Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:50, реферат
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.
В книге излагается довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. Но они не смогли найти аргументированного ответа на вопросы: "Чем отличаются небольшие, постепенные, количественные изменения от изменений коренных, качественных, в том числе революционных?", "Как эти коренные сдвиги назревают и подготавливаются в предшествующий период?". Не случайно поэтому история науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.
Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
В качестве попытки наглядно представить рассматриваемую теорию читателю предлагается схематический график развития науки по Куну. Дальнейшее изложение идет по пути раскрытия понятий и процессов, изображенных на схеме.
2.3.3 Выбор новой
парадигмы.
В рамках нормальной
науки, ученый, занимаясь решением задачи-головоломки,
может опробовать множество альтернативных
подходов, но он не проверяет парадигму.
Проверка парадигмы предпринимается
лишь после настойчивых попыток решить
заслуживающую внимания головоломку (что
соответствует началу кризиса) и после
появления альтернативной теории, претендующей
на роль новой парадигмы.
Обсуждая
вопрос о выборе новой
В каком-то
смысле, Кун объединяет в своей
теории обе теории: как теорию
фальсификации, так и теорию
верификации. Аномальный опыт
теории фальсификации выделяет
конкурирующие парадигмы по
Иногда новая
парадигма выбирается не на
основе сравнения возможностей
конкурирующих теорий в
3. О характере
революции в математике
Интерес к проблеме анализа тех коренных, качественных изменений в развитии научного знания, которые принято называть революциями в науке, возник после появления известной книги Т.Куна "Структура научных революций", опубликованной в русском переводе в 1975 г. В ходе широкой дискуссии как у нас, так и на Западе закономерно возник и вопрос о революциях в математике. Первая попытка критически рассмотреть идеи Куна применительно к развитию математического знания была предпринята в публикации Г.Мартенсона в международном журнале "История математики"17. В этой, а также в других публикациях высказывались самые крайние точки зрения на революцию в математике, начиная от полного ее отрицания и кончая частичным признанием.
3.1. Основные точки
зрения на революцию в математике
Когда заходит
речь о характере изменений, происходящих
в развитии математического познания,
в первую очередь обращают внимание
не на качественные, а на количественные
- постепенные, медленные - изменения. Тем
самым научный прогресс сводится к постепенному
накоплению все новых и новых знаний. Такую
концепцию развития науки принято называть
кумулятивистской. В применении к математике
это означает, что ее развитие определяется
только чисто количественным ростом нового
знания (открытием новых понятий, доказательством
новых теорем и т.д.); при этом предполагается,
что старые понятия и теории не подвергаются
пересмотру. Кун в своей работе выступает
с решительной критикой такой точки зрения
кумулятивного развития научного знания.
Однако, несмотря
на свою ограниченность, кумулятивистская
концепция нередко еще
Отметим прежде
всего ошибочность того
Если бы
развитие науки состояло в
простом отбрасывании старых
теорий, как был бы возможен
в ней прогресс? Действительно,
даже в естествознании, возникновение
теории относительности и квантовой механики
не привело к полному отказу от классической
механики Галилея-Ньютона, а только точно
указало границы ее применимости. В математике
преемственность между старым и новым
знанием выражена значительно сильнее,
к тому же, будучи абстрактными по своей
природе, теории не могут быть опровергнуты
экспериментальной верификацией. Обратимся
к примеру, который приводит Кроу - открытию
неевклидовых геометрий. По его мнению,
это не была революция в геометрии, поскольку
Евклид не был отвергнут, а царствует вместе
с другими, неевклидовыми геометриями.
Некоторые
ученые считают, что революции
возможны только в прикладной
математике - в области приложения
математических методов в
Сторонники
еще одной точки зрения на
революции в математике связывают
их с процессами, происходящими вне рамок
самой математики или по крайней мере
относящимися к форме выражения мысли
(символика и исчисления), технике математических
вычислений и преобразований (формулы
и алгоритмы) или же к методологии и философии
математики. Именно такого рода революции
в математике частично признает Кроу.
