Совершенствования управления товарооборотом торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

дать характеристику товарооборота, как одного из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
определить роль товарооборота и его значение для торгового предприятия;
изучить методику анализа товарооборота предприятия;
провести анализ динамики и структуры товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
на основе проведенного анализа разработать предложения к совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия;
выявить основные пути увеличения товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
оценить эффект от оптимизации товарооборота;

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.docx

— 168.83 Кб (Скачать)

В связи с  циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка  необходимо систематически изучать  его конъюнктуру в разрезе  отдельных видов и сегментов  с тем, чтобы сформировать эффективную  политику управления товарооборотом и  определять возможности развития его  объема и структуры.

     

Изучение конъюнктуры  потребительского рынка в процессе управления товарооборотом торгового  предприятия охватывает следующие три этапа:

  • текущее наблюдение за рыночной активностью требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его элементы. Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено динамике объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров (этот показатель отражается статистикой); динамике среднего уровня цен и размера ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменению числа пунктов продажи данного товара в регионе и некоторым другим;
  • оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка осуществляется в процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей конкретных изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом;
  • прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка, так как в условиях нестабильности экономического развития страны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин прогнозирование конъюнктуры ограничивается в настоящее время краткосрочным и среднесрочным периодом, что вполне достаточно для целей планирования товарооборота. Это прогнозирование осуществляется обычно двумя основными методами: факторным и трендовым.

     

Факторный метод  прогнозирования конъюнктуры основан  на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию  на рынке конкретного товара, и  определении возможного изменения  этих факторов в предстоящем периоде.

     

Трендовый метод  прогнозирования конъюнктуры основан  на распространении выявленной в  процессе ранее проведенной оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий  период.

     

Планирование  объема и структуры реализации товаров  представляет наиболее ответственный  этап в системе экономического управления товарооборотом. Это объясняется  высокой ролью этих показателей  в системе планов экономического и финансового развития предприятия.

     

Управление товарооборотом торгового предприятия непосредственно  связана с формированием стратегии развития торгового предприятия и обеспечением эффективной ее реализации. В наиболее общем виде под управлением товарооборотом следует понимать формирование системы долгосрочных целей деятельности торгового предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

     

Формирование  стратегии торгового предприятия  является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование этой стратегии базируется на прогнозировании  отдельных условий деятельности торгового предприятия, в первую очередь, конъюнктуры потребительского рынка в целом и избранного его сегмента, что является довольно трудоемким процессом. Сложность этого  процесса заключается и в том, что при формировании стратегии  торгового предприятия идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов  стратегических управленческих решений, наиболее полно соответствующих  миссии торгового предприятия и  задачам его развития. Определенная сложность формирования стратегии торгового предприятия заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих новых возможностей развития торгового предприятия.

     

К числу основных стратегических целей торгового  предприятия могут быть отнесены:

  • расширение сегмента потребительского рынка, охватываемого деятельностью торгового предприятия;
  • поиск и ускоренное заполнение новых рыночных ниш;
  • существенное повышение уровня торгового обслуживания покупателей;
  • рост суммы прибыли и уровня рентабельности торговой деятельности;
  • снижение уровня хозяйственных рисков;
  • рост суммы собственного капитала и повышение рыночной стоимости предприятия.

   

Оценка разработанной  стратегии торгового предприятия  проводится по следующим основным параметрам:

  • согласованность стратегии с внешней средой. В процессе этой оценки определяется насколько разработанная стратегия торгового менеджмента соответствует прогнозируемым изменениям экономики страны, правовым условиям деятельности торговых предприятий, а также конъюнктуре потребительского рынка;
  • внутренняя сбалансированность стратегии. В процессе такой оценки определяется насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели и политики торгового менеджмента, а также мероприятия по обеспечению реализации стратегии. При этом особое внимание обращают на их непротиворечивость, логическую последовательность и согласованность во времени;
  • реализуемость стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала предприятия. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности торгового предприятия в формировании финансовых ресурсов за счет собственных источников для обеспечения всех намеченных направлений его развития. Кроме того, оценивается уровень квалификации персонала и его технической оснащенности с позиций возможности реализации избранной стратегии;
  • приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией стратегии. Переход к новому качеству и росту объемов торговой деятельности сопровождается, как правило, возрастанием уровня всех основных видов хозяйственных рисков, особенно финансовых и инвестиционных. Поэтому в процессе оценки необходимо определить насколько уровень этих рисков является допустимым для деятельности торгового предприятия с позиций их возможных негативных финансовых последствий;
  • результативность стратегии. Оценка результативности стратегии торгового менеджмента базируется прежде всего на определении экономической эффективности ее реализации. Наряду с этим оцениваются и внеэкономические результаты, достигаемые в процессе реализации этой стратегии (рост деловой репутации торгового предприятия; повышение уровня управляемости структурными единицами и подразделениями; рост уровня торгового обслуживания и имиджа предприятия у покупателей; улучшение психологического климата на предприятии и условий труда персонала и т.п.).

