что
теории проверяют, пытаясь найти их область
примени-мости. В результате многочисленных
проверок теория может стать частью новой,
более совершенной и глубокой теории.
Так, механика Ньютона и динамика Максвелла
послужили для Эйнштейна тем фундаментом,
опираясь на который, он создал свою теорию
относительности с ее новыми глубокими
взглядами на пространство и время.
В естествознании можно выделить эмпирическую, теоретическую и производственно-прикладную стороны. Они соответствуют общему ходу познания. В целом естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями. Ему свойственны специфические черты, отличающие его от других областей научного знания, особые закономерности и тенденции развития. Одна из них проявляется на протяжении всей истории естествознания и заключается в ускоренном росте научных знаний. Начиная с XVII века объем научной деятельности удваивается каждые 10-15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых в науке. В результате число ныне живущих ученых и научных работников составляет свыше 90% от общего числа ученых за всю историю науки.
Развитию
естествознания свойственен кумулятивный
характер: на каждом историческом этапе
оно суммирует в
Процесс развития естествознания находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всю структуру естествознания. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов, то есть всего того, что объединяют понятием стиля мышления. Например, для античного стиля мышления характерно наблюдение как основной способ получения знаний. Наука Нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее не разложимых перво-элементов исследуемой реальности. Современная наука характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов.
Каждая
конкретная структура научного мышления
после своего утверждения открывает путь
к экстенсивному развитию познания, к
его распространению на новые сферы реальности.
Однако накопление нового материала,
не поддающегося объяснению на основе
существующих схем, заставляет искать
новые, интенсивные пути развития науки,
что приводит время от времени к научным
революциям, т.е. радикальной смене основных
компонентов содержательной структуры
науки, к выдвижению новых принципов познания,
категорий и методов науки. Чередова-ние
экстенсивных и революционных периодов
развития, характерное как для естествознания
в целом, так и для отдельных его отраслей,
рано или поздно находит свое выражение
также и в соответствующих изменениях
форм организации науки.
Всю историю естествознания пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции. Дифференциация научного знания имеет многовековую историю. Первыми науками, выделившимися в определенной мере из древней натурфилософии, претендующей на роль науки наук, были астрономия и математика.
Наибольшую активность процесс дифференциации приобрел в XVII-XIX вв. Самостоятельными науками стали география, геология, палеонтология, физика, биология, несколько позже - химия, физиология; оформилась как наука термодинамика и многие другие.
Таким образом, освоение все новых областей реальности и углубления познания приводят к дифференциации науки. Вплоть до XIX века ведущей тенденцией развития науки была специализация, отделение наук друг от друга. Однако с развитием естествознания появились новые сложные научные проблемы, требующие привлечения возможностей способов и методов различных естественных наук. Всеобщая взаимосвязь явлений и процессов, су-
ществующих в мире, обусловила на определенном этапе развития естествознания появления тенденции к интеграции научных знаний.
Интеграция проявляется, в частности в том, что на всех этапах развития естествознания трудно было разделить естественные и так называемые технические или прикладные науки, настолько тесно они переплетаются с ма-
тематикой, физикой, химией.
Первоначально новые отрасли естествознания формировались по предметному признаку - сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современного естествознания становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы.
Так возникло значительное количество стыковых наук типа биофизики, биохимии, электрохимии и др. Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации естествознания, но вместе с тем дает и новую основу для интеграции прежде разобщенных научных дисциплин.
К одной из наиболее быстро развивающихся новых наук относится радиоастрономия. Современные и, казалось бы, совершенные телескопы обладают ограниченной возможностью. В радиоастрономии наблюдения ведутся с помощью радиоволн. В частности, помощью радиотелескопа был обнаружен самый большой объект Вселенной – галактика с размером 2 107 световых лет.
Важной чертой блока естественных наук является его теоретико-логическая строгость, стройность, высокая математизированность и доступность математизации.
В
естествознании сформировались мысленный
и натурный, физический типы эксперимента,
затем они переросли в научно-
Еще одной выигрышной
особенностью естествознания является
преодоление многими
Научные исследования физических, химических, биологических явлений, проводившиеся в XX веке, существенно расширили, углубили прежние представления о структуре и свойствах материи.
Если на рубеже XIX и XX веков была известна лишь одна элементарная частица – электрон, то на рубеже XX и XI веков количество известных элементарных частиц исчисляется сотнями. Во второй половине XX века было выяснено, что элементарные частицы, образующие ядра атомов, сами обладают внутренней структурой и состоят из «еще более элементарных» частиц – кварков.
В XVIII – XIX веках и даже в первой половине XX века господствовала теория стационарной Вселенной, которая представлялась статичной, не изменяющейся в пространстве. Такое понимание было отброшено во второй половине XX века и заменено теорией расширяющейся Вселенной.
Современная астрофизика внесла много нового в понимание эволюции звезд, открыла совершенно новые, неизвестные ранее космические объекты (пульсары, квазары).
Крупнейшее достижение науки начала XX века – создание теории относительности – явилось естественно-научным подтверждением важнейшего положения диалектико-материалистической картины мира о единстве материи, движения, пространства и времени. Творцу теории относительности А. Эйнштейну удалось показать не просто единство, но и зависимость свойств пространства и времени от движущейся материи и друг от друга.
Существенно расширились в XX столетии представления и о структурных уровнях органической природы, которые включают молекулярный уровень жизни, клеточный уровень (микроорганизмов, тканей и органов), уровни целого живого организма, сообществ организмов, биологических видов, биогеоценозов (совокупности видов различных организмов в единстве с природными условиями их существования) и наконец, биосферы в целом, т. е. области распространения жизни на Земле.
Если важнейшими доказательствами единства органического мира в XIX веке стали открытие клеточного строения организмов и эволюционная теория Дарвина, то в XX веке такими доказательствами явились открытия в области молекулярных основ наследственности в живой природе.
Прогресс в биологии еще в первой половине XX века привел к введению понятий гена (как единицы наследственного материала, ответственного за передачу по наследству определенного признака) и хромосомы (как структурного ядра клетки, обозначаемого ДНК и являющегося высокомолекулярным соединением – носителем наследственных признаков). Расшифровка молекулы ДНК в середине XX века послужила началом интенсивных исследований в области молекулярной биологии, которые к концу XX века вплотную подвели к расшифровке генома человека.