Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 08:22, реферат
Для начала разберемся, как следует с самими понятиями "наука" и "мистицизм". Так вот, в толковом словаре С.И.Ожегова написано: "Мистицизм - склонность к мистике, форма религиозно-идеалистического мировоззрения, основанного на мистике. Мистика - 1. Враждебная науке вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир. 2. Нечто загадочное, необъяснимое". "Наука - 1. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная область таких знаний. 2. То, что поучает, дает опыт, урок."
1. Введение…………………………………………………………………………..…..3
2. Между наукой и мистицизмом…………………………………………………..…..4
3. Те, кто не верил………………………………………………………………..….…11
4. Великий век мистификаций…………………………………………………..….…12
5. Известные мистификации XX века……………………………………………..….12
6. Мистика. Что она есть и есть ли она…………………………………………….…14
7. Наука. Что ей остается, если кругом сплошная мистика…………………………16
8. Оправдание мистицизма: Россия и Европа в зеркале Востока…………………..17
9. Заключение…………………………………………………………………………..30
10. Библиография
Говорили, что Николай II был в молодости «мартинистом» по примеру своих германских, датских и английских родственников. Известными спиритами были дяди царя — великие князья Николай Николаевич и Петр Николаевич, а также их жены — Анастасия и Милица. Придворные испытывали на себе нетрадиционные методы тибетской медицины под наблюдением П. Бадмаева. Александра Федоровна мечтала встретить старца-исцелителя наподобие Тихона Задонского или Серафима Саровского. На чудо уповали несчастные родители неизлечимо больного наследника, окружив себя многочисленными старцами и знахарками. Царская семья приближала к себе то оккультиста Филиппа, то мага Папюса, то юродивого Митю Козельского, то Матрену-босоножку. Зловещая фигура юродствующего Распутина, подчинившего своей воле императорскую фамилию, — словно воплощение инфернальных сил, вырвавшихся из-под контроля.
«Россия
стоит в центре Востока и
Запада, она соединяет два мира,
в ней узел всемирной истории»,
— указывал Н. Бердяев. Именно
Россия, по его мнению, через мистику пресуществления,
активную соборную мистику приведет мир
к новому откровению.
Заключение
Мистицизм — явление неоднозначное. Классики марксизма показали, что в истории европейского общества были эпохи, когда общественное сознание было пронизано мистицизмом, но они оценивали его с позиций классовой борьбы как мракобесие, проявление бессилия гибнущего класса на фоне исторически неизбежной смены экономических формаций. Данная точка зрения была признана единственно правильной тоталитарной советской идеологией, но в настоящее время она уже не является доминирующей. Ученые считают, что у современной физики и восточных мистических учений имеется целый ряд общих черт. Это и целостное восприятие мира, при котором мельчайшая часть соизмерима с универсумом, и парадоксальность мышления, когда противоречие приводит к глубочайшему прозрению, и «трансцендентность» выхода за пределы формальной логики, привычных норм языка, традиционных представлений о времени и пространстве; и органическое восприятие космоса как живого, развивающегося, динамичного...
Может быть, мистицизм — это только сумерки перед рассветом? Проявление творчества в его высшей степени? «Сон разума» порождает не только чудовищ, но, снимая оковы рассудка с интуиции, позволяет сознанию прорваться в неведомое, ощутить целостность бытия. Ночные покровы способствует эмоциональному раскрепощению, мистериальной тайной окутывая сексуально-оргиастические экстазы, верой и правдой служа творческому воспроизводству человечества. В настоящее время в России наблюдается бурное возрождение мистицизма, и это вселяет надежду на то, что мы стоит на пороге новых величайших открытий науки и расцвета искусств.
Лучшее,
что пока может дать нам мистический
опыт, - это способность по-настоящему
увидеть, чем хорош наш мир. Подобно
тому, как верующие в милосердное
божество никогда не забывают о грехе,
гностики, атеисты, пессимисты и нигилисты
должны всегда помнить о дружбе, любви,
красоте, правде, юморе, сострадании, веселье.
Никогда не забывайте о веселье.
Библиография:
1. Хейзинга И. Ноmo ludens: В тени
завтрашнего дня. — М., 1992.
2. Мережковский Д.С. Мистическое движение
нашего века //Эстетика и критика : В 2 т.
— М., 1994. — Т. 1.
3. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл
творчества. — М., 1989.
4. Аверинцев С.С. Мистика // БСЭ. - М.. 1974.
- Т. 16.
5. Федоров Н.Ф. Всемирное влияние Индии
// Федоров Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1995. -
Т. 1.
6. Из письма М. Волошина к А.П. Петровой
от 12.11.1901 // Восток — Запад : Исследования.
Переводы. Публикации. — М., 1985.
7. Достоевский Ф.М. Геок-Топе. Что такое
для нас Азия // Достоевский Ф.М. Поли. собр.
соч. — СПб., 1896. — Т. 21.
8. Бердяев Н. Духи русской революции //
Пути Евразии : Русская интеллигенция
и судьба России. — М., 1992.
9. Ильин И.А. О грядущей России. — М.. 1993.
10. Белый А. Символизм как миропонимание.
— М., 1994.
11. Николай Гумилев в воспоминаниях современников.
— М., 1990.
12. Серебряный век. — М., 1990.