Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:34, реферат
Инквизиция — один из тех исторических институтов, деятельность которого на протяжении многих веков оказывала огромное влияние на судьбы народов Европы и Америки, препятствуя их борьбе за освобождение от социального и духовного гнета.1
Главным источником о ведовстве считается известный во всем мире «Молот ведьм»— известнейший трактат по демонологии, написанный двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером и опубликованный в городе Шпайере в 1486 году.
Введение 3
1. Происхождение веры в колдовство 5
2. Причины охоты на ведьм 8
3. Процессы над ведьмами
3.1. Донос
3.2. Допрос
3.3. Приговор
12
15
19
Заключение 22
Библиографический список 24
Министерство образования науки РФ
Поволжская
государственная социально-
Исторический факультет
Кафедра
всеобщей истории
Реферат
Ведовство
в средние века
Выполнила:
Студентка 2 курса дневного отделения
Исторического факультета
22 группы
Чаплыгина
О. А.
Научный руководитель:
аспирант
Адамов А. И.
Самара
2010
Содержание
Введение | 3 |
1. Происхождение веры в колдовство | 5 |
2. Причины охоты на ведьм | 8 |
3.
Процессы над ведьмами
3.1. Донос 3.2. Допрос 3.3. Приговор |
12 15 19 |
Заключение | 22 |
Библиографический список | 24 |
Введение
Слово «инквизиция» стало нарицательным и вошло в словарь современного человека, но о самой инквизиции за исключением весьма скудных данных, почерпнутых из школьных или университетских учебников, хрестоматий и энциклопедий, широкому читателю известно сравнительно немного.
Инквизиция — один из тех исторических институтов, деятельность которого на протяжении многих веков оказывала огромное влияние на судьбы народов Европы и Америки, препятствуя их борьбе за освобождение от социального и духовного гнета.1
Главным источником о ведовстве считается известный во всем мире «Молот ведьм»— известнейший трактат по демонологии, написанный двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером и опубликованный в городе Шпайере в 1486 году.
Молот ведьм утверждает, что три элемента необходимы для колдовства. Это злой замысел ведьмы, помощь дьявола и Божье попущение. Авторы книги обвиняют всех ведьм в детоубийстсве, каннибализме, насылании злых чар на врагов и многом другом.
Существует множество работ по изучению данной темы, в своем реферате я использовала одни из самых известных книг:
1. Книга американского ученого Генри Чарльза Ли «История инквизиции» признана одним из лучших, полных и обстоятельных изданий, посвященных такому интересному и противоречивому периоду в истории Церкви, как инквизиция. Этот труд, некогда вызвавший настоящую сенсацию в Европе, - глубокое и беспристрастное изучение причин зарождения инквизиции, биографий ее служителей, архивных документов разных стран и времен.
2. Книга члена-корреспондента АН СССР И. Р. Григулевича «Инквизиция», где он освещает подлинную историю инквизиции.
3. Работа
Сперанского Н. В. «Ведьмы и ведовство»
является первой отечественной научной
работой, исследующая причины распространения
в Западной Европе в эпоху средневековья.
Автор книги опирался на новейшие западные
исследования по истории демонологии
и инквизиции. Эта книга исследует историю
ментальности этой эпохи на богатом материале
разноплановых источников, освещающих
формирование церковной идеологии, предрассудков
и суеверий. Н.Сперанский анализирует
огромный фактический материал, основанный
на устных преданиях, демонологических
сочинениях, трактатах по магии и оккультизму,
документах инквизиции, законодательстве.
1.
Происхождение веры
в колдовство.
Вера
в то, что существуют женщины, способные
напустить болезни с помощью
колдовства, существовала уже среди
римлян. На ряду со злыми колдуньями
римляне знали ясновидец и
жриц, которые пользовались большим
авторитетом. Считалось, что женщины
ближе к высшим силам, так как
они более тесно связаны с
природой – например, своей способностью
рожать детей. Эта вера берет свое
начало ещё при матриархате, с
времен поклонения женским божествам.
Несмотря на то, что христианство объявило
языческим и запретило
В древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Но подобные обвинения были делом редким.3
В начале
средних веков ведьмы почитались
как «мудрые женщины». Если кто-то
заболевал или попадал в
До установления
инквизиции духовенство проявляло
поразительную
С церковной точки зрения еретик тоже был слугой дьявола и действовал по его наущению. Но в отличии от колдуна и ведьмы еретик преследовал более грандиозные цели. Они стремятся ниспровергнуть существующий порядок, господствующую церковь, заменить её своей собственной, - сатанинской – организацией, в то время, как колдуны и ведьмы таких задач перед собой не ставили, они занимались «мелким вредительством». Церковь их осуждала, наказывала, однако преследование колдовства вплоть до XIV в. никогда не носило массового характера. Дела о ведовстве принадлежали как светским судам, так и церковным. Более того, в первые два столетия инквизиции папы римские неоднократно пресекали её попытки подчинить своей юрисдикции эти дела, подчеркивая их второстепенный характер, и предупреждая, что такие дела только излишне загрузят её и воспрепятствуют выполнению непосредственных её функций по преследованию ереси.
