Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 08:50, контрольная работа
В работе данны задания и расчеты по предмету "Машиностроение".
1. Расчет и выбор посадки с натягом для гладкого цилиндрического соединения 6
2. Назначение и расчет посадок подшипников качения 9
3. Расчет предельных размеров и построение схемы расположения полей допусков деталей резьбового соединения 12
4. Назначение комплекса контролируемых параметров зубчатого колеса и выбор средств контроля 14
5. Расчет размерной цепи 17
6. Расчет размерной цепи 18
7. Назначить посадки для всех сопрягаемых размеров и обозначить их на чертеже. 35
8. Список литературы
df
= 108,5-2,5·3,5 = 99,75 (мм).
4.2
Выбор степеней
точности
Выбор тех или иных контролируемых параметров зубчатых колес зависит от их требуемой точности, назначения, размеров, объема выпуска, условий производства и других факторов. Предпочтение отдается комплексным показателям.
Численные значения контролируемых параметров выбираем по ГОСТ 1643-81.
В зависимости от назначения зубчатой передачи производится выбор степени точности, а также вид сопряжения.
Предполагаем, что данное зубчатое колесо является фрагментом коробки передач, работающей при невысоких скоростях и нагрузках. Следовательно, можно применить среднюю степень точности.
Назначаем степень точности по трем нормам:
Степень 7 по нормам кинематической точности, степень 9 по нормам плавности, степень 8 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения С.
Степень
точности 7-9-8-С.
4.3
Выбор контролируемых
параметров.
Выбираем контролируемые параметры:
а) кинематической точности
Fvw = 40 (мкм) – допуск на колебание длины общей нормали,
Fr = 56 (мкм) – допуск на радиальное биение зубчатого венца.
б) плавности работы
f”1 = 50 (мкм) – допуск на колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе.
в) контакта зубьев
Относительные размеры суммарного пятна контакта:
по высоте зубьев, не менее – 40%;
по длине зубьев, не менее – 50%.
г) бокового зазора
EWMS – наименьшее отклонение средней длины общей нормали, складывается из величины, зависящей от диаметра измеряемого зубчатого колеса и выбранного вида сопряжения и величины, значение которой зависит от допускаемого радиального биения.
EWMS
= (-100)+(-14) = -114 (мкм)
4.4
Выбор средств
контроля.
Измерение и контроль зубчатых колес производится специальными и универсальными измерительными средствами.
Классификация приборов для контроля зубчатых колёс, а также термины и определения классификационных групп этих приборов даны в рекомендации СЭВ PC 5298-75.
В массовом и крупносерийном производствах распространена комплексная проверка зубчатых колес в плотном двухпрофильном зацеплении с измерительными зубчатыми колесами на межцентромерах. Межцентромеры имеют простую конструкцию, обеспечивают высокую производительность контроля, позволяют определять колебания межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса и на одном зубе, В результате анализа кривых изменения межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса можно определить радиальное биение зубчатого венца и суммарную погрешность шага зацепления и профиля рабочей поверхности зубьев. Прибор позволяет также определять смещение исходного контура и предельные отклонения межосевого расстояния и поэтому используется также для комплексной проверки бокового зазора
Двухпрофильную проверку дополняют профилактическим контролем точности зубообрабатывающих станков (например, контролем погрешности обката) и инструментов или контролем колебания длины общей нормали и используют для проверки кинематической точности зубчатых колес с помощью комплексов элементных показателей.
Контроль радиального биения зубчатого венца проводят на биениемерах (рисунок 4.2). Оправку 3 с проверяемым зубчатым колесом 2 устанавливают в центрах 1 и 4 с возможностью вращения. В направляющей втулке стойки 8 находится стержень в с измерительным наконечником 9. Стойку устанавливают в нужном положении винтовым механизмом 7 Измерительный наконечник последовательно вводят во все впадины зубчатого колеса и снимают показания индикатора 5. Индикатор можно настраивать на ноль по первой впадине, с которой начинается проверка зубчатого колеса. Наибольшая разность показаний индикатора определяет биение зубчатого венца.
Контроль колебания длины общей нормали.
