Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:57, реферат
Цель работы - рассмотреть развитие и становление средневековой науки. Исходя из цели работы, определим задачи работы:
определить основные черты, свойственные средневековой науке;
рассмотреть этапы развития и становления средневековой науки;
обозначить основные достижения науки средневековья.
Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Основные черты средневекового мировоззрения и науки …………..….……..5
Становление средневековой науки……………..……………………….……...6
1.2 Особенности средневековой духовной культуры………………….………...15
1.3 Роль религии и церкви в средневековом обществе…………...…….………..15
2. Научные достижения в эпоху Средневековья……………………………........21
2.1 Математические достижения ……………………………………………........24
2.2 Достижения в физике и астрономии …………………………………………24
2.3 Достижения в медицине и биологии …………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………...29
Приложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Южно-Сахалинский институт (филиал)
Кафедра общих гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Концепции современного естествознания
на тему: “Наука и научные знания в средние века”
(наименование темы)
Выполнила:
студентка 1 курса группы 1.109
специальность: 080109 “Бухгалтерский
учет, анализ и аудит”
Ф.И.О.: Юдина Е. В.
Преподаватель: Денисова Я.В.
г. Южно-Сахалинск
2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные черты средневекового мировоззрения и науки …………..….……..5
1.2 Особенности средневековой духовной культуры………………….………...15
1.3 Роль религии и церкви в средневековом обществе…………...…….………..15
2. Научные достижения в эпоху
Средневековья……………………………......
2.1 Математические достижения ……………………………………………........24
2.2 Достижения в физике и астрономии …………………………………………24
2.3 Достижения в медицине и биологии …………………………………………24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Становление современной науки - тема достаточно разработанная, но не утратившая своей актуальности и сегодня: для понимания природы науки, определившей характер индустриальной цивилизации, исследование ее генезиса имеет первостепенное значение. Несмотря на то, что многие аспекты этой темы достаточно хорошо изучены историками науки, философии и культуры, остается все же немало вопросов, касающихся, в частности, того периода, который можно было бы назвать предысторией становления новоевропейской науки и который сыграл весьма важную роль в пересмотре принципов античной онтологии и логики, подготовив тем самым переход к иному типу мышления и миропонимания, составивших предпосылку науки и философии Нового времени. Имеется в виду период позднего средневековья - XIV-XVI вв. Для этой эпохи характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые именуют научной революцией.
Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения - университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский). Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки - медицину, астрономию, математику, философию и т.д. Наука начинала воспроизводить самое себя, что ускорило ее прогресс.
Постепенно формируется
совершенно новый слой общества - студенчество,
который и поныне является двигателем
образования и науки в
В средневековых университетах создаются столь эффективные формы обучения, что ими пользуются и по сей день. Например, лекция (буквально - чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации. В университетах сформировались ученые звания и степени, факультеты как учебные подразделения. Отмерла такая форма обучения, как диспут, имевшая широкое распространение в средневековых университетах, но научные дискуссии и семинары имеют большое значение и в современной науке, и в высшей школе.
Цель работы - рассмотреть развитие и становление средневековой науки. Исходя из цели работы, определим задачи работы:
Важнейшей чертой средневекового мировоззрения, бесспорно, является теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией.
Отношение к природному миру как к вторичной, неподлинной реальности породило и иной способ его познания. Оно исходило из совершенно новых, отличных от античного познания, предпосылок.
Вся деятельность человека воспринималась в русле религиозных представлений. Противоречащее догматам церкви запрещалось специальными декретами. Основное внимание, бесспорно, уделялось познанию подлинной реальности – Бога, но такое познание было возможно только в рамках религии. Естественнонаучному познанию отводилась второстепенная роль. При этом все его выводы проходили через цензуру библейских концепций. Это усиливало элемент созерцательности в познании, настраивало его на откровенно мистический лад, что и предопределило регресс или, в лучшем случае, стагнацию научного познания.
Особенности средневекового мировоззрения и познания привели к тому, что наука в это время носила исключительно служебный характер. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного писания, познать же первоначала мира она не могла в принципе и в основном использовалась для решения чисто практических задач.
