Совершенствования управления товарооборотом торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

дать характеристику товарооборота, как одного из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
определить роль товарооборота и его значение для торгового предприятия;
изучить методику анализа товарооборота предприятия;
провести анализ динамики и структуры товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
на основе проведенного анализа разработать предложения к совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия;
выявить основные пути увеличения товарооборота предприятия ЗАО «Тандер»;
оценить эффект от оптимизации товарооборота;

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.docx

— 168.83 Кб (Скачать)
 
  • изменение объема товарооборота за счет повышения  производительности труда одного работника:
 
  • изменение объема товарооборота за счет роста  цен на товары:
 

   

Таким образом, в отчетном году по сравнению с  прошлым годом за счет увеличения среднесписочной численности работников объем товарооборота торгового  предприятия увеличился на , за счет повышения производительности труда одного работника объем товарооборота возрос на ,за счет повышения цен на товары объем товарооборота увеличился на

      

Значительное  влияние на объем товарооборота  торгового предприятия оказывают  факторы, связанные с наличием основных фондов, эффективностью их использования  и режимом работы.

      

Объем розничного товарооборота торгового предприятия  отражен формулой: 

где Т – объем товарооборота за период, тыс. руб.;

  – количество  рабочих мест (условных) в предприятии,  ед.;

Д – количество дней работы предприятия, дни;

t -  продолжительность работы предприятия в день, ч;

  – выработка на  одно рабочее (условное) место в час,  тыс. руб.

     

Используя способ цепных подстановок, можно определить влияние изменения каждого из указанных факторов на объем товарооборота  торгового предприятия: 
 
 
 
 

Таблица 8

Анализ эффективности  использования рабочих (условных) мест и режима работы торгового предприятия  ЗАО «Тандер»

Показатели 2009 год 2010 год Изменение
+; %
Объем товарооборота в фактических  ценах, тыс. руб. 169751947 241427782 +71675835 +42,2
Количество  условных рабочих мест 100000 105000 5000 +5,0
Количество  дней работы предприятия 358 356 -2 -0,6
Продолжительность работы предприятия  в день, ч. 12 13 +1 +8,3
Выработка на одно условное рабочее место в  час, тыс. руб. 0,395 0,497 0,102 +25,8

     

То есть в  отчетном году по сравнению с прошлым  годом количество условных рабочих  мест в торговом предприятии увеличилось  на 5000, или на 5,0%, количество дней работы сократилось на 2 дня, или на 0,6%, на 1 час, или на 8,3% увеличилось время работы, выработка на одно условное рабочее место в час возросла на 25,8%. Отмеченные изменения сказались на объеме товарооборота торгового предприятия следующим образом:

     

Т0=100000*358*12*0,395=169751947 тыс. руб.

     

Тр1=105000*358*12*0,395=178176600 тыс. руб.

     

Тр2=105000*356*12*0,395=177181200 тыс. руб.

     

Тр3=105000*356*13*0,395=191946300 тыс. руб.

     

Т1=105000*356*13*0,497=241427782 тыс. руб.

  • за счет увеличения количества условных рабочих мест объем товарооборота возрос на 8424653 тыс. руб. (178176600-169751947);
  • за счет уменьшения количества дней работы объем товарооборота снизился на 995400 тыс. руб. (177181200-178176600);
  • за счет увеличения часов работы в день объем товарооборота возрос на 14765100 тыс. руб. (191946300-177181200);
  • за счет увеличения выработки на одно условное рабочее место в час объем товарооборота увеличился на 49481482 тыс. руб. (241427782-191946300)
 
 
 
 

2.3. Планирование товарооборота  по кварталам и  основные направления совершенствования политики управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер»

     

В настоящее  время существует много различных  методов, с помощью которых осуществляется анализ и планирование квартальных  объемов товарооборота. Наиболее простым  и достаточно надежным является метод  относительной средней. Для расчета  используют данные о квартальных (месячных) оборотах не менее чем за 3 года. При  этом неважно, в каких ценах (фактических  или сопоставимых) ведутся расчеты, так как при данной методике действие индекса цен нивелируется.

