Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе всесторонней и обстоятельной оценки современных теорий и концепций в экономической науке и применения современных методологических принципов и подходов, а также практического анализа рассмотреть особенности анализа товарооборота торгового предприятия, а также выявить резервы его роста и степень влияния на эффективность работы торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие, состав и структуру товарооборота – одного из основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
исследовать методологические подходы к анализу товарооборота;
проанализировать товарооборот;
выявить резервы роста товарооборота.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
6
2. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ТОВАРООБОРОТА
12
3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА
19
4. АНАЛИЗ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
24
5. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОГНОЗНЫХ РЕЗЕРВОВ РОСТА ТОВАРООБОРОТА
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32
ПРИЛОЖЕНИЯ
33
Примечание. Источник: собственная разработка.
Как показывают данные таблицы 3.2, товарооборот на ООО «Танталит» распределялся по кварталам неравномерно.
Наибольший удельный вес в реализации за 2005 и 2006 года занимает 3 и 4 квартал. Но как видно из таблицы 3.2., отклонения эти не велики, объясняется это тем, что реализуемые предприятием товары имеют незначительные колебания спроса.
Структуру товарооборота поквартальна за 2006 год предоставим на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3. Структуру товарооборота поквартальна за 2006 год
Примечание. Источник: собственная разработка
Исчислим и проанализируем коэффициент равномерности выполнения плана.
Для определения коэффициента равномерности предварительно рассчитываются среднее квадратическое отклонение (s) и коэффициент вариации, или неравномерности (n ):
где, Х - процент выполнения или темп изменения в динамике по объему товарооборота за каждый квартал или месяц;
Х - процент выполнения плана или темп снижения или повышения объема товарооборота за год;
n - число месяцев или кварталов изучаемого периода.
Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развития товарооборота. По коэффициенту неравномерности (вариации) анализируется неравномерность изменения объема товарооборота. Коэффициент равномерности (К равн) рассчитывается по формуле:
К равн = 100 - n
Для изучение равномерности выполнения плана розничного товарооборота по месяцам отчетного года предварительно определяется среднее квадратическое отклонение:
= 7,2
= 7,2*100/102,47 = 7,026 %
Таким образом, коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана товарооборота по кварталам отчетного года для ООО «Танталит» составил 7,026 %. Следовательно, выполнение плана розничного товарооборота было равномерным только на 92,974 % (100,0 – 7,026).
Перейдем к анализу рациональности товародвижения.
4. АНАЛИЗ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
Организация оптовой торговли тесным образом связана с процессом товародвижения, представляющим собой доведение товаров от организаций-изготовителей через организации оптовой и розничной торговли до конечного потребителя. Рациональной системой товародвижения является такая, при которой обеспечиваются экономически целесообразные расходы по доведению товаров от производства до потребителя, применяются прогрессивные формы движения товаров, а также используются наиболее удобные и экономичные виды транспорта.
В международной экономической практике различают следующие виды каналов товародвижения:
Экономическая характеристика процесса товародвижения может быть представлена следующими аналитическими показателями:
1. Коэффициент звенности товародвижения, который рассчитывается:
а) в кратных единицах путем деления валового товарооборота (сумма розничного и оптового товарооборотов) на чистый (розничный) товарооборот. Коэффициент, исчисленный указанным способом, показывает количество звеньев, через которые проходит товар на пути к конечному потребителю.
б) в процентах путем деления оптового оборота на розничный зоны обслуживания и умножением на 100 %. Данный коэффициент определяет, какой процент товаров от общей товарной массы, поступающей в розницу, проходит через оптовое звено.
2. Сумма излишнего (недостающего) оптового оборота в результате увеличения (снижения) коэффициента складской звенности. Формализованно данный показатель выглядит следующим образом:
∑ОТО изл/нед = ±∆КЗВ*РТО1
где ∑ОТО изл/нед - сумма излишнего (недостающего) оптового оборота; РТО1 — розничный товарооборот зоны обслуживания оптовой организации за отчетный период; ±∆КЗВ - изменение коэффициента звенности.
Таблица 4.1. Анализ рациональности товародвижения ООО «Танталит» за 2005 и 2006 год
Показатели |
Данные за 2005 год |
Данные за 2006 год |
Отклонения 2006 года от 2005 года |
Общий товарооборот |
4691 |
7489 |
2798 |
Розничный товарооборот |
526 |
539 |
13 |
К-нт звенности (К) стр.1/стр.2 |
8,92 |
13,89 |
4,98 |
К-нт звенности в % (%К) стр.2/стр.1*100 |
11,21 |
7,20 |
-4,02 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Таким образом, расчеты выявили увеличение коэффициента звенности на 4,98 пункта.
Найдем сумму излишнего оптового оборота в результате увеличения коэффициента складской звенности.
∑ОТО изл/нед = 4,98*539 = 2684 млн. руб. – сумма излишнего оптового товарооборота.
