Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:50, реферат
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.
В книге излагается довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. Но они не смогли найти аргументированного ответа на вопросы: "Чем отличаются небольшие, постепенные, количественные изменения от изменений коренных, качественных, в том числе революционных?", "Как эти коренные сдвиги назревают и подготавливаются в предшествующий период?". Не случайно поэтому история науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.
Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
В качестве попытки наглядно представить рассматриваемую теорию читателю предлагается схематический график развития науки по Куну. Дальнейшее изложение идет по пути раскрытия понятий и процессов, изображенных на схеме.
Таким образом,
нормальная наука предстает у
Куна как "решение головоломок"
Как мы
уже обсуждали, работа в
2.2 Аномалии и
кризис в науке
Нормальная наука
не ставит своей целью нахождение нового
факта или теории, тем не менее новые явления
вновь и вновь открываются научными исследованиями,
а радикально новые теории опять и опять
изобретаются учеными. "Открытие начинается
с осознания аномалии, то есть с установления
того факта, что природа каким-то образом
нарушила навеянные парадигмой ожидания,
направляющие развитие нормальной науки"5
-- пишет Кун. Это осознание различия между
вновь обнаруженными фактами и теорией
приводит затем к более или менее расширенному
исследованию области аномалии.
Аномалия появляется
только на фоне парадигмы. Чем более
точна и развита парадигма, тем
более чувствительным индикатором
она выступает при обнаружения
аномалии, что тем самым приводит
к изменению в парадигме. Осознание
аномалии открывает период, когда парадигмальные
теории приспосабливаются (подгоняются)
к новым обстоятельствам до тех пор, пока
аномалия не становится ожидаемой. Причем
усвоение теорией нового вида фактов требует
чего-то большего, чем просто дополнительного
приспособления теории; ученый должен
научиться видеть природу в ином свете.
Так восприятие обнаруженной аномалии
потребовало изменения парадигмы. Все
известные в истории естествознания открытия
новых видов явлений характеризуются
тремя общими чертами: предварительное
осознание аномалии, постепенное или мгновенное
ее признание и последующее изменение
парадигмальных понятий и процедур.
После того
как открытие осознано, научное
сообщество получает
Приведем
примеры, свидетельствующие о
том, что осознание аномалии явилось
предпосылкой к значительным изменениям
в теории естествознания. Расхождения
наблюдений положения планет и их предсказания,
получаемого с помощью геоцентрической
системы Птолемея, привело к наиболее
известному в истории естествознания
изменению парадигмы -- возникновению
астрономии Коперника и его гелиоцентрической
системы. Новая теория света и цвета Ньютона
возникла с открытием, что ни одна из существующих
парадигм не способна учесть длину волны
в спектре. Новая волновая теория, заменившая
ньютоновскую, появилась в результате
возрастающего интереса к аномалиям, затрагивающим
дифракционные и поляризационные эффекты
теории Ньютона. Обнаружение парадоксов
канторовской теории множеств и логики
(первые парадоксы, или антиномии, были
обнаружены еще самим Г.Кантором, и число
их продолжало возрастать) вылилось в
кризис оснований математики в начале
XX века и возникновение новых теорий и
концепций.
Осознание
аномалий, как правило, продолжается
так долго и проникает так
глубоко, что можно с полным
основанием сказать: области, затронутые
этими аномалиями, находятся в состоянии
нарастающего кризиса. Под нарастающим
кризисом Кун понимает постоянную неспособность
нормальной науки решать ее головоломки
в той мере, в какой она должна это делать,
и тем более возникающие в науке аномалии,
что порождает резко выраженную профессиональную
неуверенность в научной среде. По выражению
Куна, "банкротство существующих правил
означает прелюдию к поиску новых"6.
Таким образом, на фоне нарастающего кризиса
происходит возникновение новых теорий,
или, по Куну, "новая теория предстает
как непосредственная реакция на кризис"7.