Контроль колебания длины общей нормали можно производить зубомерными микрометрами, индикаторными нормалемерами и другими средствами.
Индикаторный нормалемер состоит из полой штанги, на которую насажена разрезная втулка, имеющая жестко закрепленную измерительную губку. В корпусе установлена подвижная губка, которая может совершать небольшие поступательные перемещения. Перемещение губки через передаточный механизм, смонтированный в корпусе, передается наконечнику индикатора. Нормалемер настраивают на номинальную длину общей нормали по блоку плоскопараллельных концевых мер путем перемещения разрезной втулки и фиксации ее в нужном положении. Отклонение длины общей нормали равно разности между действительным и номинальным значением.
Контроль пятно контакта.
Качество контакта поверхности зубьев можно определить либо непосредственно о собранной передаче, либо на контрольно-обкатных станках или специальных стендах при зацеплении с измерительным колесом. Для контроля пятна контакта боковую поверхность меньшего или измерительного колесо покрывают слоем краски толщиной не более 4-6 мкм и производят обкатку колёс при нормальном межосевом расстоянии. В качестве красителя применяют свинцовый сурик, берлинскую лазурь (смесь раствора хлорного железа и раствора жёлтой кровяной соли) и т.д. Краску наносят на предварительно обезжиренную поверхность зубьев тампоном из плотной ткани. После обката колес Q обоих направлениях при легком подтормаживании определяют степень прилегания сопрягаемых профилей.
Рисунок
4.2 Общий вид биениемера
5. Расчет размерной цепи
Рисунок
5.1 Схема размерной
цепи А-А
В данной цепи А-А:
А1 , А2 , А3 , А4 – увеличивающие звенья,
А5 , А6 , А7 - уменьшающие звенья,
А0 –
замыкающее звено.
Таблица 5.1 Числовые размеры звеньев размерной цепи А-А, мм
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А0 |
27 | 60 | 27 | 30 | 14 | 2 | 124 | 4+0,5 |
5.1 Решение методом полной взаимозаменяемости
Определяем номинальный размер замыкающего звена:
.
А0 = 4+0,5
ESA0 = 0,5 (мм); EIA0 = 0
A0max = A0ном+ESA0 = 4+0,5 = 4,5 (мм)
A0min = A0ном+EIA0 = 4+0 = 4 (мм)
TA0
= A0max-A0min = 4,5-4=0,5
(мм)
1) определяем среднее число единиц допуска:
В заданном узле стандартными является звенья А1 , А3
А1 = А3 = 27h9(-0,052) (мм)
ESA1 = ASA3 = 0; EIA1 = EIA3 = -0,052
TA1 = TA3 = 52 (мкм)
По СТ СЭВ 145-89 определяем значения единиц допуска для каждого из составляющих звеньев.
|
|
ТБ, мкм | |
1,31 | 52 | | |
1,86 | 120 | | |
1,31 | 52 | | |
1,31 | 84 | | |
1,08 | 70 | | |
0,55 | 40 | | |
2,52 | 63 | | |
|
(табл.27, [6])
2) Устанавливаем квалитет точности:
Значение
ед. соответствует 10-му
квалитету точности [6]
3) по СТ СЭВ 144-89 назначаем допуски на составляющие звенья.
Произведем проверку
500≠481, ∆=481-500 = -19 (мкм)
С целью компенсации погрешности вводим резервное звено.
В качестве резервного используем наибольшее звено А’7
.
4)
Определяем предельные
отклонения резервного
звена пользуясь формулой
координаты середины
поля допуска замыкающего
звена:
а) верхнее отклонение:
б) нижнее отклонение:
Тогда,
Проверка: должно выполняться условие:
Таким образом, допуск замыкающего звена равен сумме допусков составляющих звеньев.
Задача
решена верно.
Метод вероятностного расчета
Применение вероятностного метода расчета размерных цепей по сравнению с методом полной взаимозаменяемости позволяет:
а) при решении прямой задачи по заданному допуску замыкающего звена назначать более грубые, то есть технологически легче выполнимые и экономически более целесообразные допуски составляющих звеньев;