Таким образом, звенность товародвижения и его экономические параметры непосредственно влияют на конечные финансовые результаты оптового звена, а следовательно, определяют его конкурентоспособность.
5. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
После изучения степени выполнения плана и динамики товарооборота на ООО «Танталит», можно произвести подсчет неиспользованных возможностей и резервов роста реализации товаров. Такими возможностями являются: предупреждение недостатков в торговой деятельности, более эффективное использование материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов.
Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы магазина и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня. Необходимо выявлять возможности повышения эффективности его работы в отдельные часы. При проведении такого анализа широко используют хронометражные наблюдения и производят подсчет выручки в отдельные часы работы. Изучение потоков покупателей в отдельные часы по дням рабочей недели позволяет разработать оптимальные графики выхода на работу продавцов, кассиров, других работников, обеспечивающих в часы «пик» привлечение максимально возможного числа работающих. Следует иметь в виду, что каждый дополнительный час работы магазина ведет к росту издержек обращения и особенно расходов на оплату труда. Необходимо также просчитывать потери рабочего времени (а в связи с этим и товарооборота) вследствие внепланового закрытия магазинов для проведения инвентаризации, проверок и т.п. Одновременно изучают прогрессивность торговых и других технологических процессов, выявляют пути их совершенствования, что положительно сказывается на всей хозяйственной деятельности магазина.
Особое внимание должно быть уделено выявлению резервов повышения производительности труда, имеющих прогнозный характер, использование которых следует запланировать и реализовать в будущих периодах.
Большое значение также имеет проведение сравнительного анализа для выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности хозяйствования. Сравнивая результаты деятельности отдельных однотипных торговых предприятий с показателями лучших магазинов по уровню производительности труда, выработке на 1 кв.м. торговой площади, на 1 рубль основных производственных средств, определяется, насколько возрастет товарооборот торговой организации за счет изучения, обобщения и использования опыта работы передовых предприятий. Сравнительный анализ должен проводиться по магазинам, сопоставимым по структуре реализуемых товаров, применяемым методам торговли, режиму и условиям работы. Подсчет неиспользованных возможностей увеличение розничного товарооборота за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли производится путем составления специальных аналитических таблиц.
Рассмотрим пути повышения товарооборота за счет оптимизации товарных запасов на предприятии и увеличение товарообарачиваемости.
Углубленное изучение рынка разрешит максимально оптимизировать структуру товарных запасов. Нужно уменьшить ассортимент товаров, так как некоторые товары и товарные группы имеют очень медленную скорость оборота, повысить ее возможно лишь за счет проведения широкой рекламной кампании, которая на данный момент и в ближайшем будущем есть экономически нецелесообразная.
Целесообразным будет применения классификационного подхода к управлению запасами (ABC system). Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп – А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарообороту, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, – около 70%.
Такой анализ поможет
выделить такие группы товаров, удельный
вес которых следует увеличиват
Главными элементами рынка являются спрос, предложение и цена, основной функцией которой является уравновешивание первых двух элементов. На формирование уровня цен сказываются множество факторов, лежащих как на стороне потребительского спроса, так и на стороне товарного предложения. В свою очередь, уровни цен оказывают влияние на предложение и спрос товаров, а также определяют их соотношения.
Спрос—это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Путем проведения рекламной
акций и привлечения
В среднем товарооборот по всей продукции увеличился на 2.1 %.
Товарооборот годовой = 7489*1,021 = 7647 млн. руб.
Рассчитаем расходы на реализацию:
ИО = 7647*10,05/100 + 4,1 = 772 млн. руб.
Рассчитаем доход:
ВД = 7647*17,4/100 = 1131 млн. руб.
Рассчитаем прибыль от реализации годовую:
Пгод = ВД-ИО = 1331 – 772 = 559 млн. руб.
Найдем длительность оборота запасов после проведения акции:
= 32*365 / 7647 = 1,53 дня
До проведения акции – 1,56 дня.
Найдем сумму средств высвобожденных из запасов:
(1,53-1,56)*7647/360 = -0,64 млн. руб.
Определим изменение показателей как разность значений до проведения мероприятия и после.
Результаты сведем в таблицу 5.1.
Таблица 5.1. Результаты увеличения спроса
Показатель |
До мероприятия |
После мероприятия |
Отклонение |
Выручка |
7489 |
7747 |
258 |
Прибыль от реализации |
550 |
559 |
9 |
Товарооборачиваемость |
1,56 |
1,53 |
-0,03 |
Примечание. Источник: собственная разработка
После проведения рекламной акции
сумма товарооборота
В этой главе нами были рассмотрены основные пути повышения товарооборота торгового предприятия такие как, предупреждение недостатков в торговой деятельности, более эффективное использование материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов. На примере было рассмотрено как влияет на товарооборот оптимизация товарных запасов и ускорение товарообарачиваемости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное исследование организации учета и анализа товарооборота в торговле, проведенное на примере ООО «Танталит» позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Значение, закономерности развития и резервы роста товарооборота