Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:57, реферат
Цель работы - рассмотреть развитие и становление средневековой науки. Исходя из цели работы, определим задачи работы:
определить основные черты, свойственные средневековой науке;
рассмотреть этапы развития и становления средневековой науки;
обозначить основные достижения науки средневековья.
Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Основные черты средневекового мировоззрения и науки …………..….……..5
Становление средневековой науки……………..……………………….……...6
1.2 Особенности средневековой духовной культуры………………….………...15
1.3 Роль религии и церкви в средневековом обществе…………...…….………..15
2. Научные достижения в эпоху Средневековья……………………………........21
2.1 Математические достижения ……………………………………………........24
2.2 Достижения в физике и астрономии …………………………………………24
2.3 Достижения в медицине и биологии …………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………...29
Приложения
В XIII—XV вв. через усвоение наследия арабоязычной и древнегреческой математики (частично из Византии) формируется западноевропейская математика, накапливается важный исходный опыт рационально-теоретического анализа, который определит ее дальнейшее стремительное развитие начиная с XVI столетия. В XIII в. в Италии появляются и широко распространяются первые серьезные учебники математики, в которых органично сочетаются практически значимые математические алгоритмы, процедуры с глубоким теоретическим анализом (Леонардо Пизанский (Фибоначчи).
В XIV—XV вв. главные направления развития европейской математики — расширение понятия числа, совершенствование алгебраической символики, формирование тригонометрии как особой отрасли математики. В трудах Фибоначчи уже существует ясное понимание природы иррациональных чисел. Н. Орем вводит понятие дробных степеней, а Н. Шюке — отрицательных и нулевых показателей степеней. Немецкий математик И. Мюллер (Региомонтан) в сочинении «Пять книг о тригонометриях всякого рода» систематически излагает тригонометрию как целостную математическую науку и представляет таблицы тригонометрических функций до седьмого знака.
Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.
Деятельность стала более сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система ее целей, средств и результатов. Технически Средневековье более оснащено, чем античность. Все шире используются железные орудия труда. Для средневекового хозяйства характерно наличие орудий труда, состоящих из многих элементов (плуг, охотничьи западни, мельницы, метательные устройства и др.). Появляется новая, более совершенная, удобная упряжь. Широко распространяется хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев, сочетающих ручное земледелие и животноводство. Разнообразятся отрасли домашнего производства, ремесел, лесных промыслов и т.п. Растет площадь обрабатываемой земли, внедряются прогрессивные сельскохозяйственные технологии: трехпольный севооборот повышает урожайность; новые калорийные культуры (бобы, горох, чечевица, овощи) разнообразят питание. Демографический рост является зримым результатом экономического прогресса (например, население Западной Европы с 27 млн человек в 700 г. выросло до 42 млн в 1000 г. и до 73 млн в 1300 г.). Долгая ночь раннего Средневековья, с V в. по VIII в., сменяется мощным материальным и духовным подъемом IX—XII вв., чтобы затем на два столетия притормозиться в своем развитии.
Вместе с тем прогресс
Средневековья в характере и
формах деятельности не следует переоценивать.
Преобразующее воздействие
Личностный (субъектный) элемент
(человек как главная
Качественные сдвиги по сравнению
с античностью претерпела и сфера
общения людей. Развитие общественного
разделения труда, социально-экономических
отношений преобразует «при-
Однако товарное производство было развито недостаточно: долго господствовало патриархальное натуральное хозяйство. Способ производства был феодальным. Земля и труд прикрепленных к ней, зависимых от феодала крестьян оставались главным источником богатства. Экономическая активность ремесленников контролировалась феодалами. Ремесло и торговля ограничивались преимущественно местными нуждами. Долгое время серьезного экспортного производства не было, прорыв здесь был осуществлен лишь в производстве тканей и красителей. Торговля была больше ориентирована на предметы роскоши (ткани, пряности и т.д.) и продукты первой необходимости (соль и т.д.). Тяжелые товары (зерно, древесина, вина и т.п.) в сферу торговли входили медленно. Как и ремесленное производство, торговля имела цеховой, корпоративный характер. Медленно и трудно внедрялось денежное обращение.
Социальные связи строились
наличной зависимости и внеэкономическом
принуждении. Все общество, снизу
доверху, от крестьянина до короля,
пронизано отношениями личной взаимозависимости.
Доминирование в системе
«Закованный в латы», облаченный
в сутану, вооруженный сохой
Мир средневекового сознания — это мир амбивалентности, подлинное «царство грез». Средневековый человек часто не может дать себе отчет в том, в каком, собственно, мире он находится — в земном или небесном. Его сознание беспрестанно экстатически наполняют видения, откровения, тягостные переживания и образы (крестные муки, картина адских мучений, угрозы наказания за грехи и т.п.). В таком сознании вполне допустимо сосуществование земных, человеческих и божественных, небесных реалий, их взаимное превращение друг в друга.
Стержнем средневекового сознания было религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновывались ссылками на сверхъестественные силы, которые полностью господствуют над материальным миром, способны по своему произволу изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог.
В отражении и воспроизведении
межличностных отношений всегда
преобладают эмоциональные
Религиозное разделение мира в сознании на земной (грешный, бренный) и небесный (божественный, возвышенный, идеальный) предполагало возможность приобщения к миру «по ту его сторону». Способом такого приобщения считались не знания, а вера (в том числе и формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущ-ностью). И потому, например, Кассиодор глубоко уверен, что «не только неученые, но даже те, кто и читать не умеет, получают от Бога премудрость» [1], ребенок, искренне и наивно верующий в Бога, постигнет то, чего не способны понять напичканные ученостью «книжники». Средневековье вере отдает предпочтение перед знанием.
Для средневековой культуры
характерны две ключевые отличительные
признаки: корпоративность и
Мощным объединяющим фактором
в таких условиях были религия
и церковь. Определяющая роль христианской
религии и церкви во всех областях
общественной и культурной жизни
составляла принципиальную особенность
европейской средневековой
Одну из ответов на вопрос
дает сам смысл христианского
вероучения. Оно возникло из борьбы
и взаимного влияния множества
философских и религиозных
В первоначальном христианстве очень сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи в приходит идея утешения - загробной воздання за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.
Принципы официального церковного
мировоззрения средневековья
До конца античности христианство представляло собой развитой мировоззренческой системе. Было произведено «символ веры» - краткое изложение основных догматов христианской церкви. В него вошли догмат о «троичность бога», который есть единственный и, вместе с тем, состоит из трех человек - Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа Святого, догмат о воскресении Христа и другие.
Первые христианские общины
отличались демократизмом, однако достаточно
быстро служители культа - духовенство,
или клир (от греческого «Клер» - судьба,
сначала их выбирали по жребию) превращаются
в суровую иерархическую