Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курс лекций
Лекция 1. ПРЕДМЕТ КУРСА, СПЕЦИФИКА НА УМНОГО ЗНАНИЯ
Лекция 2. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
Лекция 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЕЕ ГУМАНИТАРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Лекция 4. СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Лекция 5. КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ
Русский географ и социолог Л.И. Мечников (1838—1888) в своей незаконченной работе «Цивилизация и великие исторические реки» развитие общества связывал с физико-географической средой и прежде всего с гидросферой: речные, морские и океанические пути сообщения рождают древнюю, средневековую и новую цивилизацию15.
Зададимся вопросом: что такое климат? Понятие «климат» тесно связано с понятием «жизнь». Древние греки полагали, что климат (в переводе с греч. — «наклонение») зависит от угла падения солнечных лучей и от продолжительности освещения, т.е. от географической широты места. Сегодня под этим понятием понимают среднее состояние метеорологических факторов, создающее те или иные условия существования представителям органического мира. С точки зрения современной науки, все самые разнообразные и разнохарактерные явления на Земле — и химические превращения земной коры, и динамика самой планеты и составляющих ее частей, атмо-, гидро- и литосферы, — протекают под непосредственным действием солнца. «Включая человека и его психическую деятельность в область обычных явлений природы, современная наука тем самым дает основания предполагать некоторую зависимость, существующую между проявлениями интеллектуальной и социальной деятельности человека и рядом мощных явлений окружающей его природы.... Став на такую точку зрения, следует уже a priori допустить, что важнейшие события в человеческих сообществах, охватывающих при участии народных масс целые страны, протекают одновременно с какими-либо колебаниями или изменениями сил окружающей природы», — писал в 1924 г. в своей основополагающей работе «Физические факторы исторического прогресса» А. Чижевский16 .Обработав огромный статистический материал, проведя ряд исследований и экспериментов, ученый обнаружил, что биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса. Основной закон его теории гелиотараксии (от гелиос — «солнце», тараксио — «возмущаю») утверждает, что «состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности солнца».
Известный итальянский ученый, психиатр Ч. Ломброзо (1836-1910) ранее в труде «Гениальность и помешательство» представил интересные данные о влиянии большего или меньшего количества лучистой энергии солнца на состояние психических способностей человека. Максимум психических заболеваний, по наблюдениям ученого, приходится на июль, минимум — на декабрь.
То же он говорит и о гениальных умах, творческие силы которых достигают своего расцвета в мае—сентябре. Минимум творческой деятельности, по его наблюдениям, приходится на зиму. Кроме того, он отмечает: «Убедившись в громадном влиянии метеорологических явлений на творческую деятельность гениальных людей, мы легко поймем, что и на рождение их климат и строение почвы должны также оказывать могущественное действие.... Уже издавна было замечено как простонародьем, так и учеными, что в гористых странах с теплым климатом особенно много бывает гениальных людей»17.
Русский ученый-психиатр В. Бехтерев отмечал, что общее влияние света поднимает возбудимость нервно-психической деятельности вообще. Различные части спектра оказывают на человеческий организм и на психическую деятельность различное влияние, т.к. различные цвета вызывают соответствующие изменения скорости физико-химических процессов в организме: в кровообращении, в функциях головного мозга и т.д.18 Изначально выступая как антирелигиозное учение, стремившееся доказать земное происхождение общественных порядков, географический детерминизм в дальнейшем предстает в рамках проблем политической географии и геополитики География — ведущая дисциплина прошлого — сегодня утратила свое былое значение. Она раздроблена на многочисленные субдисциплины: биогеографию, социальную географию, городскую, историческую, экономическую, политическую. Политическая наука во многих случаях пересекается с географией, в частности в таких областях, как геополитика, электоральная география, политика урбанизации, пространственные общественные организации, центр и периферия, город и прилегающие районы, территориальные аспекты социальной мобильности, демография и др.
