Теоретические основы товароведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:10, лекция

Описание работы

Объект товароведения – это товар. Товар – это продукт труда, произведенный для купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Работа содержит 1 файл

Konspekt_TOTiET.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

      (3)

При значительном различии значений относительных показателей рекомендуется  рассчитывать среднюю взвешенную геометрическую (G):

   , (4)

где Qi – относительный i -й показатель качества;

Vi – коэффициент весомости  i -го показателя;

i = 1, …, n – число показателей,  составляющих средний взвешенный  показатель.

Смешанный метод – рассчитываются комплексный показатель и по наиболее значимым свойствам рассчитываются еще и единичные.

 

Конкуренция (лат.) – соперничество. Конкурентоспособность товара – это превосходство товара над другими товарами аналогичного назначения с точки зрения потребителя. Для оценки конкурентоспособности товара учитывают не только потребительскую ценность, конкурентоспособностью может быть оценена прямым и косвенным методами.

 

Лекция. Виды и средства информации о товаре

План

1.  Виды информации. Требования, предъявляемые к товарной информации.

2. Характеристика товаросопроводительных  документов.

3. Характеристика маркировки.

 

Информация о товаре делится на три вида:

  1. основополагающая
  2. коммерческая
  3. потребительская

Основополагающая – это информация об основных характеристиках товара, предназначенная для всех субъектов коммерческой деятельности. Это – наименование товара, категория качества (сорт), наименование предприятия изготовления, дата выпуска и срок хранения.

Коммерческая – это товарная информация, предназначенная для изготовителей и продавцов и мало доступная для покупателя. Это обозначение нормативного документа, штрих-код.

Потребительская – это сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений.

 

Требования к товарной информации определяются правилами 3Д. Информация должна быть:

  1. достоверна
  2. доступна
  3. достаточна

                   средства товарной информации


 

реклама товаросопр.     литература нормативные  маркировка


документы документы

 

Товаросопроводительные  документы – это документы, содержащие необходимую информацию для идентификации товарных партий на всём пути товародвижения.

Разновидности товаросопроводительных документов:

  1. количественные
  2. расчетные
  3. качественные
  4. комплексные

Количественные: спецификация, упаковочный лист, акты в расхождении количества товаров.

Качественные сопроводительные документы говорят о качестве. Паспорт качества, сертификат соответствия, декларация о соответствии, ветеринарная справка, санитарно-гигиенический сертификат.

Расчетные документы включают счет, счет-фактура, протокол согласования цен.

 Комплексные документы –документы, содержащие информацию о количестве, цене, качестве товара.  Это транспортные накладные.

 

Маркировка – текст условное обозначение или рисунок, нанесенный на упаковку или товар. Виды маркировки:

  1. производственная
  2. торговая

Производственная маркировка включает этикетки, вкладыши, кольеретки, ярлыки, бирки, контрольные ленты.

Торговая маркировка включает ценник, кассовый, товарный чек, счет, меню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 2 Лекция. Идентификация и фальсификация потребительских товаров.

 

План

1. Идентификация товаров: понятие,  виды.

2. Фальсификация товаров: понятие, виды.

 

Идентификация – установление тождественности продукции ее существенным признакам.

Виды оценочной деятельности

Подтверждение соответствия:                                                      

Оценка качества:

- сертификация

- товароведная

- декларирование

- потребительская

- идентификация

- контроль качества


 

Функции идентификации:

  1. указующая, отождествляющая конкретный образец товара;
  2. информационная, доводящая нужную информацию до субъектов;
  3. подтверждение соответствия;

4.  управляющая.

Структура идентификации

Цели и задачи

Классификация

Объекты

Средства

Методы

Результат

Цель – установление подлинности  объекта (товара) и его характеристик.

