Требования, предъявляемые к товароведу и нормативные документы, регламентирующие их. Общая классификация методов товароведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Нормативными документами, регламентирующей деятель ность товароведа и требованием к профессиональной компетентности является ГОСТ-51305-99, «Розничная торговля, Требования к обслуживающему персоналу».
Тарифно-классификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением министра труда России от 6 июня 1996 г. №32.
Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением министра труда России от 21 августа 1998 г. №37, где изложены требования к товароведу, а именно: что он должен знать, и что уметь.

Содержание

1. Нормативные документы, регламентирующие требования к товароведам. 2
2. Основные знания и умения, которыми должен обладать товаровед. 3
3. Общая классификация методов товароведения и классификационные признаки групп и подгрупп методов. 5
4. Основные эмпирические методы 8
Список использованных источников 9

Работа содержит 1 файл

Контрольная готовая товароведение.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

 

Содержание работы 
 

 

1. Нормативные документы, регламентирующие требования к товароведам.

 

    Нормативными  документами, регламентирующей деятель ность товароведа и требованием к профессиональной компетентности является ГОСТ-51305-99, «Розничная торговля, Требования к обслуживающему персоналу».

    Тарифно-классификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением министра труда России от 6 июня 1996 г. №32.

    Квалификационным  справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением министра труда России от 21 августа 1998 г. №37, где изложены требования к товароведу, а именно: что он должен знать, и что уметь.

    ЗНАТЬ: ассортимент, его показатели, способы  управления ассортиментом; потребительские  свойства товара; количественные характеристики товара, товарных партий; правила отбора проб; факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товара.

    УМЕТЬ: оценивать качества товара; выявлять дефекты и их характер; причины; идентифицировать товар; уметь работать с сопроводительными  док-ми; расшифровать маркировку; анализировать  показатели ассортимента; работать с конкретными группами товаров.

    А так же:

    - Наличие  среднего специального или высшего  профессионального образования  по специальности; СПО 0612 «Товароведение»  или ВПО 351100 «Товароведение и  экспертиза товаров»;

    -своевременное оформление претензионных материалов по качеству упаковке и маркировке товаров;

    -участие  в рассмотрении претензии покупателей  на некачественный товар;

    -участие  в проведении инвентаризации  товаров.

2. Основные знания  и умения, которыми  должен обладать  товаровед.

 

    Согласно  государственного стандарта РФ 51305-99 «РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ. Требования к  обслуживающему персоналу», утвержденного  и введенного в действие  Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 244-ст и переизданного в сентябре 2000 г.  товаровед должен соответствовать требованиям, приведенным в 5.3.1 - 5.3.9. 

    5.3.1 Иметь высшее или среднее специальное  образование. 

    5.3.2 Осуществлять контроль за соблюдением: 

    - условий  поставки, транспортирования, приемки  товаров;

    - правил  маркировки и упаковки товаров;

    - условий  хранения товаров на складах;

    - сроков  годности товаров и реализации  их в магазине. 

    5.3.3 Своевременно оформлять претензионные  материалы по качеству, упаковке  и маркировке товаров. 

    5.3.4 Знать потребительские свойства  и показатели качества продаваемых товаров, уметь их оценивать, определять дефекты, причины их возникновения, не допускать попадания дефектных товаров в продажу. 

    5.3.5 Участвовать в формировании ассортимента  реализуемых товаров. 

    5.3.6 При отпуске мерных товаров применять средства измерения, поверенные в установленном порядке [9]. 

    5.3.7 Участвовать в рассмотрении претензий  покупателей на некачественный  товар. 

    5.3.8 Осуществлять своевременный контроль  качества продуктов питания и  товаров и изымать из продажи  продукты питания и товары ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности и имеющие дефекты. 

    5.3.9 Знать и следить за соблюдением  основных требований к маркировке  товаров и информации для потребителя  в соответствии с ГОСТ Р  51074-97, ГОСТ Р 51087-97, ГОСТ Р 51121-97. 

    Товароведы - специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. Этой категории специалистов приходится 25-30% всех руководителей и специалистов в торговле. Товароведы - специалисты, которые обеспечивают продвижение товара от изготовления до потребления с учетом ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной характеристик.

    Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в которых  они работают.  

    Можно выделить три основных направления  товароведной деятельности:

    1)  Технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения;

    2) Организационно-управленческое, нацеленное  на стимулирование сбыта, выявление  спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров;

    3)  Маркетинговое, предназначенное  для выявления потребностей и  товаров как средств их удовлетворения. Поэтому и на производстве, и  в торговле нужны три категории  товароведов; товароведы технологи  (инженеры), товароведы-менеджеры и  товароведы - маркетологи. Последние по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

3. Общая классификация методов товароведения и классификационные признаки групп и подгрупп методов.

