Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа
В курсовой работе анализировалась деятельность ООО “Промтовары”, которая работает в сфере розничной торговли. Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.
1. Экономические основы управления товарооборотом торгового предприятия
1.1 Товарооборот – основной показатель коммерческой деятельности торгового предприятия
1.2 Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка
2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ООО «Промтовары»
3. Механизм управления товарооборотом ООО «Промтовары»
3.1. Анализ общего объема и состава товарооборота
3.2 Анализ факторов, определяющих объем и состав товарооборота
3.3. Планирование товарооборота на предстоящий период
Количественные
показатели используются при характеристике
отдельных сторон деятельности торгового
предприятия и организации. К
ним относятся: объём розничного
товарооборота отдельных
Очень важное значение в анализе имеет показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент выполнения плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и тд.
Объёмные и удельные показатели широко применяются при анализе розничного товарооборота. К объёмным показателям относится розничный товарооборот в целом по системе, а к удельным уровень товарооборота отдельных предприятий и организаций в общем объёме товарооборота, товарооборот на одного продавца, на один кв.м., товарооборот на душу населения и т.д.
В процессе анализа розничного товарооборота применяют систему показателей, на основе которых даётся характеристика выполнения плана розничного товарооборота, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания.
Коммерческая деятельность любого торгового предприятия осуществляется на потребительском рынке. Под потребительским рынком понимается рынок, предметом купли-продажи на котором выступают товары и услуги, предназначенные для удовлетворения спроса населения. Реализуя различные группы товаров, и оказывая те или иные дополнительные торговые услуги населению, торговые предприятия являются активными участниками потребительского рынка. Степень активности потребительского рынка определяется путем изучения его конъюнктуры.
Конъюнктура потребительского рынка представляет собой форму проявления системы факторов (условий), характеризующих состояние спроса, предложения, цен и конкуренции на рынке в целом, отдельных его видах и сегментах.
Динамика конъюнктуры потребительского рынка характеризуется постоянной колеблемостью отдельных его элементов. Эти колебания носят разный характер, принимают различные формы. В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы формировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности развития его объема и структуры.
Изучение конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления товарооборотом торгового предприятия охватывает следующие три этапа:
1. Текущее наблюдение за рыночной активностью, в первую очередь, в тех сегментах потребительского рынка, в которых торговое предприятие осуществляет (или намечает осуществлять в ближайшее время) свою коммерческую деятельность. Такое наблюдение за состоянием потребительского рынка требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его элементы. Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено динамике объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров (этот показатель отражается статистикой); динамике среднего уровня цен и размера ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменению числа пунктов продажи данного товара в регионе и некоторым другим. Результаты текущего наблюдения за конъюнктурой потребительского рынка фиксируются в табличной или графической форме.
2.
Анализ текущей конъюнктуры
На втором этапе анализа выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктурной стадии данного товарного рынка или его сегмента. Эти изменения по многим товарам связаны с сезонностью их производства и потребления. Сезонность производства наиболее характерна для сельскохозяйственной продукции — в период массового сбора урожая ее предложение обычно превышает объем спроса, в результате чего уровень цен на отдельные сельскохозяйственные продукты существенно снижается; в дальнейшем по мере возрастания расходов по их хранению и подсортировке цены на них возрастают. Сезонность потребления наиболее характерна для многих непродовольственных товаров — одежды, обуви, головных уборов, стройматериалов и других.
3. Прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка. Такой прогноз осуществляется по следующим трем этапам:
а) Выбор периода прогнозирования. Различают краткосрочный (до одного квартала), среднесрочный (до одного года) и долгосрочный (до 3—5 лет) прогноз конъюнктуры потребительского рынка в целом или отдельных его товарных видов. Долгосрочный прогноз осуществляется обычно при разработке стратегии развития торгового предприятия.
б) Определение глубины прогнозных расчетов. Эта глубина определяется формой специализации и ассортиментной политикой торгового предприятия и связана с соответствующим углубленным исследованием отдельных сегментов потребительского рынка.
