Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:50, реферат
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.
В книге излагается довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. Но они не смогли найти аргументированного ответа на вопросы: "Чем отличаются небольшие, постепенные, количественные изменения от изменений коренных, качественных, в том числе революционных?", "Как эти коренные сдвиги назревают и подготавливаются в предшествующий период?". Не случайно поэтому история науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.
Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
В качестве попытки наглядно представить рассматриваемую теорию читателю предлагается схематический график развития науки по Куну. Дальнейшее изложение идет по пути раскрытия понятий и процессов, изображенных на схеме.
Заключение
Концепция научных
революций Куна представляет собой
довольно-таки спорный взгляд на развитие
науки. На первый взгляд, Кун не открывает
ничего нового, о наличии в развитии науки
нормальных и революционных периодов
говорили многие авторы. В чем же особенность
философских взглядов Куна на развитие
научного знания?
Во-первых, Кун
представляет целостную
Во-вторых, в
своей концепции Кун решительно отвергает
позитивизм - господствующее в с конца
XIX века течение в философии науки. В противоположность
позитивисткой позиции в центре внимания
Куна не анализ готовых структур научного
знания, а раскрытие механизма развития
науки, т.е., по существу, исследование
движения научного знания.
В-третьих,
в отличие от широко
В-четвертых,
научная революция, по Куну, сменяя
взгляд на природу, не
При изложении концепции научных революций опущены некоторые интересные рассуждения Куна об учебниках и научных группах, не относящиеся непосредственно к теме реферата.
Литература
[1] Т.Кун. Структура
научных революций. М., Прогресс,
1975.
[2] Г.И.Рузавин.
Об особенностях научных
[3] Г.И.Рузавин.
Диалектика математического
[4] И.С.Кузнецова.
Гносеологические проблемы
Информация о работе Концепция научных революций теории Т. Куна