Теоретические основы товароведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:10, лекция

Описание работы

Объект товароведения – это товар. Товар – это продукт труда, произведенный для купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Работа содержит 1 файл

Konspekt_TOTiET.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ»

Раздел № 1. Теоретические  основы товароведения.

Лекция.  Объект, предмет, цели и задачи товароведения.

План

1. Объект, предмет, цели, методы и задачи товароведения.

2. Связь товароведения с другими  дисциплинами.

 

Объект товароведения – это товар. Товар – это продукт труда, произведенный для купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Потребительная стоимость является предметом товароведения. Меновая стоимость изучается экономическими дисциплинами. Потребительская стоимость – это способность вещи удовлетворять человеческую потребность, т. е. ее полезность.

Товароведение изучает основные характеристики потребительских свойств товаров, а именно ассортиментную характеристику, качественную характеристику, количественную характеристику. Качество товара воплощает в себе степень, меру, в которой продукция удовлетворяет определенные потребности. Качество является характеристикой потребительной стоимости, степенью полезности данного труда (продукта).

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Задачи товароведения:

Установление принципов и методов товароведения.

Систематизация множества товаров  путем их классификации и кодирования.

Определение номенклатуры потребительских  свойств товаров и показателей  качества.

Оценка качества товара.

Выявление градаций качества и дефектов товара, причин их возникновения, разработка мер по предупреждению дефектов товара.

Обеспечение сохранение качества  и количества товара на разных этапах их технологического (жизненного) цикла.

Установление видов потерь, разработка мер по их предупреждению.

Информационное обеспечение товароведения.

Товароведная характеристика конкретных групп товаров.

Изучение свойств и показателей  ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленного или торгового предприятия.

Управление ассортиментом организаций.

Методы товароведения:

 Метод – это способ познания, исследования явления природы и общественной жизни, это способ достижения цели.

1. Теоретические (основанные на мыслительной деятельности).

Теоретические методы:

анализ

сравнение

синтез 

диагностика

прогнозирование

программирование

планирование

абстрагирование

конкретизация

обобщение

идеализация

моделирование

систематизация

2. Эмпирические (основанные на опытных  действиях) с использованием средств  измерений: технических приборы, органов чувств. Это измерительный. Органолептический, регистрационный и социологический методы.

3. Практические, предназначены для определения характеристик товаров. Это методы упаковывания, маркирования, транспортирования, хранения, товарной обработки.

 

Лекция. Теоретические основы формирования

и управления ассортиментом

                                          План

  1. Понятие классификации.
  2. Характеристика иерархического и фасетного методов классификации.
  3. Виды классификаторов.

4. Классификация и виды ассортимента.

5. Показатели ассортимента.

Классификация – это деление множества объектов на подмножества по  сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объектом классификации в товароведении  является товар.

По признаку назначения выделяют:

Потребительские товары;

Промышленные товары;

Товары для управленческой деятельности.

Признак классификации – это  свойство или характеристика объектов, по которому производится классификация. Выделяют три основных признака классификации:

  1. Теологический;
  2. Генетический;
  3. Технологический.

Цель классификации – это  систематизация, идентификация товаров.

Иерархический метод  классификации – это последовательное разделение множества объектов на соподчиненные классификационные группировки. Характеризуется тесной связью между отдельными классификационными группировками. Количество признаков определяет глубину классификации.

Фасетный метод  классификации – разделение множество объектов на независимые классификационные группировки. Разные признаки не связаны между собой.

Виды классификаторов.

Классификатор – это нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и / или объектов классификации.

Позиция – наименование и код  классификационной группировки. Емкость  классификатора – наибольшее число позиций.

Кодирование – это образование и присвоение кода классификационной группировке. Код – это знак или совокупность знаков, может быть числовой, буквенный.

Цель кодирования – это систематизация объектов путем их классификации, ранжирования и присвоения условного обозначения, по которому можно распознать объект  среди множества других.

      Общая  классификация товаров. 