Изменения в символизме или философском
обосновании математики, безусловно, чаще
бросаются в глаза, чем изменения в самой
математике, но происходят они в "надстройке"
математики и вторичны по своей сути. Наиболее
заметно это в методологии и философии
математики, когда открытие принципиально
новых понятий, теорий и методов приводит
к пересмотру учеными своих методологических
и философских взглядов. Яркий пример
тому возникновение канторовской теории
множеств и появление парадоксов, которые
привели к новому стилю мышления в математике,
принципах обоснования ее теорий, к новым
определениям ее исходных понятий.
Многие взгляды,
таким образом, основываются
3.2 Математика
и научные революции
Одним из первых
философов, поднявших вопрос о научных
революциях, был И.Кант. Он писал: "...
пример математики и естествознания, которые
благодаря быстро совершившейся в них
революции стали тем, что они есть в наше
время, достаточно замечателен, чтобы
поразмыслить над сущностью той перемены
в способе мышления, которая оказалась
для них столь благоприятной"19. Кант
не сомневался в том, что в математике,
как и в естествознании, произошли революции.
В чем суть революции в математике? Наиболее
значительные революции в истории математики
обычно связаны с обобщением ее понятий,
теорий и методов, с расширением области
их применения и возрастанием абстрактности,
глубины, благодаря чему математика точнее
и полнее отражает действительность. Но
это в свою очередь требует коренного,
качественного изменения концептуальной
структуры математики.
Несомненно,
что первая революция в математике связана
с переходом от полуэмпирической математики
Древнего Вавилона и Египта к теоретической
математике древних греков. Кант связывал
научную революцию с введением в математику
доказательства (доказательство теоремы
о равнобедренном треугольнике Фалесом).
До Фалеса математика представляла собой
свод правил для вычисления площадей фигур,
объема пирамиды и т.д. Такой характер
носила математика и в Египте, и в Вавилоне.
Фалес же поставил вопрос о доказательстве
математических утверждений, а тем самым
о построении единой, логически связанной
системы. Системный подход при помощи
доказательств от одного положения к другому
явился новой, характерной чертой греческой
математики. Математика сформировалась
как наука, кроме того, в математику был
внесен из философии дедуктивный метод
рассуждений.
Вторую по
счету крупную революцию в
математике следует отнести к
XVII веку и связать с переходом
от постоянных к изучению
Третья революция
в математике относится уже
к XX веку, хотя ее начало и
предпосылки возникновения связывают
с прошлым веком. Начать с того, что именно
тогда получили признание неевклидовы
геометрии Лобачевского, Римана и Бойяи,
в связи с чем широкое распространение
получили новые взгляды на аксиомы геометрии
и геометрическое пространство вообще.
В то же время была создана теория множеств
Кантора, ставшая фундаментом всей математики.
Обнаружение парадоксов теории множеств
и логики вылилось в кризис обоснований
математики в начале XX века и возникновение
новых теорий и концепций. Если раньше
математику считали наукой о количественных
соотношениях между величинами, то в нашем
веке возник более широкий структурный
взгляд (концепция абстрактных структур
Н.Бурбаки), согласно которому математика
рассматривается как наука, изучающая
абстрактные свойства и отношения любого
рода.
Следствием
революции, происшедшей в XIX веке
в геометрии (создание
По-видимому,
революции в математике
2. Возникновение новых теорий и методов математики, которые радикально изменяют прежние представления.
3. Концептуальное обобщение идей и теорий математики, расширение их применения как внутри самой математики, так и в ее приложениях.
4. Изменение оснований
математики и ее философии, завершающее
революцию, происшедшую в математике.
Как говорил в свое время академик Л.Ландау, науки делятся на естественные (физика, химия), неестественные (гуманитарные) и сверхъестественные (математика). В этой шутке есть доля истины: математику нельзя отнести к естествознанию, но она не является и гуманитарной дисциплиной. Математика - это "сверхъестественная" наука, развивающаяся по своим особым законам, и поэтому для обсуждения особенностей научных революций в математике нам понадобился этот последний параграф.
Информация о работе Концепция научных революций теории Т. Куна