Теоретические основы товароведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:10, лекция

Описание работы

Объект товароведения – это товар. Товар – это продукт труда, произведенный для купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Работа содержит 1 файл

Konspekt_TOTiET.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

 

Лекция. Теоретические основы формирования качества товаров.

План

  1. Свойства и показатели качества товаров.

1.1 Основные понятия в области качества.

1.2 Классификация свойств и показателей качества.

1.3 Номенклатура потребительских свойств и их характеристика.

2. Факторы, влияющие на формирование  качества.

 

Согласно ГОСТ ИСО 9000 – 2000 «качество – степень соответствия присущих характеристик  требованиям».

 Качество – это совокупность характеристик товара, обуславливающих его способность удовлетворять текущие и предполагаемые потребности.

Качество – совокупность потребительских свойств(ГОСТ Р 51303-99).

Свойство – это объективная  особенность товара, проявляющаяся  при его создании, хранении и потреблении (эксплуатации). Показатель качества – это количественное или качественное выражение свойств продукции (товара).

Общая классификация свойств и показателей качества

    Свойства                                                          Показатели качества



 

Простые  Сложные

Наименование  Значение

 

 Показатели качества


   Интегральные


 

 

Единичные Комплексные

Базовые Определяющие


 

 Значение показателей  качества



 

Номинальные Относительные 

 Действительные Предельные


                                        Оптимальные

                      Регламентированные

 

Номенклатура потребительских  свойств и показателей качества

Назначение – это способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а так же потребности в их систематизации. Назначение относится к одному из определяющих свойств товаров.

Свойства функционального  назначения (функциональные свойства) отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности. Свойства этой группы чаще всего удовлетворяют физиологические потребности.

Социальное назначение – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.

Свойства классификационного назначения – способность некоторых свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков.

 

Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначения в процессе хранения и потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

Долговечность – способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или в течение установленного времени технического обслуживания и ремонта.

Безотказность –  способность товаров выполнять свои функции без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация.

Ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов.

Сохраняемость –  способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока.

 

Эргономические  свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфорта, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими (психолого-физиологическими) характеристиками потребителя.

Антропометрические  свойства – соответствие товаров размерам и форме тела человека.

Физиологические свойства – способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.

Психологические – способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт потребителю,  соответствовать его индивидуальному восприятию товара.

Психолого-физиологические  свойства – способность товаров соответствовать психолого-физиологичнским возможностям человека.

 

Эстетические свойства – способность товара выражать общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности.

Информационная выразительность – способность изделия отражать сложившееся в обществе культурные нормы и эстетические представления.

Целостность композиции – взаимосвязь элементов и формы, единство частей и целого.

Рациональность – выразительность формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению.

Совершенство  производственного исполнения – качество изготовления.

 

Безопасность – особенность товара, которая обуславливает наименьшее состояние риска, ограниченное допустимыми нормами.

Безопасность является обязательным требованием и должна регламентироваться техническими регламентами. Различают  электрическую безопасность, механическую, химическую, биологическую, взрывобезопасность и др.

Факторы, влияющие на формирование качества:

  1. качество исходного сырья материалов;
  2. технология изготовления (рецептура, метод, способ изготовления);
  3. квалификация персонала.

 

Лекция 4. Теоретические  основы сохранения качества.

 

Факторы сохранения качества:

  1. хранение
  2. транспортирование
  3. условия размещения в магазине
  4. условия потребления или эксплуатации
  5. упаковка

 

Лекция. Методология оценки качества товаров

План

1.  Оценка качества.

1.1. Дефекты товаров: классификация. Градация товаров по качеству.

1. 2. Контроль качества товаров в процессе приемки.

1.3  Методы определения показателей качества: классификация, характеристика.

1.4  Методы оценки уровня качества.

2. Конкурентоспособность товаров.

 

Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их действительного значения и сопоставлению с базовым показателями.

Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные товарам различными требованиями к качеству продукции, имеющим то же самое функциональное применение.

Товары различных градаций качества

- отличаются по цене;

- позволяют рационально использовать  природные, финансовые, трудовые ресурсы.

При сопоставлении действительных и базовых показателей качества  выявляются следующие градации качества.

