Сравнительная оценка питьевого молока отечественного производства разных производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение прямых и смежных вопросов, касающихся молочных изделий. В связи с этим объектом данной курсовой работы являются питьевое молоко, а предметом – ассортимент, качество, дефекты и хранение молока.

Содержание

Введение 4

1 Литературный обзор 6

1.1 Состояние и тенденции рынка продукции 6

1.2 Классификация продукции 8

1.3 Химический состав и пищевая ценность 9

1.4 Факторы, формирующие качество 11

1.4.1. Характеристика сырья 11

1.4.2 Технология производства 13

2 Анализ ассортимента и потребительских

свойств продукции разных производителей 16

2.1 Изучение ассортимента продукции

различных производителей 16

2.2 Сравнение потребительских свойств продукции

различных производителей 18

3 Анализ упаковки и маркировки продукции 19

3.1. Требования к упаковке и маркировке исследуемой продукции 19

3.2. Анализ упаковки и маркировки исследуемой продукции разных

производителей 21

4 Требования к хранению и транспортировке

продукции 23

Выводы и предложения 25

Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

товароведение.docx

— 62.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Товароведение продовольственных  товаров»

 

Тема: «Сравнительная оценка  питьевого молока отечественного производства разных производителей »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Исполнитель: Корепанов А.С.

                                                                                     Студент 2 курса ,7 группы,

                                                                                    260501-  «Технология продуктов       

                                                             общественного питания »

                                                                Проверил: Кудряшова А.Г.

    «____» ______________________ 201_ г.

         Оценка _______________________________    Подпись______________________________

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение          4

1 Литературный обзор        6

1.1 Состояние  и тенденции рынка продукции      6

1.2 Классификация  продукции       8

1.3 Химический  состав и пищевая ценность     9

1.4 Факторы,  формирующие качество              11

1.4.1. Характеристика  сырья                11

1.4.2 Технология  производства               13

2 Анализ ассортимента и потребительских 

свойств продукции  разных производителей 16

2.1 Изучение  ассортимента продукции                                                    

различных производителей              16

2.2 Сравнение  потребительских свойств продукции  

различных производителей              18

3 Анализ упаковки и маркировки  продукции          19

3.1. Требования к  упаковке и маркировке исследуемой  продукции      19

3.2. Анализ упаковки  и маркировки исследуемой продукции  разных 

производителей                21

4 Требования  к хранению и транспортировке                 

продукции                 23

Выводы и предложения              25

Список использованной литературы          27               

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

              Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16%. При этом Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 230 кг этой продукции ежегодно, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию. Вместе с тем рынок демонстрирует стабильные темпы роста - 4-5% в год, его общий объем достиг 40 миллионов тонн в натуральном выражении.

           Необходимо добавить, что пока на рынке молочной продукции лидируют отечественные компании-производители. Однако, наряду российскими гигантами, такими, как «Вимм Билль Данн» и «Юнимилк», зарубежные имеют значительные бюджеты рекламной деятельности и более совершенные производственные технологии, которые позволяют им предлагать на рынке высококачественную продукцию, продвигать ее и реализовывать через отлаженные системы сбыта.

           В настоящее время абсолютным лидером потребления в России является питьевое молоко (23 кг на человека в год), на втором месте - кисломолочные продукты (8,6 кг), на третьем - сыры (3,3 кг), четвертую строчку занимает сливочное масло (2,4 кг). При этом самый продаваемый продукт - кефир.

Актуальность  данной курсовой работы очевидна. Так, на протяжении последних десятилетий  вследствие механизации и автоматизации  труда, сокращения продолжительности  рабочего дня и рабочей недели, развития общественного и личного  транспорта, расширения коммунальных услуг энергозатраты человека снизились  в 1,5 - 2 раза. Необходимо, чтобы ассортимент  и состав молочной продукции соответствовал меняющимся физиологическим потребностям профессиональных и возрастных групп  населения страны.

Анализ  точной и полной информации о технологических  процессов на производстве, регулярное обучение сотрудников, повышении их квалификации, позволяет наметить пути к повышении эффективности работы по улучшению качества молока, а  значит и увеличить прибыльность бизнеса. Также большое значение при производстве молочной продукции  имеет гигиена сотрудников.

