Определение характера человека по его почерку

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:12, реферат

Описание работы

Изучением почерка, исследованием его с точки зрения отражающихся в нем психических состояний, характера и других индивидуальных особенностей человека занимается наука графология.[1]
Графология – искусство узнавать характер, темперамент, настроение человека по его почерку [1]. С помощью различных методов, по почерку, даже по подписи, можно сразу определить характер, талант и наклонности делового партнера, сотрудника, начальника, будущего жениха, супруги и т.д. Сразу после заполнения анкеты начальник кадров будет знать, склонен ли новый сотрудник ко лжи, воровству или трудовым подвигам.

Содержание

Введение 3
1. История развития науки графологии. 4
2. Область применения и основы исследования почерка. 7
2.1. Область применения графологии. 7
2.2. Понятие криминалистического исследования почерка. 7
2.3. Научные основы исследования почерка. 8
3. Идентификационные признаки почерка. 14
3.1. Общие признаки почерка. 14
3.2. Частные признаки почерка. 16
4. Признаки почерка и связанный с ними характер человека 17
4.1. Система признаков почерка. 17
4.2. Анализ связующих элементов в почерке. 20
4.3. Подпись. 23
Заключение. 24
Литература. 25

Работа содержит 1 файл

Определение характера человека по почерку.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, «криминалистическим исследованием  почерка называется отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения, развития и становления  специфических особенностей почерка, определяющих индивидуальность последнего и разрабатывающая на этой основе средства, приёмы и методики обнаружения, изъятия и исследования указанных признаков». [6]

    1. Научные основы исследования почерка.

     Судебное  почерковедение, являясь разделом науки  криминалистики, изучает закономерности формирования, функционирования почерка и разрабатывает на их основе методы его исследования в целях идентификации исполнители рукописи.

     Можно предложить и такое определение: «Почерк - это динамическая саморегулирующаяся система, основанная на письменно-двигательных навыках и отражающаяся в графической технике письма».

     Умение  писать не является прирожденным свойством  человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и  выработка навыков. Ключом к раскрытию  сущности письма и закономерностей его развития является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Обучение письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий:

     -технической;

     -графической;

     -орфографической.

     Выполнение  письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.

     К субъективным факторам относятся:

     -состояние  органов зрения;

     -строение  костно-мышечного аппарата руки;

     -степень  его подвижности;

     -особенности  нервной системы;

     -прилежность;

     -навык держать пишущий прибор и др.

     Объективными  являются:

     -система  обучения;

     -продолжительность  тренировки;

     -условия, в которых приходится писать;

     -пишущие  средства и т.д.

     Все это в конечном итоге обусловливает  формирование индивидуального почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могущих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.

     Обучаясь  письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практики, связываются между  собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей, называемую динамическим стереотипом.

     В связи с возникновением чувства  автоматизма, пишущий получает возможность  все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм знаков, а  на содержании, изложении мыслей, т.е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.

     Главной задачей исследования почерка в  практической деятельности является идентификация  конкретного исполнителя рукописи (подписи). Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства закладываются в почерк самим механизмом его формирования уже в период обучения письму и выработки письменно-двигательных навыков

     Индивидуальность  почерка определяют как его своеобразие, обусловленное совокупностью особенностей, присущей только почерку одного лица и неповторимой у другого. В процессе обучения и последующей практики формируется привычная, удобная для каждого пишущего система движений. То положение, что каждый человек вырабатывает навык выполнять письменные знаки именно так, а не иначе, обусловлено воздействием на процесс формирования навыка большого комплекса внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов.

     К первым относятся:

  • анатомические;
  • биомеханические:
  • физиологические;
  • психические особенности личности;
  • типологические особенности нервной системы (прежде всего подвижность, уравновешенность), ее состояние;
  • состояние органов зрения;
  • особенности зрительного восприятия и памяти;
  • волевые качества;
  • целевая установка на обучение и т. д

     Ко  второй труппе, т.е. к внешним факторам относятся:

  • методика обучения письму;
  • обстановка, в которой проходит обучение;
  • дальнейшая практика.

     Набор внутренних и внешних факторов строго индивидуален для каждого человека и неповторим у другого (даже в  случае близнецов).

     Взаимодействующие между собой при формировании почерка, внутренние и внешние факторы выступают в качестве системы, а не изолированно. Обучение письму начинается с усвоения прописей по образцам. Постепенно в процессе тренировки выявляется, что отдельные движения при выполнении тех или иных элементов прописных букв не удобны, не свойственны обучающемуся, в таком случае происходит приспособление движений к его особенностям биомеханики, типологическим особенностям нервной системы и т. д., «нащупывается» более оптимальная система движений, отвечающая особенностям именно данной личности. Это ведет к отклонениям в выполнении тех или иных элементов прописей. Подобные отклонения и есть начало формирования индивидуального почерка. Данный процесс становится еще более интенсивным на стадии перехода от письма, контролируемого сознанием, что имеет место на первой стадии обучения, к автоматизированному письму, где внимание сосредоточено не на движениях руки при выполнении тех или иных элементов букв, а только на смысловом содержании рукописи. Период становления индивидуального почерка также индивидуален, так как он обусловлен теми же внутренними и внешними факторами: у одних индивидуальный почерк может сложиться уже в школе, у других - захватит и несколько лет практической деятельности.