Стандартный товар – товар, соответствующий установленным требованиям по всем выбранным показателям.

Нестандартный товар не соответствует установленным требованиям по одному или нескольким показателям, но это несоответствие не является критическим.

Брак – товар с устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или несколькими показателями.

Сортамент – это совокупность сортов, относящихся к одноименному виду товара.

Природный сортамент – это совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся анатомо-морфологическими признаками.

Непродовольственные товары на природные  сорта не делятся за исключением  меховых и кожевенных товаров.

Товарный сортамент – это совокупность товарных сортов, отличающихся различными значениями показателей качества, регламентируемыми нормативной документацией.

 

Несоответствие – невыполнение требований. Разновидность несоответствия – это дефект и недостаток товара.

Дефект – невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием товара.

Недостаток – несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар обычно используется

 

                                                 Дефекты


По степени значимости

критические

значительны

малозначительные

                               По наличию методов и средств      По месту возникновения

 технологические


обнаружения        устранения                      предреализационные

явные  устранимые эксплуатационные

скрытые неустранимые

 

Приемка товаров в торговом предприятии  осуществляется партиями. Независимо от размера партии, приемочный контроль носит выборочный характер.

Важнейшие элементы выборочного контроля – это отбор проб и определение требований к отбору проб. От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии.

 При отборе проб должны, выполняться  следующие требования:

1. Оптимальность размера пробы

2. Представительность пробы

3. Единообразие отбора проб

 

Проба (образец) – это минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из партии по установленным или заранее оговоренным правилам и предназначенная для оценки качества.

Партия – это набор однородных товаров, произведенных по одной технологии за одну смену и оформленных одним товаросопроводительным документом.

Выборка – это определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, отобранных из товарной партии для составления исходной пробы с целью оценки качества.

Правилами отбора проб устанавливаются:

  1. Размер пробы в зависимости от размера партии
  2. Методика отбора с указание места изъятия
  3. Количество единиц проб в зависимости от вида испытания.

Различают следующие виды проб:

Точечная проба – это единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии.

Объединённая проба- это совокупность точечных проб отобранных от товарной партии.

Исходная проба – установленная часть объединенной пробы, непосредственно подвергаемая исследованию.

Схема отбора проб:

 Партия


 

 Выборка


 

           Точечная проба


 

 

          Объединённая  проба


 

 

             Средняя проба


 

    Навеска

 

Методы оценки качества

По методу и способу получения  информации выделяют:

  • эвристические методы
  • объективные
  • статистические
  • комбинированные.

Объективные методы  основаны на информации, полученной при помощи технических средств измерения. Включают:

Инструментальный метод – основан на использовании средств измерения.

Регистрационный метод,  основанный на наблюдении и подсчете числа определенных событий.

Расчетный метод,  основанный на получении информации путем расчета по формулам.

Метод опытной эксплуатации  является разновидностью регистрационного метода, используется для определения показателей надежности, безопасности и экологичности.

Эвристические методы:

 Органолептический основан на использовании информации, полученной с помощью органов чувств человека.

Экспертный метод  основан на учете мнений экспертов.

Социологический метод основан на опросе мнений потребителей.

 

                      Методы оценки уровня качества  товаров 

Уровень качества – это сравнительная оценка качества исследуемого товара по отношению к другому товару, принятому за базу сравнения. Как правило, за базу сравнения берут лучший мировой или отечественный образец.

Оценка уровня качества продукции  может производиться дифференциальным, комплексным и смешанным методами.

При оценке уровня качества продукции дифференциальным методом относительный показатель (Qi) вычисляют по формулам (1), (.2):

 

                            (1)

или

                         (2)

где  Пi — значение i -го показателя качества оцениваемой продукции;

Пib –  значение i -го базового показателя;

i = 1, ..., n — количество оцениваемых  показателей качества.

Формула (1) используется в том случае, когда увеличение численного значения показателя соответствует улучшению качества продукции. Формулу (2) применяют, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение численного значения показателя.

Комплексный показатель качества чаще всего рассчитывается по формуле средней взвешенной арифметической (U) (3):

Информация о работе Теоретические основы товароведения