Концепция научных революций теории Т. Куна

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:50, реферат

Описание работы

Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.

В книге излагается довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. Но они не смогли найти аргументированного ответа на вопросы: "Чем отличаются небольшие, постепенные, количественные изменения от изменений коренных, качественных, в том числе революционных?", "Как эти коренные сдвиги назревают и подготавливаются в предшествующий период?". Не случайно поэтому история науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.

Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

В качестве попытки наглядно представить рассматриваемую теорию читателю предлагается схематический график развития науки по Куну. Дальнейшее изложение идет по пути раскрытия понятий и процессов, изображенных на схеме.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Заключение 

Концепция научных  революций Куна представляет собой довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд, Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. В чем же особенность философских взглядов Куна на развитие научного знания?  

 Во-первых, Кун  представляет целостную концепцию  развития науки, а не ограничивается  описанием тех или иных событий  из истории науки. Эта концепция  решительно порывает с целым  рядом старых традиций в философии  науки.  

 Во-вторых, в своей концепции Кун решительно отвергает позитивизм - господствующее в с конца XIX века течение в философии науки. В противоположность позитивисткой позиции в центре внимания Куна не анализ готовых структур научного знания, а раскрытие механизма развития науки, т.е., по существу, исследование движения научного знания.  

 В-третьих,  в отличие от широко распространенного  кумулятивисткого взгляда на  науку, Кун не считает, что  в наука развивается по пути  наращивания знания. В его теории  накопление знаний допускается лишь на стадии нормальной науки.  

 В-четвертых,  научная революция, по Куну, сменяя  взгляд на природу, не приводит  к прогрессу, связанному с возрастанием  объективной истинности научных  знаний. Он опускает вопрос о  качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Как мне кажется, новая парадигма, с точки зрения Куна, ничуть не лучше старой.  

 При изложении  концепции научных революций  опущены некоторые интересные рассуждения Куна об учебниках и научных группах, не относящиеся непосредственно к теме реферата.

  

  

Литература 

[1] Т.Кун. Структура  научных революций. М., Прогресс, 1975.  

[2] Г.И.Рузавин.  Об особенностях научных революций в математике // В кн.: Методологический анализ закономерностей развития математики, М., 1989, с. 180-193.  

[3] Г.И.Рузавин.  Диалектика математического познания  и революции в его развитии // В кн: Методологический анализ  математических теорий, М., 1987, с. 6-22.  

[4] И.С.Кузнецова.  Гносеологические проблемы математического  знания. Л., 1984.

Информация о работе Концепция научных революций теории Т. Куна