Уровень потребления молока в нашей стране сейчас такой же, как в послекризисном 1999 году. Если средний европеец потребляет за год около 400 килограммов молока, то россиянин - только 230 килограммов. При  этом с начала этого года продажи  молочных продуктов упали на 10 процентов. Это объясняется тем, что спрос  продукции вызвано  сезонными колебаниями в предпочтениях россиян, а также негативным воздействием на покупателей недавней полемики вокруг технического регламента на молоко и молочную продукцию, в ходе которой остракизму подвергалось сухое молоко. Однако необходимо напомнить, что цены на молоко и молочные продукты, по данным Росстата, за год повысились на треть.[ 4]

Целью данной контрольной работы является  рассмотрение прямых и смежных вопросов, касающихся молочных изделий. В связи с этим объектом данной курсовой работы являются питьевое молоко, а предметом – ассортимент, качество, дефекты и хранение молока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ОБЗОР

    1. Состояние и тенденции рынка продукции

 

Российский рынок  молочной продукции является составной  частью российской пищевой промышленности. Пищевая промышленность играет огромную роль в экономике любой страны. В настоящее время российская пищевая промышленность объединяет в себе 25 тыс. предприятий, а её доля в объёме российского производства составляет более 10%.

Несмотря на снижение поголовья коров в России, рост производства молока продолжается с 2004 года. В 2008 году производство молока в  хозяйствах всех категорий составило 32,5 млн. тонн, что на 354 тыс. тонн, или  на 1,1% больше уровня 2007 года. Прирост  обеспечен за счет устойчивого роста  молочной продуктивности коров. В рамках Госпрограммы поставлена задача увеличить  производство молока к 2012 году почти  на 18% и довести его объемы до 37 млн. тонн.

 Одной из основных  тенденций рынка на сегодняшний  день является продолжающаяся  концентрация собственности и  расширение сферы влияния крупных  игроков. Однако, по мнению экспертов,  с учетом того, что территория  России значительна, а население  сильно рассредоточено, мелкие заводы  будут существовать всегда. Дело  в том, что коровье молоко - продукт скоропортящийся. Его  нельзя перевозить на большие расстояния.

Вторая тенденция  рынка - продолжающаяся техническая  модернизация производства, появление  новых технологий и продуктов. На сегодня день можно говорить о  том, что мы освоили западный ассортимент. Конкурентоспособность помогли  в значительной мере сформировать западные компании, такие как Danon и Campina, построившие  современные заводы. Молочная промышленность постепенно уходит от выпуска нефасованной продукции. Однако в регионах такой  товар скорее всего будет по-прежнему пользоваться спросом из-за дешевизны.

Рост молочного  рынка России в основном обеспечен  активизацией локальных производителей и общим ростом потребления молочных продуктов. При этом темпы роста  регионов значительно превышают  столичные.

Что касается потребления  молока и молочных продуктов, то до 1990 года оно находилось на уровне, близком  к установленным медицинским  нормам, - 386 кг на человека в год. С 2001 года наметился небольшой рост потребления молочных продуктов.[ 5]

Удмуртия занимает первое место в России по потреблению  собственных продуктов питания  — 80%. Удельный вес пищевой промышленности в общем объеме производства — 7,4%.

На сегодняшний  день определился состав продавцов  и производителей на рынке молочной продукции Удмуртской республики. В  состав производителей входит: ОАО “Воткинский  молочный завод”, ООО "Ува-молоко", ЗАО “Ижмолоко” – одно из крупнейших молочных предприятий России, ОАО МК «Сарапул-молоко», ОАО «Глазов-молоко». Благодаря этим заводам по темпам роста производства молока Удмуртия вышла на первое место в России.

К примеру, ОАО «Ижмолоко» реализует более 36 000 тонн молочной продукции в год. ОАО «Глазов-молоко» ежемесячно компания выпускает и реализует 1500 тонн молочной продукции, в том числе цельномолочной продукции 1200 тонн. В ассортименте предприятия насчитывается более 40 наименований продукции. Продукцию молокозаводов Удмуртии по достоинству ценят жители Удмуртии, Пермского края, Свердловской области, Татарстана и других регионов России.

Удержаться на рынке  помогает и современное оборудование. К примеру, ОАО «Ижмолоко» увеличила качество сыра  за счет реконструкция в помещении и поддерживает оптимальный микроклимат.

 

 

 

    1. Классификация продукции.