Фридрих Ратцель (1844-1904) в своем главном труде «Политическая география» (1897) показывает, что почва является основополагающей, неизменной данностью, вокруг которой вращаются интересы народов. Далее он делает вывод о том, что государство является «живым пространственным, укорененным в почве организмом». Пространство как конкретное выражение природы, рассматривается как непрерывное жизненное тело этноса, это пространство населяющего. Ф. Ратцель пишет: «Государства вписываются в серию явлений экспансии Жизни, являясь высшей точкой этих явлений ...Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы. Наиболее важными являются размеры, местоположение и границы. Далее следуют почвы вместе с растительностью, ирригация и наконец соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, и в первую очередь, с прилегающими морями и незаселенными землями, которые, на первый взгляд, не представляют политического интереса. Совокупность вех этих характеристик составляют страну (das Land)»19.
Таким образом, пространство переходит из количественной материальной категории в новое качество, становясь «жизненной сферой», «жизненным пространством», некоей «геобиосредой».
Два других важных термина Ф. Ратцеля — «пространственный смысл» и «жизненная энергия» — обозначают некое особое качество, присущее географическим системам и предопределяющее их политическое оформление в истории народов и государств. Ф. Ратцель также заметил, что у больших стран в их развитии есть тенденция к максимальной географической экспансии, выходящей постепенно на планетарный уровень. Кроме того, им было отмечено значение моря для развития цивилизации. Море и «мировая держава» у Ф Ратцеля связаны воедино.
Среди многочисленных проблем политической географии к числу поистине поразительных относится географическое распределение различных типов политических режимов.
Еще Ш. Монтескье, признавая значение законов природы и именно в них находя предпосылки для образования государственного правления, заострял внимание на многообразии политического опыта людей и причинно-следственных связей.
В «Персидских письмах» он ведет речь о том, что касается самого большого различия между азиатской политикой и политикой европейских государств: «Одна из вещей, больше всего возбудивших мое любопытство по прибытии в Европу, — это история и происхождение республики. Ты знаешь, что большинство азиатов даже не имело представления о подобном типе правления, равно как не обладало достаточно богатым воображением, чтобы суметь представить себе, что на земле может существовать какой-либо режим, отличный от деспотического»20.
В
русле проблем современной
1)
почему почти все промышленно
развитые плюралистические
2)
почему Индия, являясь
3)
почему африканский континент
продолжает оставаться самым
бедным и там не сложилось
ни одного подлинно
4)
какое место должно отводиться
экологическому фактору в
Дать
ответ на означенные вопросы, по-видимому,
можно, лишь проведя четкие различия
между отдельными типами демократических
режимов. В настоящее время слово
«демократия» без предшествующего
определения в большинстве
Судьба геополитики как науки связана с мировой политикой, пробегами власти и доминирующими идеологиями. Синтетический характер этой дисциплины предполагает включение в нее многих дополнительных предметов — географии, истории, демографии, стратегии, этнографии, религиоведения, экологии, военного дела, истории идеологии, социологии, политологии и др. Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины привлекаются только тогда, когда они не противоречат основным принципам геополитического метода.
Надо отметить, что различные авторы и словари разнятся между собой в определении основного предмета изучения и главных методологических принципов геополитики. Приведем два определения, в равной степени хорошо определяющих суть данного предмета. Геополитика — это теория, политическая доктрина, согласно которой в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее территории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов"23. Геополитика — это мировоззрение власти, наука о власти и для власти, это наука править.24
В современном мире она представляет собой «краткий справочник властелина», дисциплину политических элит, учебник власти, в котором дается резюме того, что следует учитывать при принятии глобальных (судьбоносных) решений, таких как заключение союзов, начало войн, осуществление реформ, структурная перестройка общества, введение масштабных экономических и политических санкций и т.д. Основанная на редукционизме, приближенности, сведении многообразных проявлений жизни к нескольким параметрам, геополитика, несмотря на заведомую погрешность, впечатляюще доказывает свою стройность в вопросе объяснения прошлого и предельную эффективность в организации настоящего и проектировании будущего. С помощью геополитического анализа можно осмыслить целые эпохи исторического развития стран и народов. Выводы и методы, предметы изучения и основные тезисы адресованы и понятны социальным инстанциям, занимающимся крупномасштабными проблемами—стратегическим планированием, осмыслением глобальных социальных и исторических закономерностей. Закон дуализма стихий — Суша против Моря — самое общее выражение главного закона геополитики. В противопоставлении теллурократии (сухопутного могущества) и талассократии (морского могущества) предстает вся история человеческих сообществ. Иначе говоря, геополитическое видение истории представляет собой модель развития планетарного дуализма до максимальных пропорций. Суша и Море распространяют свое изначальное противостояние на весь мир (в холодной войне 1946-1991 гг. талассократия отождествлялась с США, а теллурократия — с СССР).