Подклассы

Группы

Продовольственные товары

Вспомогательные

 

 

 

 

Товары растительного происхождения

 

 

 

 

 

 

Товары животного происхождения

 

 

 

Комбинированные

 

Пищевые добавки

Пряности

Приправы

 Натуральные улучшители консистенции

Зерномучные

Плодовоощные

Вкусовые 

Сахар и его заменители

Крахмал и крахмалопродукты

Кондитерские товары

Растительные масла и маргариновая продукция

Пищевые животные жиры

 Молочные

 Мясные

 Рыбные

 яйцо и яйцо продукты

Продукты детского питания

Пищевые концентрации

Непродовольственные товары

Текстильные и одежно-обувные

 

Галантерейные и ювелирные

 

Гигиенические товар

 

 Культурно-бытовые

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйственные товары

 

 

 

 

Нефтепродукты и смазочные материалы

 

 

Биотовары

 

Текстиль, одежда и обувь

 

Галантерейные и ювелирные

 

Косметика и парфюмерия

 

Часы, канцелярские товары, транспортные средства, спортивные и охотничьи, музыкальные, фото и кинотовары, аудио и видео товары, товары для отдыха, книги, журналы (печатная продукция).

 

Бытовые, химические строительные материалы, бытовая техника, мебель, посуда, сельскохозяйственные товары.

 

Нефть, нефтепродукты, смазочные материалы

 

 

Цветы и зоотовары.


 

Ассортимент – набор товаров объединенных по одному или нескольким признакам (ГОСТ Р 51303-99)

Товарная номенклатура – это перечень товаров объединенных общностью назначения.

              Ассортимент потребительских товаров

По месту нахождению

По широте охвата

Глубина охвата

Характер.

удовлетворение потребностей

Степень удовлет. потребности

Промышлен-

ный

Торговый

Простой

Сложный

Разверну-

тый

Сопутст-

вующий

Смешан-

ный

Укрупнен-

ный

Видовой

Мароч-

ный

Реальный

Прогно-

зируемый

Рациональный

Оптимальный


 

Промышленный ассортимент – ассортимент товаров производимых отдельным предприятием или отраслью.

Торговый – это ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

Простой ассортимент – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более, чем по трем признакам.

Сложный ассортимент – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более, чем по трем признакам.

Развернутый ассортимент – это ассортимент товаров, представленный их разновидностями. Характеризуется не только группами и подгруппами, но и значительными разновидностями, товарными марками и артикулами.

Укрупненный ассортимент – ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.

Видовой – набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности.

Марочный – набор товаров одного вида, но разных торговых марок.

Сопутствующий – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

Рациональный – набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижения целей организации.

Оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию).

Коэффициент  оптимальности, рассчитывается по ф.:

Коп = Эп/Зх100%,

где Эп – полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;  

З – это затраты на производство товара в рублях.

Реальный – действительный набор товаров, имеющий в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый – набор товаров, который должен будет удовлетворять предлагаемые потребности.

Свойство ассортимента - особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента – количественное или качественное выражение свойств.

 

Показатели ассортимента:

1. Широта ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Широта действительная (Шд) – фактическое  количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

 Широта базовая (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения.

 

Коэффициент широты Кш:

Кш = Шд / Шб * 100%

Широта общая - совокупность всех ассортиментных единиц,  видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.

Широта групповая – количество однородных групп товаров, выпускаемых или реализуемых организацией.

2. Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Коэффициент полноты Кп:

Кп = Пд / Пб * 100%

Кп – отношение действительного  показателя полноты к базовому.

3. Глубина – количество торговых марок одного вида, и их модификаций и товарных артикулов.

Коэффициент глубины Кг:

Кг = Гд / Гб * 100%

4 Устойчивость ассортимента – способность набора товара удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Коэффициент устойчивости  Ку:

Ку = У / Шд * 100%

5. Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Коэффициент устойчивости Ку:

Кн = Н / Шд * 100%

Структура ассортимента товаров –  соотношение выделенных по определенному  признаку совокупностей товаров в наборе.

Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Рациональность ассортимента – свойство набора наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности потребителей.

Коэффициент рациональности

Кр = Кп * Квес п + Кг * Квес  г + К у * Квес  у + Кн * Квес н  / 4

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использования.

Информация о работе Теоретические основы товароведения