 

    Метод (от греч. methodos) — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

    В товароведении как прикладной естественно-научной  дисциплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными  и измерительными методами определения  значений показателей качества) применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук — физики, химии, математики, философии и др.

    Применяемые в товароведении методы. В свою очередь каждая группа методов делится на виды. Кроме того, в зависимости от характера деятельности методы делятся на методы-действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы-операции (анализ, синтез, сравнение и др.). Методы-действия — это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата. Методы-операции — конкретные приемы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар.

    Теоретические методы — методы, основанные на мыслительных действиях и/или операциях в  целях познания и/или исследования действительности. К ним относятся  анализ, сравнение, синтез, диагностика  и другие методы-операции.

    Анализ  — разделение исследуемого объекта на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.

    Сравнение — метод-операция, основанный на сопоставлении  объектов для выявления общности и различия между ними.

    Для сравнения отдельных элементов  необходимо их выделение с помощью анализа, поэтому достаточно часто эти два метода применяются совместно в форме сравнительного анализа или комплексного метода.

    Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно связаны с синтезом.

    Синтез  — объединение составных элементов объекта в единое целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обусловливающие целостность объекта.

    Диагностика — метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей  исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий (тождественности) или несоответствий и причин их возникновения. Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов товароведной деятельности, как установление градаций качества, дефектов, а также идентификация.

    Результаты  диагностики, анализа и синтеза  могут быть использованы для прогнозирования.

    Прогнозирование — метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также для рационального ассортимента.

    Программирование  — метод, основанный на определении  последовательности действий по обеспечению  надлежащих товароведных характеристик товаров или рационального товародвижения.

    Планирование  — метод, основанный на разработке долгосрочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод используется при управлении ассортиментом и  качеством товаров, их закупках и размещении на хранение, установлении периодичности реализации отдельных товарных партий.

    Систематизация  — метод, основанный на построении единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.

    Метод систематизации положен в основу таких широко применяемых в товароведении методов, как классификация и кодирование.

    Эмпирические  методы — методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических  устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов.

    Социологический метод — метод, основанный на проведении опросов с помощью специально разработанных анкет. Он находит  широкое применение для выявления  запросов потребителей в отношении  определенных товароведных характеристик, мнений и оценок экспертов.

    Практические  методы — методы, основанные на технологических  действиях и операциях, предназначенных  для определения характеристик  товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранности при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т.п.), а также методы-операции — оценку качества и измерение количества.

    Методы  оценки качества — методы, предназначенные  для измерения значений показателей качества и установления их соответствия определенным требованиям.

    Технологические методы — методы, предназначенные  для обеспечения сохраняемости  товаров, их рационального товародвижения.

    Методы  упаковывания — способы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров с помощью упаковки. Эти методы определяются видом и размером упаковки, ее назначением.

    Методы  маркирования — способы, предназначенные  для информационного обеспечения  товаров и их идентификации.

    Методы  транспортирования — способы, предназначенные для перемещения товаров и обеспечения их сохранности в пути. Эти методы подразделяются в зависимости от вида транспортных средств и способа размещения в них товаров.

    Методы  хранения — способы, предназначенные  для сохранения товаров на складах производственных предприятий оптовой и розничной торговли.

    Методы  товарной обработки — способы  подготовки товаров к продаже  с целью улучшения их качества и сохраняемости. К ним относятся  методы сортировки, калибровки, фасования  товаров и др.

4. Основные эмпирические методы

 

    Эмпирические  методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг). 

    Измерительный метод — метод определения  значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.

    Органолептический метод — метод определения  значений показателей качества с  помощью органов чувств.

    Регистрационный метод — метод, основанный на наблюдении и учете определенных объектов и  их характеристик. Разновидностью регистрационного метода является мониторинг.

    Мониторинг  — метод, основанный на постоянном наблюдении за каким-либо процессом  с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному  предложению. Достаточно часто мониторинг проводится за качеством и безопасностью пищевых продуктов, а также для выявления фальсифицированной и контрафактной продукции. 

Список  использованных источников

 

1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров/ Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.-784с.

2. Горфинкель В.Я., Швандер В.А.. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 239.

Информация о работе Требования, предъявляемые к товароведу и нормативные документы, регламентирующие их. Общая классификация методов товароведения