Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:10, лекция
Объект товароведения – это товар. Товар – это продукт труда, произведенный для купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ»
Раздел № 1. Теоретические основы товароведения.
Лекция. Объект, предмет, цели и задачи товароведения.
План
1. Объект, предмет, цели, методы и задачи товароведения.
2. Связь товароведения с другими дисциплинами.
Объект товароведения – это товар. Товар – это продукт труда, произведенный для купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
Потребительная стоимость
Товароведение изучает основные характеристики
потребительских свойств
Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Задачи товароведения:
Установление принципов и
Систематизация множества
Определение номенклатуры потребительских свойств товаров и показателей качества.
Оценка качества товара.
Выявление градаций качества и дефектов товара, причин их возникновения, разработка мер по предупреждению дефектов товара.
Обеспечение сохранение качества и количества товара на разных этапах их технологического (жизненного) цикла.
Установление видов потерь, разработка мер по их предупреждению.
Информационное обеспечение товароведения.
Товароведная характеристика конкретных групп товаров.
Изучение свойств и
Управление ассортиментом
Методы товароведения:
Метод – это способ познания, исследования явления природы и общественной жизни, это способ достижения цели.
1. Теоретические (основанные на мыслительной деятельности).
Теоретические методы:
анализ
сравнение
синтез
диагностика
прогнозирование
программирование
планирование
абстрагирование
конкретизация
обобщение
идеализация
моделирование
систематизация
2. Эмпирические (основанные на опытных
действиях) с использованием
3. Практические, предназначены для определения характеристик товаров. Это методы упаковывания, маркирования, транспортирования, хранения, товарной обработки.
Лекция. Теоретические основы формирования
и управления ассортиментом
4. Классификация и виды
5. Показатели ассортимента.
Классификация – это деление множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Объектом классификации в
По признаку назначения выделяют:
Потребительские товары;
Промышленные товары;
Товары для управленческой деятельности.
Признак классификации – это свойство или характеристика объектов, по которому производится классификация. Выделяют три основных признака классификации:
Цель классификации – это систематизация, идентификация товаров.
Иерархический метод классификации – это последовательное разделение множества объектов на соподчиненные классификационные группировки. Характеризуется тесной связью между отдельными классификационными группировками. Количество признаков определяет глубину классификации.
Фасетный метод классификации – разделение множество объектов на независимые классификационные группировки. Разные признаки не связаны между собой.
Виды классификаторов.
Классификатор – это нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и / или объектов классификации.
Позиция – наименование и код классификационной группировки. Емкость классификатора – наибольшее число позиций.
Кодирование – это образование и присвоение кода классификационной группировке. Код – это знак или совокупность знаков, может быть числовой, буквенный.
Цель кодирования – это
Общая классификация товаров.
Подклассы |
Группы |
Продовольственные товары Вспомогательные
Товары растительного происхожд
Товары животного происхождения
Комбинированные |
Пищевые добавки Пряности Приправы Натуральные улучшители консис Зерномучные Плодовоощные Вкусовые Сахар и его заменители Крахмал и крахмалопродукты Кондитерские товары Растительные масла и маргарино Пищевые животные жиры Молочные Мясные Рыбные яйцо и яйцо продукты Продукты детского питания Пищевые концентрации |
Непродовольственные товары Текстильные и одежно-обувные
Галантерейные и ювелирные
Гигиенические товар
Культурно-бытовые
Хозяйственные товары
Нефтепродукты и смазочные материалы
Биотовары |
Текстиль, одежда и обувь
Галантерейные и ювелирные
Косметика и парфюмерия
Часы, канцелярские товары, транспортные средства, спортивные и охотничьи, музыкальные, фото и кинотовары, аудио и видео товары, товары для отдыха, книги, журналы (печатная продукция).
Бытовые, химические строительные материалы, бытовая техника, мебель, посуда, сельскохозяйственные товары.
Нефть, нефтепродукты, смазочные материалы
Цветы и зоотовары. |
Ассортимент – набор товаров объединенных по одному или нескольким признакам (ГОСТ Р 51303-99)
Товарная номенклатура – это перечень товаров объединенных общностью назначения.
Ассортимент потребительских товаров
По месту нахождению |
По широте охвата |
Глубина охвата |
Характер. удовлетворение потребностей |
Степень удовлет. потребности |
Промышлен- ный Торговый |
Простой Сложный Разверну- тый Сопутст- вующий Смешан- ный |
Укрупнен- ный Видовой Мароч- ный |
Реальный Прогно- зируемый |
Рациональный Оптимальный |
Промышленный ассортимент – ассортимент товаров производимых отдельным предприятием или отраслью.
Торговый – это ассортимент товаров, представленный в торговой сети.
Простой ассортимент – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более, чем по трем признакам.
Сложный ассортимент – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более, чем по трем признакам.
Развернутый ассортимент – это ассортимент товаров, представленный их разновидностями. Характеризуется не только группами и подгруппами, но и значительными разновидностями, товарными марками и артикулами.
Укрупненный ассортимент – ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.
Видовой – набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности.
Марочный – набор товаров одного вида, но разных торговых марок.
Сопутствующий – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
Смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
Рациональный – набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижения целей организации.
Оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию).
Коэффициент оптимальности, рассчитывается по ф.:
Коп = Эп/Зх100%,
где Эп – полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;
З – это затраты на производство товара в рублях.
Реальный – действительный набор товаров, имеющий в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый – набор товаров, который должен будет удовлетворять предлагаемые потребности.
Свойство ассортимента - особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.
Показатель ассортимента – количественное или качественное выражение свойств.
Показатели ассортимента:
1. Широта ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Широта действительная (Шд) – фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Широта базовая (Шб) – широта,
принятая за основу для
Коэффициент широты Кш:
Кш = Шд / Шб * 100%
Широта общая - совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.
Широта групповая – количество однородных групп товаров, выпускаемых или реализуемых организацией.
2. Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Коэффициент полноты Кп:
Кп = Пд / Пб * 100%
Кп – отношение
3. Глубина – количество торговых марок одного вида, и их модификаций и товарных артикулов.
Коэффициент глубины Кг:
Кг = Гд / Гб * 100%
4 Устойчивость ассортимента – способность набора товара удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Коэффициент устойчивости Ку:
Ку = У / Шд * 100%
5. Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Коэффициент устойчивости Ку:
Кн = Н / Шд * 100%
Структура ассортимента товаров – соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе.
Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
Рациональность ассортимента – свойство набора наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности потребителей.
Коэффициент рациональности
Кр = Кп * Квес п + Кг * Квес г + К у * Квес у + Кн * Квес н / 4
Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использования.