     

Рассчитаем индекс сезонности и планирование товарооборота  торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам  года.

     

Сначала определим  среднеквартальный оборот каждого  года: 

где – среднеквартальный товарооборот j-го года, тыс. руб.;

  – объем товарооборота  j-го года, тыс. руб.

     

Далее рассчитаем сезонные колебания товарооборота  по кварталам за каждый год и определим  их сумму: 

где – сезонные колебания товарооборота i – го квартала j – го года, %;

  – объем товарооборота  i – го квартала j – го года, тыс. руб.;

  – среднеквартальный  товарооборот j – го года, тыс. руб.

     

Рассчитаем сезонные колебания торгового предприятия  по кварталам за 3 года. 
 
 
 

     

Таблица 9

     

Исходные данные для расчета сезонных колебаний  товарооборота торгового предприятия  ЗАО «Тандер» по кварталам года 

Годы/кварталы 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
I квартал 13750036 19533059 27152994 37705642 49409421
II квартал 15050307 21039833 30083601 40087806 55501758
III квартал 17168107 22973462 33365800 43325560 62416610
IV квартал 19723839 26421007 38852854 48632939 74099993
  65692289 89967361 129455249 169751947 241427782
  16423072,3 22491840,3 32363812,3 42437986,8 60356945,5
 

     

Таблица 10

     

Расчет сезонных колебаний товарооборота торгового  предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам

Годы/кварталы 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год ∑Сi
I квартал 83,7 86,9 83,9 88,9 81,9 425,3
II квартал 91,6 93,5 93,0 94,5 92,0 464,6
III квартал 104,5 102,1 103,1 102,1 103,4 515,2
IV квартал 120,1 117,5 120,1 114,6 122,8 595,1
 

      

В целях устранения влияния случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота  по кварталам года: 

где – первоначальный индекс сезонности i- го квартала, %;

n – количество лет. 
 
 
 

Сумма индексов сезонности за четыре квартала должна быть равна 400,0%, так как при отсутствии влияния сезонных факторов индекс каждого  квартала равен 100,0%.

Таблица 11

Расчет индексов сезонности товарооборота торгового  предприятия 

ЗАО «Тандер» по кварталам года (%)

Кварталы Сумма сезонных колебаний, ∑Сi (%)
I квартал 425,3 85,1
II квартал 464,6 92,9
III квартал 515,2 103,0
IV квартал 595.1 119,0
- 400,0
 

     

Индекс сезонности показывает, на сколько процентов  отклоняется товарооборот данного  квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

           

Объем товарооборота по кварталам на планируемый год определяется умножением среднеквартального товарооборота планируемого года на первоначальный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100%: 

где – товарооборот i – го квартала планируемого года, тыс. руб.;

  – среднеквартальный  товарооборот планируемого  года, тыс. руб.;

  – первоначальный  индекс сезонности  i – го квартала, %.

В свою очередь  среднеквартальный розничный товарооборот планируемого года составит: 

где – объем товарооборота торгового предприятия в планируемом году, тыс. руб.

     

Имеем по торговому  предприятию ЗАО «Тандер» на планируемый  год: 
 
 
 
 

     

Основные направления  совершенствования политики управления товарооборотом торгового предприятия

     

Управление товарооборотом, обеспечивает экономическую основу всей деятельности торгового предприятия, так как товарооборот характеризует основной объемный показатель этой деятельности. Эта функция является наиболее массовой и требует постоянной разработки управленческих решений на всех уровнях деятельности торгового предприятия. В процессе реализации этой функции проводятся анализ и прогнозирование торговой конъюнктуры, осуществляется планирование объема и состава товарооборота, нормирование и планирование товарных запасов, планирование объема и состава закупки и поступления товаров.

     

Система управления товарооборотом на предприятии определяет конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления, которое заключается в:

  • оценке и прогнозирования конъюнктуры потребительского рынка;
  • планировании объема и структуры реализации товаров;
  • нормировании и планировании товарных запасов;
  • планировании поступления и закупки товаров.

     

Информация о работе Совершенствования управления товарооборотом торгового предприятия