Задачи идентификации:

Определение структуры

Разработка критериев, групп, видов

Исследование свойств товара

Совершенствование методов идентификации

 

Виды идентификации

Ассортиментная:

Качественная

Количественная

Ценовая

Информационная

- групповая

- видовая

-квалиметрическая

   

-информация

- идентификация страны происхождения

-технологическая

   

-упаковка

 

-конструкционная

   

-документация

 

-комплектная

   

-партия

 

-категорийная

     
 

-рецептурная

     

 

Ассортиментная идентификация – предназначена для установления тождественности товаров групповым или видовым признакам товара, а также определения подлинности продукции определенных торговых марок Групповая и видовая ассортиментная идентификация является важнейшей процедурой идентификационной экспертизы, применяемой для таможенных и сертификационных целей.

Идентификация страны происхождения – установление производителя.

Марочная идентификация – установление подлинности марки товара.

Квалиметрическая идентификация предназначена для установления тождественности товара определенным градациям качества (товарным сортам, классам качества, номерам, маркам, типам и т.п.).

Рецептурная идентификация – установление соответствия рецепта, химического состава.

Конструкционная – установление соответствия конструкции требованиям.

Технологическая – зависит от соблюдения технических процессов, ее цель – диагностика причин дефектов.

Комплектная – проверка полноты и правильности комплектации товар.

Информационная – проверка полноты и правильности информации.

Идентификация по количеству применяется в основном для такой количественной градации товара как товарная партия, поэтому называется партионной идентификацией. Основными критериями идентификации служат информационные характеристики на транспортной и потребительской маркировке, а также в товарно-сопроводительных документах.

 

Фальсификация товара

Фальсификация – нестандартизированный термин: действия направленные на обман покупателя и / или потребителя путем продажи поддельных товаров.

Контрафактная продукция – продукция, изготовленная с несанкционированным использованием чужих товарных знаков.

Виды фальсификации: ассортиментная,  стоимостная,  по качеству, информационная, количественная.

Ассортиментная  фальсификация товаров – подделка товаров путем изменения их групповой и/или видовой и/или марочной принадлежности; а также страны происхождения.

Наиболее часто групповая ассортиментная фальсификация (на уровне группы однородных товаров) встречается для продуктов животного происхождения. В этом случае ценное молочное, мясное или рыбное сырье заменяется растительным: молочный жир – растительным маслом (молочно-растительные или растительные сливки, сметана, творог, мороженое, сливочное масло); мясные и рыбные полноценные белки (колбасы вареные, паштеты – соевый белок, белки пшеничной муки или манной крупы, мясные и рыбные консервы – соевый гидролизат и/или жиры животные). При этом, в каких соотношениях ценные компоненты сырья заменяются на малоценные, производители не указывают.

Видовая фальсификация осуществляется путем подмены дорогого вида товара на более дешевый вид – заменитель. Достигается этот за счет частичной или полной замены ценного сырья на менее ценный в пищевом отношении заменитель, при этом оба вида относятся к одной группе или подгруппе однородных товаров.

Наиболее распространенными примерами  видовой фальсификации служат подмена  шоколада кондитерскими или сахарными  плитками, в которых отсутствуют ценные какао продукты: какао-масло и какао-тертое, а взамен их добавляется гидрожир и какао-порошок. К видовой фальсификации относится также частичная замена в кофе молотом натурального сырья кофейных зерен на измельченные зернопродукты, цикорий или желуди.

Марочная фальсификация достигается за счет изменения наименования торговой марки и достаточно часто сопровождается ухудшением рецептуры и квалиметрической фальсификацией. Чаще всего происходит замена бренда – хорошо известной, престижной товарной марки на продукцию малоизвестного производителя, иногда даже не имеющего своей товарной марки.

Если бренд зарегистрирован  в Роспатенте в виде товарного  знака, то выпускаемый с несанкционированным  владельцем использованием знака товар  относится к контрафактному.

Таким образом, контрафактные товары являются марочной разновидностью ассортиментной фальсификации.