     Следует полагать, что в связи с расширением  компьютерных и так называемых безбумажных  технологий составления и обращения  документов процесс формирования индивидуального  почерка замедлится.

     Как указывалось выше, идентификация  конкретного исполнителя по почерку возможна только в случае, если сложившаяся индивидуальная система движений устойчива. Под устойчивостью почерка понимается повторение (воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выполнении рукописей в разных условиях. Свойство устойчивости почерка обусловлено особенностями формирования письменно-двигательных навыков, которые, формируются по общим нейрофизиологическим законам. Повторение одних и тех же движений при выполнении соответствующих букв в процессе обучения и тренировки приводит к формированию устойчивых письменно-двигательных навыков. Это в свою очередь приводит к тому, что процесс письма выходит из-под контроля сознания и становится автоматизированным, что ведет к устойчивости движений. Слаженная система движений является отражением слаженности системы внутренних процессов. Устойчивость почерка объясняют и тем, что одним из механизмов является формирование в нервных центрах зрительно-двигательного образа письма, который программирует пишущего на выполнение определенной системы движений.

     Однако  сложившаяся система динамична, т. е. относительно устойчива: она реагирует  на изменения внешних и внутренних факторов. Так, с изменением условий, целевой установки, состояния нервной системы и т. д. возникают изменения и в почерке. Такие изменения могут быть значительными при глубоких изменениях в состоянии нервной системы, психики, например, при перенесенных серьезных заболеваниях головного мозга, органа зрения, двигательных функций руки, преклонном возрасте и др. Но для идентификации важно, то положение, что уже сформировавшиеся письменно-двигательные навыки не разрушаются под действием новых факторов, а происходит лишь наслоение новых связей. Это делает возможным идентификацию лица по рукописям, выполненным с большим разрывом во времени, а также выполненным в один и тот же временной промежуток, но в разных условиях.

     Если  действие нового фактора кратковременно, то и изменения в почерке кратковременны, при отсутствии повторения действия нового фактора данное изменение быстро исчезает.

     Период  стабилизации письменно-двигательных навыков и, следовательно, устойчивости почерка строго индивидуален у каждого лица и зависит от тех же внутренних и внешних факторов, которые были рассмотрены выше. При небольшой письменной практике в современных условиях компьютерных технологий он может не полностью сформироваться, закрепиться, в этом случае почерк будет характеризоваться неустойчивостью, что, конечно, затруднит идентификацию конкретного лица.

     Динамичность  устойчивости взаимосвязана с таким  свойством почерка, как вариационность. Вариационностъ является формой проявления динамичности. Это свойство формируется в тех случаях, когда лицу приходится постоянно (а не эпизодически) выполнять рукописи в разных условиях с разными целевыми установками и т. д. Например, данная ситуация имеет место у студентов, постоянно записывающих лекции в быстром темпе и выполняющих рукописно работы в более медленном темпе, может быть, и в более удобных условиях дома или в читальных залах библиотек. Постоянное действие разных условий письма или других отдельных факторов формирует вариационность почерка, под которой понимают наличие в почерке одного и того же лица нескольких устойчивых способов написания одноименных букв, буквосочетаний или общей картины письма. Такое положение объясняется необходимостью движений приспосабливаться к нескольким условиям, разной обстановке. Возможность существования нескольких вариантов почерка у одного и того же лица обязательно анализируется и учитывается при проведении идентификационного исследования.

     Сходство, в известных пределах, комплекса  внешних и внутренних факторов у разных лиц может привести к формированию сходных почерков у этих лиц. [5]

     Сходные почерки, нередко встречающиеся на практике, вносят свои трудности в проблемы идентификации, но не делают эту задачу нерешаемой, так как сходство никогда не касается всей совокупности особенностей и чаще ограничивается лишь общим строением почерка. Наибольшие трудности возникают, когда почерки не только сходны, но и вариационны. Эта задача решается путем определения величины разброса в пределах вариантов.

     Параметры разброса, ограничены определенными  пределами, характерными для пишущего лица, что высчитывается с помощью  измерительно-статистических методов.  

 

  1. Идентификационные признаки почерка.

     Признаки  почерка делятся на общие и  частные. Рассмотрим их более подробно.

    1. Общие признаки почерка.

     Общие признаки почерка характеризуют в целом почерк определенного лица, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка.

     К общим признакам относятся:

Информация о работе Определение характера человека по его почерку