в) Выбор методов прогнозирования и осуществление прогнозных расчетов. Прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка осуществляется в современных условиях двумя основными группами методов — "техническим" (как его аналог используются термины "прикладной" или "трендовый") и "фундаментальным" {как его аналог используется термин "факторный"). Метод технического анализа основан на распространении выявленной в процессе предшествующего исследования конъюнктурной тенденции изменения уровня цен на потребительские товары на предстоящий период (с учетом предстоящего изменения стадии конъюнктуры потребительского рынка); этот метод является недостаточно точным и может быть использован лишь для краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Метод фундаментального анализа основан на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение и уровень цен на потребительском рынке, а также на определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде.
Технический анализ предполагает изучение внутренней информации, генерируемой самим рынком, в первую очередь, — данных о динамике важнейших его элементов. Концепция и методологические принципы технического анализа базируются на том, что динамика основных элементов рынка — объема спроса, уровня цен и т.п. подвержена определенным закономерностям, которые с большой долей вероятности должны проявиться и в предстоящего периоде. Таким образом, методологический аппарат технического анализа, т.е. исследование динамики внутренних технических характеристик самого потребительского рынка, может быть применен как для анализа, так и для прогнозирования его конъюнктуры.
Основу аналитического аппарата технического анализа составляет построение и интерпретация графиков динамики уровня цен и объемов продажи отдельных видов товаров. В процессе технического анализа используются следующие виды графиков.
Линейный график динамики. Это наиболее простой вид графика, отражающий только одно значение изучаемого показателя, например, минимальный уровень цен на товар в наблюдаемом периоде. Этот вид графика не требует привлечения большого числа значений изучаемого показателя, и является наиболее наглядным при анализе линии тренда. Вместе с тем, он не позволяет исследовать диапазон изменения изучаемого показателя в каждом из периодов наблюдения, что снижает его аналитическую ценность (Рис.1).
Рис.1.1. Линейный график динамики уровня цен.
Столбцовый график динамики. На этом графике каждое значение наблюдаемого показателя в отдельном периоде представлено в определенном диапазоне (столбце) от минимального до максимального. Кроме того, на столбце графика могут быть помешены и другие значения показателя, например, слева — начальный уровень цен, а справа — последний наблюдаемый уровень цен. Такой диапазон значений наблюдаемого показателя в каждом периоде дает возможность учета всех нюансов его динамики не только в анализируемом отрезке времени, но и в течение каждого из периодов наблюдения.
Рис.1. 2. Столбцовый график динамики уровня цен.
Фигурный график динамики. Являясь достаточно сложным, этот график дает наиболее общее представление о динамике изучаемого показателя и изменении его трендов. В этом графике горизонтальная ось времени отсутствует, а сетка координат фиксирует лишь изменение показателя в определенном направлении (его рост или понижение). Для этого избирается количественный масштаб изменения, принимаемый за один шаг (он должен соответствовать, значимым изменениям наблюдаемого показателя). Построение фигурного графика в избранной системе координат начинается о обозначения в ней начального уровня. наблюдаемого показателя (на графике – знак Δ). По отношению к нему обозначаются затем изменения уровня в сторону его повышения (обозначаемые по каждому шагу знаком «Х») или понижения (обозначаемые по каждому шагу знаком «О»). При этом каждая колонка в сетке координат отражает лишь одну тенденцию наблюдаемого показателя – повышательную или понижательную; переход к построению следующей колонки начинается лишь с того момента, когда тенденция изменилась на противоположную.
Рис.1.3. Фигурный график динамики уровня цен.
Фундаментальный анализ основан на исследовании отдельных факторов, влияющих на динамику изучаемых показателей, и определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде. При этом в зависимости от направления исследования, осуществляемого с помощью фундаментального анализа, все факторы подразделяются на следующие основные группы:
В процессе прогнозирования конъюнктуры потребительского рынка на основе фундаментального анализа используются следующие методы.
1.
Метод прогнозирования «сверху-
2. Метод прогнозирования "снизу вверх" предусматривает осуществление прогнозных расчетов в обратной последовательности. Число уровней прогнозирования определяет при этом сам аналитик исходя из стоящих перед ним задач. Основным недостатком данного метода является возможная некорректность прогнозных показателей более высоких уровней, если расчеты осуществляются без достаточного учета взаимосвязей отдельных уровней — в этом случае разные аналитики одного и того же торгового предприятия приятия могут прийти кс совершенно различным результатам. Поэтому на практике этот метод прогнозирования! используется в сочетании с системой "сверху-вниз".
3.
Вероятностный метод
Информация о работе Управление товарооборотом ООО "Промтовары"