 

Питьевое молоко. Термин "питьевое" утвердился по всему миру за молоком, предназначенным  для непосредственного употребления. В настоящее время предприятия  могли бы вырабатывать более 20 видов  питьевого молока. Они различаются  между собой по содержанию жира, сухого обезжиренного молочного  остатка (СОМО – белок, сахар, минеральные  соли), наполнителей и способу тепловой обработки.

Согласно  ГОСТ Р 52090-2003, молоко в зависимости  от молочного сырья подразделяют на:

    • из натурального молока;
    • из нормализованного молока;
    • из восстановленного молока;
    • из рекомбинированного молока;
    • из их смесей.

Продукт в зависимости от режима термической  обработки подразделяют на:

  • пастеризованный;
  • топленый;
  • стерилизованный;
  • УВТ-обработанный;
  • УВТ-обработанный  стерилизованный.

Продукт (кроме "из натурального молока") в зависимости от массовой доли жира подразделяют на:

  • обезжиренный (массовая доля жира не более 0,1 %);
  • нежирный (массовая доля жира от 0,3 до 1,0 %);
  • маложирный (массовая доля жира от 1,2 до 2,5 %);
  • классический (массовая доля жира от 2,7 до 4,5 %);
  • жирный (массовая доля жира от 4,7до 7,0 %);
  • высокожирный (массовая доля жира от 7,2 до 9,5 %).

По виду добавок и наполнителей - белковое, витаминизированное (с добавлением  витамина С), молоко с какао, молоко с кофе и др.; по виду упаковки - пастеризованное  во флягах и цистернах, пастеризованное  или стерилизованное в бутылках или пакетах.

Стерилизованное молоко выпускают жирностью 1,5; 2,5; 3,2; 3,5 %. Таким образом, в настоящее  время промышленность вырабатывает широкий ассортимент молока.

 

 

    1. Химический состав и пищевая ценность

 

Молоко  является высокоценным в биологическом  отношении продуктом питания, особенно для детей. В нем содержатся полноценные  белки, жиры, фосфатиды, жирорастворимые  витамины, минеральные соли. Всего  в молоке обнаружено около 100 биологически важных веществ. Химический состав молока следующий: белков 3,5%, жиров 3,4%, молочного  сахара 4,6%, минеральных солей (золы) 0,75%, воды 87,8%. Химический состав молока колеблется в зависимости от породы животных, времени года, характера  кормов, возраста животных, периода  лактации, технологии переработки молока.

Молоко  является источником минеральных веществ (в среднем0,7%), особенно кальция и  фосфора. Молоко содержит почти все  микроэлементы — кобальт, медь, цинк, бром, йод, марганец, фтор,серу и др.

Витаминов в молоке насчитывается около  30: А, В,, В2, В3, В9,В2, С, О, Н, РР и др.[2]

Определенную ценность в питании человека представляют молочный жир и другие липиды молока. В молоке содержится довольно много углеводных компонентов, из которых 90% приходится на долю лактозы - углевода, характерного только для молока. Лактоза является источником энергии. Пищевая ценность молока и молочных продуктов в значительной степени заключается в высоком содержании в них кальция (в молоке оно составляет 120 мг). Энергетическая  ценность  молока 2720 Дж/кг.

В таблице 1 рассматривается пищевая ценность различных групп молочных изделий. [6]

 

Таблица 1 - Пищевая ценность молочных продуктов

 

 

Молочный продукты

Воды

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность,

ккал

Брынза из коровьево молока

52

17,9

20,1

0

260

Кефир нежирный

91,4

3

0,1

3,8

30

Кефир жирный

88,3

2,8

3,2

4,1

59

Молоко

88,5

2,8

3,2

4,7

58

Молоко сухое цельное

4

25,6

25

39,4

475

Простокваша

88,4

2,8

3,2

4,1

58

Ряженка

85,3

3

6

4,1

85

Сливки 10%

82,2

3

10

4

118

Сливки 20%

72,9

2,8

20

3,6

205

Сметана 10%

82,7

3

10

2,9

116

Сметана 20%

72,7

2,8

20

3,2

206

Сырки и масса творожные особые

41

7,1

23

27,5

340

Сыр швейцарский

36,4

24,9

31,8

0

396

Творог жирный

64,7

14

18

1,3

226

Творог нежирный

77,7

18

0,6

1,5

86

Информация о работе Сравнительная оценка питьевого молока отечественного производства разных производителей