Фальсификация страны происхождения осуществляется путем неверного указания на маркировке и в документах страны, в которой произведена эта продукция. Такая фальсификация достигается за счет реэкспорта товаров (например, польские поставщики мяса реэкспортом поставляли в Россию под видом польской говядины буйволятину из Бразилии, а также мясо из стран, из которых был запрещен ввоз мяса в Россию).

Кроме того, фальсификация страны происхождения проводится путем  производства готовой продукции (обуви, одежды, бытовой техники и т.п.) из комплектующих изделий, изготовленных известными производителями. Так, большинство «европейской» обуви в низко- и средне ценовом сегменте изготовлено в Китае, куда перевели свое производство многие всемирно известные европейские обувные компании (Адидас, Рикер и др.). К сожалению, качество китайской обуви и одежды всё же ниже за счет использования невысокого качества вспомогательных материалов (клея, ниток и т.п.).

Квалиметрическая  фальсификация – подделка товара повышенного качества менее качественным товаром.

Одним из проявлений этого вида фальсификации  является пересортица товаров, когда  товар низшей градации качества (сорта, класса качества или сложности, марки и т.п.) выдается за товар более высокой градации качества. Например, частичная или полная замена кофе сорта Арабика на кофе сорта Робуста, чая высшего сорта на чай первого, второго или даже третьего сорта, замена в водке этилового спирта сорта Люкс на спирт высшего или первого сорта, а иногда даже и технический спирт.

Квалиметрическая фальсификация  осуществляется также путем подмешивания в стандартный товар нестандартной  продукции или даже отхода. Такой  способ фальсификации чаще всего встречается при реализации свежих плодов и овощей на рынках или в магазинах эконом-класса при торговле фасованной продукцией.

Количественная  фальсификация – обман покупателей с помощью обмеров, обвесов и обсчетов.

Для этого применяются фальсифицированные средства измерения (весы, гири, метры, мерные стаканы и т.п.), а также неверные способы измерения (например, отмеривание тканей не на горизонтальной поверхности, а на весу в растяжку, нарушение правил установки весов и т.п.). Кроме того, применяются вспомогательные средства обмана (подкладывание дополнительных грузов, магнитов и т.п.).

Стоимостная фальсификация товаров – обман приобретателей товаров путем установления необоснованно высоких цен на фальсифицированные товары.

Такой вид фальсификации наряду с информационной фальсификацией обязательно сопровождает все ранее указанные виды. Это объясняется тем, что конечной целью любой фальсификации является получение дополнительной незаконной прибыли. Примером стоимостной фальсификации может служить, например, продажа под видом сливочного масла спреда с названием «легкое масло», хотя и по меньшей цене, чем сливочное масло, но большей, чем цена спреда. Французские вина IV класса качества, завезенные в Россию по реэкспорту из Франции в США, а затем в Польшу и нашу страны и продаваемые по цене 5 дол. за бутылку, в российских винных магазинах продаются по цене 15 дол., хотя качество их при длительных перевозках не улучшалось, а ухудшалось.

Стоимостная фальсификация товаров  является одной из причин постоянного роста на них цен, так как многие розничные торговые предприятия в погоне за сверхвысокими прибылями, необоснованно завышают цены. Торговые наценки составляют 100-300%. Так, мужской костюм, отпускаемый Московской швейной фабрикой по цене 1500 руб. стоит в магазине 4500 руб., то есть в 3 раза выше.

Учитывая, что для большинства  потребителей высокие цены служат определенным критерием улучшенного качества, необоснованно высокие цены, включающие маркетинговые затраты поставщика и продавца, а также их высокую прибыль, вводит потребителей в заблуждение относительно истинного уровня качества.

Информационная  фальсификация товаров обусловлена недостоверной и/или информацией о них. Основными средствами доведения такой информации в большинстве случаев служат маркировка и товаросопроводительные, в том числе эксплуатационные документы.

Информация о работе Теоретические основы товароведения