Совершенствования управления товарооборотом торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

дать характеристику товарооборота, как одного из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
определить роль товарооборота и его значение для торгового предприятия;
изучить методику анализа товарооборота предприятия;
провести анализ динамики и структуры товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
на основе проведенного анализа разработать предложения к совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия;
выявить основные пути увеличения товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
оценить эффект от оптимизации товарооборота;

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.docx

— 168.83 Кб (Скачать)

   Второй  этап сводится к анализу динамики общего товарооборота на протяжении отчетного периода (поквартально, на протяжении года или за 2-5 лет).

   Для исследования динамических изменений  в объеме товарооборота предприятия  строится сопоставимый динамический временной  ряд изменения товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его  работы, а так же по ценам реализации товаров.

   Корректировка фактического товарооборота в связи  с вводом (выбытием) и изменениями  в графике реализации товаров  осуществляется методом прямого  расчета.

   Учитывая  достаточно высокую динамику изменения  цен на Российском рынке, определение  объема товарооборота, сопоставленного  с ценами реализации Тсц., может проводиться  последующей формуле:

где n- число  интервалов времени за отчетный период, на которых цена на различные виды товаров оставалась стабильной;

m- количество  наименований товаров различного  вида

ij – фактический товарооборот за i-й интервал времени отчетного периода по товару j-го наименования;

I цij -индекс прироста цены реализации товара j-го наименования на i-м интервале отчетного периода по сравнению с предыдущим периодом i -1, который рассматривается как базовый.

     Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с  учетом структуры товарооборота  и информации об изменении цен  реализации на определенные товары на различных интервалах отчетного  периода. Использование для корректировки  индекса инфляции за соответствующий  период обычно является некорректным в связи с отличиями в структуре  товарооборота торговых предприятий.

     На  базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются  абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста  и прироста что касается предыдущего  и базового периода.

     Важное  значение для планирования и управления торговым предприятием имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

     

где Т - среднегеометрический темп роста;

Yk - конечный показатель динамического ряда;

Y0 - начальный показатель динамического ряда

n –  количество показателей в динамическом  ряду.

     Третий  этап сводится к анализу товарно-групповой  структуры товарооборота торгового  предприятия за отчетный период и  в динамике, определение закономерностей  развития объема продажи по отдельным  товарным группам (видами и разновидностями  товаров).

     На  этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения товарооборота  по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов  товаров) в общем объеме товарооборота  предприятия. В процессе проведения этой работы используется информация, полученная в конъюнктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров), что позволяет определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

     Изучение  ассортиментной структуры товарооборота  позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать  положительное или негативное влияние  динамики реализации отдельных видов  товаров на общий объем товарооборота  предприятия и дальнейшие возможности  его увеличения.

     Четвертый этап сводится к анализу состава  товарооборота предприятия в  зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов  торговли.

     Исследование  состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в  динамике. Предвидит определение  основных закономерностей отдельных  видов товарооборота – реализацию товаров населению и оптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.

     Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным  видам товарооборота, темпам их роста  и прироста, исследуют изменение  их веса в общем объеме товарооборота.

     Пятый этап сводится к проведению анализа  объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности  работы и сезонности реализации товаров  и определение факторов, которые  их обуславливают.

     Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность  реализации товаров: средний за отчетный период фактический товарооборот для  товара j-го наименования (Тфсрj), среднеквадратическое отклонение (σj) товарооборота товара j-го наименования от его среднего объема за отчетный период и коэффициент вариации (νj) товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде:

     Среднеквадратическое  отклонение определяет диапазон колебания  реализации товаров, то есть минимальный  и максимальный объем товарооборота  предприятия в среднем за период исследования.

     Коэффициент вариации оценивает равномерность  реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота  от среднего размера. При этом если коэффициент вариации νj равен нулю, то это говорит о стабильном товарообороте товара j-го наименования в отчетном периоде. Если νj= 1, то это показывает высокий уровень нестабильности товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде.

     Исследования  названных показателей дает возможность  установить степень равномерности  продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и  спроса на товары, которые реализует  предприятие. Чем выше значение имеют  показатели, тем менее ритмичнее  является процесс реализации товаров  на данном предприятии.