     

Разработка стратегии  торгового предприятия позволяет  принимать эффективные управленческие решения во всех сферах деятельности торгового предприятия, связанные  с его развитием в перспективном периоде. Основные положения разработанной стратегии торгового предприятия получают свое отражение в бизнес-плане развития торгового предприятия. Необходимость разработки данного документа связана с тем, что в современных экономических условиях торговые предприятия не могут обеспечивать свое стратегическое развитие только за счет внутренних финансовых ресурсов и привлекают для этого значительный объем внешнего финансирования, особенно на инвестиционные цели. В то же время любой крупный инвестор должен иметь четкое представление о стратегии бизнеса, его масштабах и формах, важнейших показателях маркетинговой, экономической и финансовой деятельности; объеме финансовых ресурсов, связанных с реализацией стратегии, и сроках возврата инвестиций; рисках, связанных с реализацией стратегии развития торгового предприятия, и других характеристиках его деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

Заключение

     

Подводя итоги  курсовой работы, я могу сделать следующие выводы:

     

Товарооборот  является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

     

Товарооборот  характеризует процесс движения товаров через акты купли-продажи. Как экономическая категория  товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как  объекта продажи и продажи  как формы движения товара от производителя  к потребителю.

     

К показателям, которые характеризуют товарооборот торгового предприятия, относятся: объем товарооборота в стоимостном  выражении по текущим ценам; объем  товарооборота в стоимостном  выражении по сравнительным ценам; ассортиментная структура товарооборота  по отдельным группам товаров (руб., проценты); однодневный объем товарооборота (руб.); объем товарооборота в расчете  на одного работника, в том числе  работника торговой группы; объем  товарооборота на общей площади, в том числе торговой площади; время обращения товаров; скорость товарооборота (количество оборотов).

     

Также мною были выявлены факторы, под влиянием которых развивается товарооборот. Они делятся на две группы - экстенсивные и интенсивные.

     

Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды  населения, товарные ресурсы, численность  обслуживаемого населения, не зависят  от деятельности торговых организаций  и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные  факторы зависят в большой  степени от эффективности деятельности торговых организаций.

     

К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не с качественным приростом результативного показателя, например увеличение объема товарооборота путем увеличения торговой площади, увеличения объема товарных запасов, количества рабочих и т.д.

     

В практической части работы был проведен анализ динамики и структуры, факторный анализ товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер», а также мною был спланирован товарооборот по кварталам и выявлены основные направления совершенствования политики управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер».

     

Я выявила, что  на объем товарооборота

 

торгового предприятия  оказывает влияние большое число  факторов. Они подразделяются на три  группы:

     

• факторы, связанные с товарными ресурсами;

     

• факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;

     

• факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы.

     

Я рассчитала влияние  на объем товарооборота факторов, связанных с товарными ресурсами; трудовыми ресурсами; эффективным использованием рабочих мест и режима работы предприятия, на примере торгового предприятия ЗАО «Тандер»

     

В целом можно  сделать вывод, что у этой компании есть огромное желание расти и соответствовать потребностям и желаниям каждого покупателя. Они стремимся к тому, чтобы развивать и совершенствовать новые идеи, новые возможности. 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список

  1. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/ Л.И.Кравченко - 6-е изд., перераб. - М.: Новое знание, 2003. - 526 с.
  2. Головачев, А.С. Экономика предприятия. В 2ч. Ч. 1: учеб. пособие / А.С. Головачев. - Мн: Выш. шк., 2008. - 447 с.
  3. Интенсификация производства - Экономическая география [Электронный ресурс]
  4. Баканов, М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / М. И. Баканов. - М. : Экономика, 2000 - 356 с.
  5. Валевич, Р.П., Давыдова, Г.А. Экономика торгового предприятия: учебное пособие. - Мн.: Выш.шк., 1996. - 367с
  6. Семенов, В.М. Экономика предприятия: учебник / В.М.Семенов, И.А.Баев и др.; под общ. ред. Семенова В.М. - 2-е изд., испр. - М:.Центр экономики и маркетинга, 2000. - 306с
  7. Соловьев Б.А. .Экономика торговли: учебник для торг. вузов / Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич, В.И. Андросов и др.; Рук. авт. Коллектива Б.А. Соловьев. - М.: Экономика 1990. - 414 с.
  8. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. – Издат.: ПИТЕР, 2009;
  9. Скляренко В.К. Экономика предприятия / В.К. Скляренко, В.М. Прудников – изд. «ИНФРА-М», 2006;
  10. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. М.: Проспект, 2007.
  11. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб.пособие для вузов/Под ред.проф.Н.П.Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-471с.
  12. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник для вузов / ред. Брагин Л.А. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 314 с
  13. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов / под ред. А. И. Гребнева. - М. : Экономика, 2006. - 238 с.
  14. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2004. – 576 с
  15. Справочная правовая система «Гарант».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

ГЛАВА I. Теоретические аспекты  управления товарооборотом торгового предприятия…………..…………………………………………………………4

1.1. Товарооборот, его сущность, классификация и значение в повышении эффективности деятельности торгового предприятия…………………………4

    1. Экономический анализ и оценка динамики товарооборота торговых предприятий……………………………………………………………….8
    2. Пути и направления повышения управления товарооборотом торгового предприятия……………………………………………………………….16

ГЛАВА II. Анализ и оценка эффективности управления товарооборотом предприятия ЗАО «Тандер»…………………………………………………..22

2.1. Общая характеристика  исследуемого объекта -  ЗАО  «Тандер»………...22

2.2. Анализ динамики  и структуры, факторный анализ товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер»………………………………………25

2.3. Планирование  товарооборота по кварталам и  основные направления совершенствования  политики управления товарооборотом  торгового предприятия ЗАО «Тандер»……………………………………………………41

Заключение  ……………………………………………………………………..50

Библиографический список…………………………………………………..52

Информация о работе Совершенствования управления товарооборотом торгового предприятия