Совершенствования управления товарооборотом торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

дать характеристику товарооборота, как одного из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
определить роль товарооборота и его значение для торгового предприятия;
изучить методику анализа товарооборота предприятия;
провести анализ динамики и структуры товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
на основе проведенного анализа разработать предложения к совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия;
выявить основные пути увеличения товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
оценить эффект от оптимизации товарооборота;

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.docx

— 168.83 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

      В современных условиях, в процессе возрастания конкурентной борьбы между  предприятиями, все более актуализуется  проблема управления товарооборотом торгового  предприятия, и ее решение является одной из приоритетных задач для стабильного развития любого среднего и крупного торгового предприятия.

     Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли. Важнейшим  необходимым условием, без которого не может быть достигнута  эта  цель, выступает товарооборот. Поскольку  торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля  реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость  постоянного увеличения товарооборота  как основного фактора роста  доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

      Тема  моей курсовой работы актуальна, так  как товарооборот относится к  числу важнейших показателей  плана экономического и социального  развития. Он оказывает влияние, как  на  производство, так и на потребление. В состав товарооборота входит сумма  продажи товара населению через  розничную торговую сеть и предприятия  общественного питания, а так  же продажи товаров предприятиям, учреждениям  и организациям. Большая  часть розничного товарооборота  непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами  населения.

      Цель  работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер».

      Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • дать характеристику товарооборота, как одного из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
  • определить роль товарооборота и его значение для торгового предприятия;
  • изучить методику анализа товарооборота предприятия;
  • провести анализ динамики и структуры товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
  • на основе проведенного анализа разработать предложения к совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия;
  • выявить основные пути увеличения товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
  • оценить эффект от оптимизации товарооборота;

     Объектом  моей курсовой работы является торговое предприятие ЗАО «Тандер».

     Предметом моей курсовой работы является  товарооборот торгового предприятия ЗАО «Тандер».

     Цель  и задачи определили структуру курсовой работы. Она состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

     Теоретической базой исследования выступили труды  таких авторов как А.В. Абрютина, Е.А. Белоусова, И.А. Бланк, Л.А. Брагин, Л.В. Давыдова, Е.В. Карпова, Л.И. Кравченко, А.Н. Соломатин, А.У. Альбеков, С.А. Согомонян  и др.

   При написании курсовой работы использовались такие методы изучения как аналитический, экономический и изучение литературы. 
 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты управления товарооборотом торгового предприятия

    1. Товарооборот, его сущность, классификация и значение в повышении эффективности деятельности торгового предприятия

     Одним из основных экономических показателей  хозяйственной деятельности торгового  предприятия является товарооборот – процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара – торговое предприятие – за деньги передает товар в собственность другому юридическому  или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров через акты купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи и продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

     К показателям, которые характеризуют  товарооборот торгового предприятия, относятся: объем товарооборота  в стоимостном выражении по текущим  ценам; объем товарооборота в  стоимостном выражении по сравнительным  ценам; ассортиментная структура товарооборота  по отдельным группам товаров (руб., проценты); однодневный объем товарооборота (руб.); объем товарооборота в расчете  на одного работника, в том числе  работника торговой группы; объем  товарооборота на общей площади, в том числе торговой площади; время обращения товаров; скорость товарооборота (количество оборотов).

     Товарооборот  торгового предприятия можно  рассматривать: как результат деятельности предприятия торговли, его экономический  эффект; как показатель товарного  потребления населения (в социально-экономическом  аспекте), один из показателей уровня жизни (по классификации ООН).

     Показатели  товарооборота имеют количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота –  объем реализации в денежном выражении, качественная – это структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

     На  предприятиях товарооборот выражается в сумме денежной выручки за проданные  товары, на основании чего можно  говорить о значимости данного предприятия  на потребительском рынке.

     Как экономический показатель, розничный  товарооборот отображает объем товарной массы (в денежном выражении), что  переходит к сфере личного  потребления, и характеризует, с  одной стороны, денежную выручку  от продажи, а с другой – сумму  расходов населения на приобретение товаров. Динамика розничного товарооборота  отображает пропорции между производством  и потреблением, потребности предприятий  в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

     Розничный товарооборот как статистический показатель отображает объем продажи товаров  населению через все каналы реализации: на официально зарегистрированных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых  рынках.

     В розничный товарооборот определяется по ценам фактической реализации на момент отпуска товаров покупателю, независимо от времени уплаты денег.