     Шестой  этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего  порядка (факторов, связанных с товарными  ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью  работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния  факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов  на потребительском рынке, уровень  жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы  и др.)

     Количественная  оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок  и индексным методом на базе моделей  связи факторов и объема товарооборота  предприятия.

     Завершается анализ товарооборота предприятия  седьмым этапом и сводится к исследованию запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное  падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к  достижению критической таблицы  «точки безубыточности деятельности».

     Допустимая  граница снижения объема товарооборота  характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются по следующим формулам:

где Тф – фактический объем товарооборота предприятия;

Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

     Чем большее значение имеют порог  безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше  осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью  и структурой товарооборота с  точки зрения обеспечения условий  для его самоокупаемости и  самофинансировании.

     При этом основная задача управления товарооборотом торгового предприятия сводится к стабилизации показателей безопасности и финансовой прочности относительно заданных пороговых их величин с  минимальным значением соответственно 0 и 1. Наиболее подходящим способом решение  этой задачи является построение нечетких алгоритмов регулирования показателей  безопасности и финансовой прочности  торгового предприятия. В этом случае на основе накопленного опыта поведения  или на основе информации, получаемой от высококвалифицированных менеджеров и маркетологов, формируется продукционная  модель изменения регулируемых параметров. Для этого регулируемым параметрам ПБто, ЗФПто в соответствие ставятся лингвистические переменные «уровень безопасности предприятия» с нечеткими значениями «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий» и «величина запаса финансовой прочности» с нечеткими значениями «очень малая величина», «малая», «средняя», «большая» и «очень большая». Учитывая также пропорциональную зависимость регулируемых параметров от объема товарооборота и динамику его изменения во времени, данному показателю в соответствие ставится лингвистическая переменная «скорость изменения товарооборота» с нечеткими значениями «очень малая скорость», «небольшая», «средняя», «большая» и «очень большая скорость». При этом скорость v изменения товарооборота на заданном интервале времен t2-t1 будет определяться согласно выражению:

V= (Тф(t2) - Тф(t1))/ (t2-t1),

Где Тф(t2), Тф(t1) –соответственно товарообороты торгового предприятия в моменты времени t2и t1.

     Тогда для выбора управленческих мероприятий  может использоваться нечеткий алгоритм регулирования, состоящий их продукций  следующего содержание «если уровень  безопасности является средним, но требуется  иметь большой уровень, а скорость изменения товарооборота средняя, то в этом случае необходимо реализовать  мероприятия, приводящие к высокой  скорости увеличения товарооборота». Например, провести распродажу залежалого товара и завезти новый товар, пользующийся повышенным спросом. Совокупность таких продукций охватывающих весь допустимый диапазон изменения регулируемых параметров и будет определять нечеткий алгоритм регулирования данных товаров. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Пути  и направления  повышения управления товарооборотом торгового  предприятия

     Все факторы, под влиянием которых развивается  товарооборот, следует разделить  на две группы - экстенсивные и интенсивные.

     Такие экстенсивные факторы, как покупательные  фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под  влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы  зависят в большой степени  от эффективности деятельности торговых организаций.

     К экстенсивным относятся факторы, которые  связаны с количественным, а не с качественным приростом результативного  показателя, например увеличение объема товарооборота путем увеличения торговой площади, увеличения объема товарных запасов, количества рабочих и т.д.

     Интенсивные факторы характеризуют степень  усилия, напряженности труда в  процессе реализации, например повышение  фондоотдачи, ускорения оборачиваемости.1

     Интеграция  в торговле может осуществляться экстенсивным, или/и интенсивным  образом. Централизованные и децентрализованные объединения, торговые сети и потребительские  кооперативы, пулы и торгово-финансовые группы, аутсорсинг, франчайзинг – все эти, а также другие формы интеграции имеют много отличий, по-разному влияют на итоговую эффективность и, соответственно, процессы развития. Выбор и последующее применение той или иной формы определяется торговой организацией с учётом имеющегося потенциала, условий внутренней и внешней среды. Идентификация видов интеграции, оценка их влияния на результаты хозяйственной деятельности и процессы развития торговых организаций является одной из актуальных и значимых проблем.2

Информация о работе Совершенствования управления товарооборотом торгового предприятия