Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе всесторонней и обстоятельной оценки современных теорий и концепций в экономической науке и применения современных методологических принципов и подходов, а также практического анализа рассмотреть особенности анализа товарооборота торгового предприятия, а также выявить резервы его роста и степень влияния на эффективность работы торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие, состав и структуру товарооборота – одного из основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
исследовать методологические подходы к анализу товарооборота;
проанализировать товарооборот;
выявить резервы роста товарооборота.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
6
2. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ТОВАРООБОРОТА
12
3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА
19
4. АНАЛИЗ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
24
5. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОГНОЗНЫХ РЕЗЕРВОВ РОСТА ТОВАРООБОРОТА
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32
ПРИЛОЖЕНИЯ
33
С учетом наметившихся тенденций и проблем развития оптовой торговли на современном этапе целью развития оптового звена является разработка адекватного рыночной экономике правового и организационно-экономического механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие оптовой торговли в системе внутреннего рынка в целом.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач [14, c. 101]:
Для стабилизации оптовой торговли имеются необходимые предпосылки, что обусловлено наличием квалифицированной рабочей силы, значительными резервами свободных площадей, позволяющими наращивать товарооборот с относительно низкими затратами, выгодное географическое расположение Республики Беларусь.
Основой проведения организационных преобразований на рынке оптовых торговых услуг должна стать ориентация на двухуровневую схему организации оптовой торговли.
Стратегия развития оптового
звена должна исходить из того, что
потребности рынка товаров
Важным элементом оптовой инфраструктуры являются такие формы организации оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.
Самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовывать интересы всех участников процесса товародвижения, должны стать оптовые продовольственные рынки, обеспечивающие свободный выход на рынок всем поставщикам сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Важно разнообразить формы организации коммерческой деятельности оптовых организаций. До сих пор не получила должного развития система дилерских (дистрибьюторских) отношений, что требует в свою очередь совершенствования нормативно-правовых документов.
Нужна серьезная работа по совершенствованию управления персоналом в оптовых организациях, в частности: планирование потребности в кадрах определенных квалифицированных категорий; формирование резерва кадров для выдвижения на руководящие должности; обучение и повышение квалификации, переподготовка и др.
Ориентация оптовых организаций на маркетинговую деятельность требует расширения информационного обеспечения проводимых исследований рынка, изучения поставщиков и потребителей. В этой связи чрезвычайно важны организация электронного документооборота, создание в оптовых организациях электронных почтовых адресов. Работа маркетинговой службы в системе Интернет позволит значительно расширить сеть данных коммерческой информации.
Таким образом, совершенствование деятельности оптовых организаций следует начать с комплексного анализа (самооценки) всей хозяйственной деятельности и финансовой работы организации, выявления негативных сторон ее деятельности, факторов, оказывающих отрицательное либо положительное воздействие на финансовые результаты.
3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА.
Так как не удалось получить на предприятии отчета по оптовой торговле, то анализ товарооборота проведем по розничной торговле. При этом зная, что анализ розничного и оптового товарооборота практически одинаковы.
Основными задачами анализа товарооборота являются:
В процессе анализа товарооборота используют данные плана, бизнес-плана предприятия, бухгалтерской и статистический отчетности текущего учета, норм, нормативов.
Проведем анализ динамики розничного товарооборота по группам товаров по ООО «Танталит» за 2005-2006 гг. (таблица 3.1).
Таблица 3.1 Анализ объема и структуры товарооборота по группам товаров по ООО «Танталит» за 2005-2006 гг., млн. руб.
Группа |
Товарооборот, 2005 год |
Товарооборот, 2006 год |
Отклонение |
Темп роста | |||
млн.р. |
% |
млн.р. |
% |
Млн. р. |
% | ||
Мясо и птица |
6 |
1,14 |
7 |
1,30 |
1 |
0,16 |
116,67 |
Колб. изд-лия |
44 |
8,37 |
48 |
8,91 |
4 |
0,54 |
109,09 |
Масла животных |
4 |
0,76 |
6 |
1,11 |
2 |
0,35 |
150,00 |
Масла растител. |
5 |
0,95 |
7 |
1,30 |
2 |
0,35 |
140,00 |
Майонезная прод-ция |
2 |
0,38 |
2 |
0,37 |
0 |
-0,01 |
100,00 |
Молоко |
21 |
3,99 |
19 |
3,53 |
-2 |
-0,47 |
90,48 |
Сыр |
5 |
0,95 |
7 |
1,30 |
2 |
0,35 |
140,00 |
Консервы мясные |
1 |
0,19 |
1 |
0,19 |
0 |
0,00 |
100,00 |
Консервы рыбные |
3 |
0,57 |
4 |
0,74 |
1 |
0,17 |
133,33 |
Яйца |
4 |
0,76 |
4 |
0,74 |
0 |
-0,02 |
100,00 |
Сахар |
9 |
1,71 |
8 |
1,48 |
-1 |
-0,23 |
88,89 |
Кондитерские изделия |
34 |
6,46 |
38 |
7,05 |
4 |
0,59 |
111,76 |
Оканчание таблицы 3.1.