Теллурократия связана с фиксированностью пространства и устойчивостью его качественных ориентации и характеристик. На цивилизационном уровне это воплощается в оседлости, в консерватизме, в строгих юридических нормативах, которым подчиняются крупные объединения людей — рода, племена, народы. Твердость Суши культурно воплощается в твердости этики и устойчивости социальных традиций. Сухопутным (оседлым) народам чужды индивидуализм, дух предпринимательства. Им свойственны коллективизм и иерархичность25. Талассократия представляет собой тип цивилизации, склонный к техническому развитию, он динамичен и подвижен, активно эволюционирует, легко меняет внешние культурные признаки, сохраняя неизменной лишь внутреннюю идентичность общей установки. Его приоритеты — кочевничество (мореплавание), торговля, дух предпринимательства. Индивидуализм возводится в высшую ценность, при этом этические и юридические нормы размываются, становятся относительными и подвижными.26
Другим важнейшим принципом является Rimland — «береговая зона», полоса, граница. Геополитическое определение границы отправляется от изначальной модели, в которой первограницей, или архетипом, всех границ является конкретное историко-географическое и культурное понятие Rimland. Геополитическая граница—это категория переменная, варьирующаяся в зависимости от обстоятельств, от линии до полосы.
Пространственный объем береговых зон является следствием взгляда на материк извне, с моря. Именно для «сил моря» берег предстает полосой, простирающейся вглубь суши. Для самого материка берег — это предел, линия. Rimland представляет собой составное пространство, которое потенциально несет в себе возможность быть фрагментом либо талассократии, либо теллурократии. В геополитике, совмещающей два взгляда на пространство — морской и сухопутный — Rimland понимается как особая реальность, как граница-полоса, причем ее качественный объем зависит от того, какой импульс доминирует в данном секторе — сухопутный или морской. Влияние морской стихии провоцирует в «береговой зоне» активное и динамическое развитие. Континентальная масса — Суша — давит, заставляя структурализировать энергию.
За период, прошедший со времени выхода в свет книги X. Макиндера «Географическая ось истории» (1904) и до появления «Концептуальной карты Европы» С. Роккана (1987), по вопросам геополитики было создано много трудов. Надо заметить, что основной базой для всех геополитических исследований явились труды Ф. Ратцеля. В свернутом виде в его работах содержатся практически все основные тезисы, которые составят фундамент геополитики. На идеях Ф. Ратцеля основывали свои концепции швед Рудольф Челлен (1864-1922), первый, кто употребил понятие «геополитика»; немец Карл Хаусхоффер (186-946), автор оси Берлин—Москва—Токио, или «континентального блока»; Француз Видаль де ля Бланш (1845-1918) создатель концепции поссибилизма (possibl — «возможный»); Хэлфорд Макиндер (1861-1947), автор главного геополитического текста «Географическая ось истории», где он формулирует основной закон данной науки; американец Альфред Мэхэн (1840-1914), разработавший стратегию «Морской Силы», «Sea Power»; русские евразийцы Петр Савицкий (1895-1968), Лев Гумилев (1908-1992) и др.
Информация о работе Лекции по "Концепции современного естествознания"