История науки
свидетельствует о том, что
на ранних стадиях развития
новой парадигмы возможно
Таким образом, любой кризис начинается с сомнения в существующей парадигме и последующего расшатывания правил исследования в рамках нормальной науки. С этой точки зрения исследование во время кризиса подобно исследованию в допарадигмальный период, однако, в последнем случае ученые сталкивались с большим числом трудностей. Все кризисы заканчиваются одним из трех возможных исходов. Во-первых, иногда нормальная наука доказывает свою способность разрешить проблемы, порождающую кризис, несмотря на кажущийся конец существующей парадигмы (этому соответствует пунктирная стрелка 6 на схеме). Во-вторых, при сложившемся положении вещей решение проблемы может не предвидится, так что не помогут даже радикально новые подходы. Проблема откладывается в сторону (в разряд необоснованных аномальных фактов, см. на схеме стрелку 3) в надежде на ее решение новым поколением ученых или с помощью более совершенных методов. Наконец, возможен третий случай, когда кризис разрешается с возникновением новой теории для объяснения аномалий и последующей борьбой за ее принятие в качестве парадигмы (на схеме этому случаю соответствует процесс, обозначенный стрелками 5, 7, 8). Этот последний способ завершения кризиса Кун и называет научной революцией, которую мы будем рассматривать в следующем подпункте.
2.3. Революция
в науке
Научная революция,
в отличие от периода постепенного накопления
(кумуляции) знаний, рассматривается как
такой некумулятивный эпизод развития
науки, во время которого старая парадигма
замещается полностью или частично новой
парадигмой, несовместимой со старой.
Осознание кризиса,
описанное в предыдущем разделе, составляет
предпосылку революции.
Как во
время политических революций
выбор между конкурирующими
Кун показывает,
что научные революции не
2.3.1 Несовместимость
старой и новой парадигмы
В своей теории
научных революций Кун не разделяет
точки зрения позитивистов, которые
считают, что каждая новая теория
не должна вступать в противоречие
с предшествующей теорией. Наиболее
известный пример, приводимый в защиту
такого понимания развития науки, является
анализ отношения между динамикой Эйнштейна
и уравнениями динамики, которые вытекали
из "Математических Начал Натуральной
Философии" Ньютона. С точки зрения
теории Куна эти две теории совершенно
несовместимы, как несовместима астрономия
Коперника и Птолемея: "теория Эйнштейна
может быть принята только в случае признания
того, что теория Ньютона ошибочна"10
"Можно ли
в самом деле динамику Ньютона
вывести из релятивистской
Тем не
менее такое выведение
Таким образом, хотя устаревшую теорию можно рассматривать как частный случай ее современного преемника, она должна быть преобразована для этого. В рассматриваемой работе, автор приводит и другие примеры несовместимости предыдущей и последующей теорий (доньютоновские представления о движении и теория Ньютона, скачок в изучении электрических явлений (сер.XVIII века), теория флогистона и теория химического строения Дальтона и др.)
2.3.2 Переключение
гештальта в результате
В результате научной
революции изменяется взгляд ученых
на мир. В каком-то смысле можно сказать,
что в результате революции ученый оказывается
в другом мире, разительно отличающемся
от прежнего. Это происходит вследствие
того, что ученые видят мир своих исследований
через призму парадигмы. Кун сравнивает
изменения взглядов ученых в результате
научной революции с переключением зрительного
гештальта: "То, что казалось ученому
уткой до революции, после революции оказывалось
кроликом"12. В гештальт-экспериментах
предпосылкой самого восприятия является
некоторый стереотип, напоминающий парадигму.
К сожалению, ученые не могут переключать
в ту или другую сторону свое восприятие
также сравнительно легко, как это происходит
с испытуемыми в гештальт-экспериментах.
Кун приводит
много примеров такого "изменения
виденья мира" в результате
научных революций. Это изменение
взглядов на электричество в результате
изобретения лейденской банки, это переход
от теории распространения световых волн
через эфир к электромагнитной теории
Максвелла, это замена геоцентрической
системы в астрономии гелиоцентрической
теорией Коперника и т.д.
Часто изменения
во взглядах маскируются тем,
что результате смены
Изложенное
выше, является одной из причин
того, что выбор между
Информация о работе Концепция научных революций теории Т. Куна