Чай и кофе |
184 |
34,98 |
181 |
33,58 |
-3 |
-1,40 |
98,37 |
Соль |
1 |
0,19 |
1 |
0,19 |
0 |
0,00 |
100,00 |
Мука |
10 |
1,90 |
11 |
2,04 |
1 |
0,14 |
110,00 |
Хлеб |
13 |
2,47 |
12 |
2,23 |
-1 |
-0,25 |
92,31 |
Бобовые изделия |
2 |
0,38 |
1 |
0,19 |
-1 |
-0,19 |
50,00 |
Макароны |
2 |
0,38 |
3 |
0,56 |
1 |
0,18 |
150,00 |
Картофель |
1 |
0,19 |
1 |
0,19 |
0 |
0,00 |
100,00 |
Овощи |
1 |
0,19 |
1 |
0,19 |
0 |
0,00 |
100,00 |
Водка |
70 |
13,31 |
66 |
12,24 |
-4 |
-1,06 |
94,29 |
Вино |
44 |
8,37 |
49 |
9,09 |
5 |
0,73 |
111,36 |
Коньяк |
8 |
1,52 |
7 |
1,30 |
-1 |
-0,22 |
87,50 |
Шампанское |
5 |
0,95 |
6 |
1,11 |
1 |
0,16 |
120,00 |
Безалкогольные напитки |
2 |
0,38 |
1 |
0,19 |
-1 |
-0,19 |
50,00 |
Мороженное |
1 |
0,19 |
1 |
0,19 |
0 |
0,00 |
100,00 |
Другие продовольственные товары |
2 |
0,38 |
2 |
0,37 |
0 |
-0,01 |
100,00 |
Итого продовольственные товары |
484 |
92,02 |
494 |
91,65 |
10 |
-0,36 |
102,07 |
Табачные изделия |
42 |
7,98 |
45 |
8,35 |
3 |
0,36 |
107,14 |
Итого непродовольственные товары |
42 |
7,98 |
45 |
8,35 |
3 |
0,36 |
107,14 |
Итого |
526 |
100,00 |
539 |
100,00 |
13 |
0,00 |
102,47 |
Продукция собственного производства |
321 |
61,03 |
358 |
66,42 |
37 |
5,39 |
111,53 |
Продукция зарубежного производства |
205 |
38,97 |
181 |
33,58 |
-24 |
-5,39 |
88,29 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании материалов предприятия.
На основании анализа данных по реализации продукции в ООО «Танталит» за 2005-2006 гг. можно сделать соответствующие выводы.
По большинству групп товаров объем реализации повысился, что могло произойти за счет повышения спроса на товары данных групп товаров.
Наибольшим спросом в 2006 году по сравнению с 2005 годом пользовались колбасные изделия, вино и кондитерские изделия.
В целом же по всем группам товаров объем реализации повысился на 13 млн. руб. или на 2,47% в 2006 году по сравнению с 2005 годом, что произошло в основном за счет увеличения объема реализации продовольственных товаров.
Наибольший удельный вес в объеме розничной реализации в 2005 гг. занимала товарная группа чай и кофе – 34,98%, в 2005 гг. несколько снизилась – 33,58 % соответственно.
В динамике произошло наибольшее увеличение удельного веса в объеме розничной реализации по товарной группе вино (на 0,73%), наибольшее же снижение удельного веса в объеме реализации произошло по товарной группе чай и кофе (1,04%).
На рисунке 3.1 и 3.2 отобразим структуру и динамику товарооборота.
Рисунок 3.1. Структуру товарооборота за 2006 год
Примечание. Источник: собственная разработка
Рисунок 3.2. Динамика товарооборота за 2005 и 2006 год
Примечание. Источник: собственная разработка
Для анализа неравномерности объемов продаж необходимо проанализировать товарооборот поквартально. Данная информация представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Информация о продажах каждого квартала в годовом товарообороте ООО «Танталит», %
Квартал |
2005 год |
2006 год |
Отклонение |
Тем роста | |||
Млн. руб. |
% |
Млн. руб. |
% |
В млн. руб. |
В % |
||
1 квартал |
136,8 |
26 |
129,4 |
24 |
-7,4 |
-2 |
94,59 |
2 квартал |
99,9 |
19 |
113,2 |
21 |
13,3 |
2 |
113,26 |
3 квартал |
136,8 |
26 |
145,5 |
27 |
8,8 |
1 |
106,41 |
4 квартал |
152,5 |
29 |
150,9 |
28 |
-1,6 |
-1 |
98,94 |
Всего |
526 |
100 |
539 |
100 |
129,1 |
0 |
102,47 |
Информация о работе Значение, закономерности развития и резервы роста товарооборота