Очевидно, до этого времени возбуждение, вызванное колдовством, было по большей части искусственным; это была выдумка довольно ограниченного числа духовных лиц и легковерных судей. Масса духовенства и образованных юристов была склонна принять определение Сар. Epis copi (т.е. отожествлять это верование с римской древностью), и смотреть на колдовство как на фикцию. 4
Чтобы колдовство и ведовство превратилось в объект массового преследования и стали подсудными инквизиции, они должны были в свою очередь превратиться в ересь. Наличие пакта с дьяволом ещё не превращало колдуна или ведьму в еретиков, т.к. отсутствовал важнейший элемент, без которой церковь считала немыслимой ересь, - тайная, заговорщицкая организация. Её не было, но её создали, вернее выдумали инквизиторы. Умудрённые опытом, они знали, что еретиков без организации не бывает. Ведьмы и колдуны, утверждала церковь, - воины сатаны, значит принадлежат к сатанинскому воинству, к синагоге сатаны. Доказательством же существования синагоги сатаны являлись шабаши ведьм. Любой инквизитор с помощью палача мог заставить любую женщину признаться к принадлежности к синагоге сатаны и в участии в шабашах и на этом основании осудить её и бросить в костёр.
Небеспечное настоящее и отсутствие всякой надежды на будущее среди обездоленного класса крестьян с одного конца Европы до другого заставляло миллионы несчастных искать, хотя бы путём почитания сатаны, некоторые утешения в бедствиях их беспросветного существования. Рассказы о чувственных удовольствиях шабаша, где в изобилии подавались изысканные кушанья и напитки, производили непреодолимое впечатление на тех, кто с трудом поддерживал свою жизнь куском чёрного хлеба, репой или несколькими бобами. Таким образом, множество людей горело желанием примкнуть к этой проклятой секте почитателей сатаны. 5
Все инквизиторы,
получавшие полномочия подавлять колдовство,
были деятельными миссионерами его
широкого распространения. Всюду, где
ни появлялся инквизитор, его заваливали
доносами на всех, кого только можно
было считать виновными, начиная
с ребёнка самого нежного возраста,
и кончая престарелой старухой.
2.
Причины охоты на ведьм
Разумеется, инквизиция не возникла на «пустом месте». Созданию «священных» трибуналов предшествовала многовековая борьба правящих кругов церкви с ересью, в процессе которой вырабатывались также и богословские обоснования необходимости применения к еретикам различных видов и форм насилия, вплоть до их физического истребления. Это была нелегкая задача, ибо теологам пришлось для оправдания инквизиции подменить «религию любви», за которую выдает себя христианство, «религией ненависти». На такую трансформацию ушли столетия.
В X—XX вв. Церковь стала владычицей всего христианского мира. Для поддержания своего положения Церковь нуждалась в централизации власти. Римская кафедра захватила всемирную юрисдикцию и подчинила своей воле волю епископов. Смиренный служитель алтаря был лишь орудием, при помощи которого папские декреты и епископские распоряжения проводились в народ. Чтобы удержать верующих на правом пути, Церковь могла прибегнуть к духовным судам, которые были при каждой епископской кафедре. В жизни человека было сравнительно мало таких вопросов, которые не затрагивали бы его совести, следовательно, не вызывали бы вмешательства духовного суда.6
В средние века проблема приниженного положения женщины своими корнями уходит в библейские сюжеты.
Женщина была создана второй, создана была из ребра мужчины. Ребро – это грань, женственность – это грань человечности, это необходимый аспект женской природы, это своеобразный ответ на отказ женщине в полноте её человечности. То, что женщина была создана из ребра, указывает на её второстепенную роль, однако, женщина создана из ребра – из середины жизни человека, а не из остатков, что может указывать на то, что женщина - стоит на границе между добром и злом, между светом и тенью, то, к чему она будет принадлежать, зависит от неё. И уже первая женщина, созданная Богом, поддаётся искушению.
Инквизиторы видят первого инквизитора в лице бога, а первых еретиков называют Адамом и Евой. Бог изгнал из рая провинившихся перед ним Адама и Еву, предварительно учинив им тайный допрос и суд. Естественно, что подобного рода ссылки на Библию позволяли церковникам, с одной стороны, доказать «законное», «божественное» происхождение «священного» трибунала, а с другой стороны - его якобы «извечный» характер.7
Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам и Ева после неосмотрительного вкушения от запретного плода, Парамо считает первым «санбенито» — позорящим одеянием, носить которое приговаривались жертвы инквизиции, а изгнание прародителей рода человеческого из рая он называет первой конфискацией... «вечного блаженства», прототипом тех более осязаемых конфискаций, которые впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.8
С раннего периода существования христианской церкви епископы, и в их числе папы римские, были наделены инквизиторскими полномочиями — расследовать, судить и карать еретиков и пользовались ими на протяжении всей истории церкви. Этими правами· они продолжают пользоваться и после роспуска конгрегации священной канцелярии, согласно действующему каноническому праву. Такие же права имели и имеют вселенские соборы.
В XII - XIII вв. на христианском Западе появились секты, выступавшие с критикой господствующей Церкви. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров и секта вальденсов. Их появление во многом предопределило отношение Церкви к колдовству и послужило толчком к началу охоты на ведьм.
Хотя
взгляды катаров и вальденсов
по отдельным вопросам веры не совпадали,
в одном они были единодушны: обе
секты сомневались в
На рубеже
XII - XIII вв. секта катаров выросла
в могучую организацию. Церковь
беспомощно взирала на то, как все
больше людей отворачивалось от нее.
Попытка вернуть утраченный авторитет
с помощью широкой