Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:50, реферат
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.
В книге излагается довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. Но они не смогли найти аргументированного ответа на вопросы: "Чем отличаются небольшие, постепенные, количественные изменения от изменений коренных, качественных, в том числе революционных?", "Как эти коренные сдвиги назревают и подготавливаются в предшествующий период?". Не случайно поэтому история науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.
Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
В качестве попытки наглядно представить рассматриваемую теорию читателю предлагается схематический график развития науки по Куну. Дальнейшее изложение идет по пути раскрытия понятий и процессов, изображенных на схеме.
Введение
Прогресс науки
и техники в XX веке выдвинул перед
методологией и историей науки актуальную
проблему анализа природы и структуры
тех коренных, качественных изменений
научного знания, которые принято
называть революциями в науки. В
западной философии и истории науки интерес
к этой проблеме был вызван появлением
нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна
"Структура научных революций". Книга
Т.Куна вызвала огромный интерес не только
историков науки, но также философов, социологов,
психологов, изучающих научное творчество,
и многих естествоиспытателей различных
стран мира.
В книге
излагается довольно-таки
Кратко теория
Куна состоит в следующем: периоды спокойного
развития (периоды "нормальной науки")
сменяются кризисом, который может разрешиться
революцией, заменяющей господствующую
парадигму. Под парадигмой Кун понимает
общепризнанную совокупность понятий,
теории и методов исследования, которая
дает научному сообществу модель постановки
проблем и их решений.
В качестве
попытки наглядно представить
рассматриваемую теорию
1. История науки
по Т.Куну
Согласно книге
"Структура научных революций"
Т.Куна, историю науки можно
Комментарий к схеме: 1 -- При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;
2 -- одно из главных направлений деятельности нормальной науки -- обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;
3 -- при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии -- факты, противоречащие парадигме;
4 -- в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще сохраняет свое значение;
5 -- для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;
6 -- в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объясняется старой парадигмой;
7, 8 -- новая теория
приобретает статус парадигмы и, в результате
научной революции, полностью (или частично)
замещает старую парадигму.
Опишем отдельно такие объекты этой схемы как допарадигмальный период, парадигма, нормальная наука, аномалии и научная революция и т.д.
1.1. Допарадигмальный
период
Допарадигмальный
период в развитии науки характеризуется
наличием большого числа школ и различных
направлений. Каждая школа по-своему объясняет
различные явления и факты, лежащие в русле
конкретной науки, причем в основе этих
интерпретаций могут находиться различные
методологические и философские предпосылки.
В качестве примера можно рассмотреть
историю физической оптики. От глубокой
древности до конца XVII века не было периода,
для которого была бы характерна единственная
и общепринятая в научном сообществе точка
зрения на природу света. Вместо этого
было множество противоборствующих школ,
большинство из которых придерживалось
какой-либо разновидности теории Эпикура,
Аристотеля или Платона. Одно из направлений
рассматривало свет как частицы, испускаемые
материальным телом; для другого свет
был модификацией среды, находящейся между
этим телом и человеческим глазом; кроме
того, свет объяснялся в терминах взаимодействия
среды с излучением самих глаз. Хотя представители
всех этих школ физической оптики до Ньютона
были учеными, результат их деятельности
нельзя в полной мере назвать научным.
Не имея возможности принять какую-либо
общую основу для своих убеждений, представители
каждой школы пытались строить свою собственную
физическую оптику заново, начиная с наблюдений.
Ученые свои
труды адресовали не к своим
коллегам, а скорее к оппонентам из
других школ в данной области исследований
и ко всякому, кто заинтересуется предметом
их исследования. С современной точки
зрения, их труды можно отнести в разряд
научно-популярных изданий.
Допарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для зарождения любой науки. Ситуация, описанная выше, типична в развитии каждой науки, прежде чем эта наука выработает свою первую всеми признанную теорию вместе с методологией исследований -- то, что Кун называет парадигмой. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления. Исключение могут составить такие науки, как математика или астрономия, в которых первые прочные парадигмы относятся к их предыстории, а также дисциплины, подобные биохимии, возникающие на стыке уже сформировавшихся отраслей знания. Одновременно с тем, начало астрономии характеризовалось "многопарадигмальностью". В таких разделах биологии, как, например, учение о наследственности, первые парадигмы появились лишь в XX веке.
1.2. Зрелая наука
На смену допарадигмальной
науки приходит, по мнению Куна, зрелая
наука. Зрелая наука характеризуется
тем, что в данный момент в ней
существует не более одной общепринятой
парадигмы.
Первоначальные
расхождения, характерные для
ранних стадий развития науки,
с появлением общих
Существование
парадигмы предполагает и
В наши
дни такие парадигмы или
2. Этапы развития
зрелой науки
Зрелая наука
в своем развитии последовательно проходит
несколько этапов. Период нормальной науки
сменяется периодом кризиса, который либо
разрешается методами нормальной науки,
либо приводит к научной революции, которая
заменяет парадигму. С полной или частичной
заменой парадигмы снова наступает период
нормальной науки.
Согласно
концепции Куна, развитие науки
идет не путем плавного
В этой
связи следует отметить, что Кун
не связывает явно смену
2.1. Нормальная
наука
"Нормальной
наукой" Кун называет исследование,
прочно опирающееся на одно
или несколько прошлых научных
достижений, которые в течение
некоторого времени признаются
определенным научным
Нормальная наука
не ставит своей целью создание новой
теории, и успех в нормальном научном
исследовании состоит не в этом.
Исследование в нормальной науке направлено
на разработку тех явлений и теорий, существование
которых парадигма заведомо предполагает.
Кратко деятельность ученых в рамках нормальной
науки можно охарактеризовать как наведение
порядка (ни в коем случае не революционным
путем).
По мнению
Куна, "три класса проблем --
установление значительных
Понятие "нормальной
науки", введенное Куном, подверглось
острой критике сторонниками критического
рационализма во главе с Карлом Поппером.
Поппер согласен с тем, что нормальная
наука существует, но если Куну этот феномен
представляется как нормальный, то Поппер
в работе "Нормальная наука и ее опасности"
(1970) рассматривает его как опасный для
науки в целом.
В критике
понимания Куном нормальной
Второе направление
в критике нормальной науки
представлено К.Поппером. Он признает
существование нормальной
Действительно,
в понимании Куна "самая удивительная
особенность проблем нормальной науки
... состоит в том, что они в очень малой
степени ориентированы на крупные открытия,
будь то открытие новых фактов или создание
новой теории"3. Ученые в русле нормальной
науки не ставят себе цели создания новых
теорий, каких-то значительных качественных
(революционных) преобразований в своей
научной дисциплине. Для них результат
научного исследования значителен уже
потому, что он расширяет область применения
парадигмы и уточняет некоторые параметры.
Такие результаты, особенно в математике,
могут быть предсказаны, но сам способ
получения результата или доказательство
остается в значительной мере сомнительным.
Возникающие проблемы часто оказываются
трудными для разрешения, хотя предшествующая
практика нормальной науки дала все основания
считать их решенными или почти решенными
в силу существующей парадигмы. Завершение
проблемы исследования требует решения
всевозможных сложных инструментальных,
концептуальных и математических задач-головоломок.
Информация о работе Концепция научных революций теории Т. Куна