     В состав розничного товарооборота включается также отпуск за безналичными расчетами  из розничной сети и сети общественного  питания:

  • Продуктов питания заведениям здравоохранения; социального обеспечения и образования (больничным, профилактическим, домам отдыха, для лиц преклонного возраста, общего образования, дошкольного воспитания, воспитание детей, которые остались без опеки родителей) для организации питания соответствующих слоев населения;
  • Продовольственных товаров судам морского и речного флота, рыболовецким промышленным судам, для питания экипажей судов, туристов, пассажиров в судовых вагонах-ресторанах; геологоразведочным партиям для питания работников экспедиций, а также отдельных непродовольственных товаров на текущие нужды для реализации членам экипажей;
  • Товаров подарочного ассортимента к праздникам и новогодним подаркам для детей;

     Кроме дохода от продажи товаров, торговые предприятия могут получать доходы и из других источников, в частности, от посреднической деятельности и от других видов деятельности.

     Товарная  структура розничного товарооборота  включает в себя продовольственные  и непродовольственные товары, которые  разделены на ассортиментные группы и подгруппы.

     Оптовый товарооборот классифицируется по назначению и в форме организации товародвижения. По назначению товарооборот делится  на оптовый товарооборот по реализации и внутрисистемный товарооборот. Оптовый товарооборот по реализации – продажа товаров предприятиями  оптовой торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу (безналичный  расчет). Внутрисистемный оптовый  товарооборот – отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению  других, непосредственно рыночным и  внутри рыночным потребителям. Сумма этих видов товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.

     В зависимости от организации товародвижения каждый из этих видов товарооборота  может делиться на складской и  транзитный. Складской оптовый товарооборот – это продажа товаров со складов  оптовых торговых предприятий.

     Транзитный  оптовый товарооборот – поставка товара производителями непосредственно  розничной сети.

     Транзитный  товарооборот в свою очередь подразделяется на транзитный товарооборот без участия  торговой базы в расчетах (организуемый) и транзитный товарооборот с участием торговой базы в расчетах, то есть торговое предприятие участвует в процессе товарообмена либо как посредник, либо как собственник, оплативший стоимость  товара.

     В тех случаях, когда имеет место  определенная технологическая обработка  товара на предприятии (транспортировка, хранение, оптовая подсортировка  и т.д.) товарооборот относится к  оптовому. В случаях реализации товара без какой-либо технологической  обработки (например, через биржи, ярмарки) имеет место оптово-посреднический товарооборот.

     Роль  и значение товарооборота как  экономического показателя заключается  в следующем:

  • Товарооборот является объемным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятий;
  • По удельному весу товарооборота предприятия региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
  • Товарооборот в расчете на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
  • По доле товарооборота предприятия, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%)
 
 
 
 
 
    1. Экономический анализ и оценка динамики товарооборота торговых предприятий

     Для эффективного управления торговыми  предприятиями важное значение имеет  анализ объема, динамики, скорости и  структуры их товарооборота на потребительском  рынке. Изучение существующих тенденций  и возможностей торговых предприятий, касающихся реализации товаров, определение  факторов, которые позитивно и  негативно влияют на объем продаж товаров торговым предприятием, определяются в процессе анализа объема и структуры  их товарооборота. В этом случае проведение экономического анализа позволяет:

  • изучить процесс выполнения плана товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
  • изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
  • выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
  • проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

   В общем случае анализ товарооборота  торгового предприятия может  проводиться по следующей схеме:

   «Определение  общего объема товарооборота и оценка степени выполнения плана» _ «Оценка  и анализ динамики общего объема товарооборота» _ «Анализ товарно-групповой структуры  товарооборота» _ «Анализ состава  товарооборота по его определенным видам» «Оценка и анализ ритмичности и сезонности реализации товаров» _ «Количественная оценка факторов, которые обуславливают изменение товарооборота» _ «Анализ запаса финансовой прочности торгового предприятия».

   Первый  этап проведения анализа заключается  в определении общего объема товарооборота  торгового предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

   На  этом этапе анализа определяют общий  объем реализации товара и платных  услуг в стоимостном выражении, а по некоторым товарным группам  и видам товаров, кроме того - в  натуральном размере.

   Оценка  степени выполнения плана товарооборота  осуществляется путем расчета относительного и абсолютного размеров отклонений фактического объема товарооборота  от заданного, которые могут быть вызваны негативным влиянием неучтенных в процессе планирования факторов. Изучение степени выполнения плана  проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономической  службы торгового предприятия, а, прежде всего, с целью оценки динамики его  внешней среды и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном торговом предприятии.

Информация о работе Совершенствования управления товарооборотом торгового предприятия