Таким образом, средневековая
наука перестала
В недрах средневековой культуры
успешно развивались такие
Часто их называли герметическими
(тайными) науками. Они представляли
собой промежуточное звено
Самые интересные результаты дали алхимия и ятрохимия, в рамках которых были открыты способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Ятрохимия - течение в медицине XVI–XVII веков, ставившее своей задачей поиски философского камня для нахождения панацеи – лекарства от всех болезней.
В теоретической области были важны разрабатывавшиеся идеи космизма, а также биологизации мира - рассмотрение мира как целостного организма, каждая часть которого несет в себе признаки всего целого. Но если практические достижения герметических «наук» позже легли в основу классического естествознания Нового времени, то теоретические рассуждения были отброшены и новый интерес к этим идеям появился лишь в XX веке.
Также закладывается новое
понимание механики, которая в
античности была прикладной наукой. Античность
и раннее Средневековье рассматривали
все созданные человеком
Важным было создание условий для точного измерения. В науке вплоть до эпохи Возрождения точное измерение природных процессов считалось невозможным, так как точность считалась характеристикой только идеальных объектов. Но в Средние века шло бурное развитие астрологии, содержавшей в себе зародыши будущей астрономии и требовавшей довольно точных измерений.
Еще одной новацией стал отказ от античной идеи о модели совершенства – круге. Эта модель была заменена моделью бесконечной линии, что способствовало формированию представлений о бесконечности Вселенной, а также лежало в основе исчисления бесконечно малых величин, без которого невозможно дифференциальное и интегральное исчисление. На нем строится вся математика Нового времени, а значит, и вся классическая наука.
Постепенно средневековое мировоззрение начинает ограничивать и сдерживать развитие науки, которая требовала нового взгляда на мир. Новая картина мира была сформулирована в эпоху Возрождения, приобрела завершенность и стала научной после первой глобальной научной революции XVI–XVII веков.
Эпоха Средневековья, зародившаяся
на развалинах и пожарищах эллинистически-
«Закованное в латы» Средневековье — эпоха одновременно и мрачная, и яркая. Она насыщена драматическими эпизодами многовековой борьбы государств и народов, церкви и светской власти, пап и императоров, Востока и Запада, ортодоксии и еретизма, классовыми и национально-освободительными восстаниями. Она полна изуверства, костров для малейших проявлений свободной человеческой мысли; ужасных памятников человеческому безумию вроде крестовых походов (вершины средневекового экспансионизма), в том числе детских. В то же время она несла с собой исключительно самобытный, имеющий некоторое особое очарование, неповторимый и даже сейчас не во всем нами понятный тип культуры. Культуры в своей сущности высоко духовной, часто личностно бескорыстной, а также импровизационной, с празднично-игровой, маскарадной формой радости и ликования, умевшей отвлечь и увлечь человека, такой культуры, которая была способна и возвысить человека, и приземлить его.
Но Средневековье —
это еще и эпоха высокого взлета
рациональной мысли, логико-теоретического
поиска, успехов научной, правовой,
моральной и политической мысли,
выдающегося прорыва
К концу XII — началу XIII в. обозначился застой в социально-экономическом и культурном развитии стран Ближнего и Среднего Востока. Страны же Западной Европы, напротив, стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую империю. В основе такого «исторического рывка» лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремеслах).
Происходит технологическая
революция в агротехнике: появляется
тяжелый колесный плуг, используется
боронование, совершенствуется упряжь
тягловых животных, что позволяет
в 3—4 раза увеличить нагрузки, внедряется
трехпольная система
Производство избыточной сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесла. Усиливается тенденция урбанизации. Складываются центры мировой торговли (Венеция, Генуя), «миро-экономики». Формируется уважительное отношение к физическому труду, к деятельности изобретателей, инженеров. Дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества. Превращение физического труда в ценность, в достойное занятие порождает необходимость его рационализации, так как тяжесть физического труда осознается как нечто нежелательное.
В этих условиях происходит
подъем в духовной сфере. Одним из
наиболее ярких его выражений
стало возникновение новых
Средневековые университеты имели четыре факультета. Первый — подготовительный; он был самым многочисленным и именовался факультетом свободных искусств. Здесь преподавали семь свободных искусств — грамматику, риторику, диалектику (искусство вести диспуты), геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Впоследствии этот факультет стали называть философским, а полученные знания подразделяли на философию натуральную, рациональную и моральную. Основными факультетами являлись медицинский, юридический и теологический. Теологический факультет считался высшим факультетом, но обычно он был наименее многочисленным.