Приемка по количечтву и качеству

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является заверша-ющей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародви-жения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применения методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Содержание

Введение ____________________________________________________3
1 Теоретическая часть.
1.1 Сущность приемки._________________________________________4-5
1.2 Технология и организация приемки товаров по количеству._______6-16
1.3 Организация приемки товаров по качеству._____________________17-32
1.4 Документальное оформление приемки._________________________33-38
2 Практическая часть.
2.1 Краткая характеристика ИП Ахмадеев Р.Г______________________39
2.2 Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству.___40-45
2.3 Товарные потери в магазине и пути их сокращения.______________46-47
3 Выводы и предложения._______________________________________48-49
Список литературы.____________________________________________50-51
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Башкирский кооперативный техникум.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

   С работником, принимающим товар на хранение, заключается договор о полной материальной ответственности. Заключение такого договора с работником, непосредственно обслуживающим или использующим денежные, товарные ценности или иное имущество, предусмотрено ст. 224 Трудового кодекса РФ.

   Замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности.

   При приемке товара в первую очередь проверяют полноту и правильность составления всех необходимых товаросопроводительных документов.

Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных (см. Приложение №17), сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре. Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и стоимости. При разгрузке товара покупатель проверяет количество товаров в поступившей партии (взвешивает, проверяет заполнение тары полностью, подсчитывает штучные товары).

Если товар находится в ненарушенной таре (упаковке), приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Покупатель может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте. Если проверка фактического наличия товара в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе. На следующем этапе приемки проверяют качество поступивших товаров. Сначала выполняется внешний осмотр, устанавливаются наличие явных дефектов, соответствие маркировки требованиям нормативной документации и данным, указанным в сопроводительных документах. Далее может проводиться более углубленное определение качества, чтобы обнаружить скрытые дефекты, несоответствие поступивших товаров указанным срокам годности. В соответствии с условиями договора и общими правилами приемки товара может производиться также выборочная проверка качества товаров.

  Для оформления поступившего товара применяются унифицированные формы первичных документов утвержденные постановлением Госкомстата России  "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Приемка товаров осуществляется материально-ответственным лицом на основании товаросопроводительных документов поставщика, предусмотренных условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (товарной накладной, товарно-транспортной накладной (ТТН), счетом или счетом-фактурой). Если товар доставляется, например, автомобильным транспортом непосредственно на склад покупателя, то материально-ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее печатью своей организации.

   Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от :

- места приемки;

- характера приемки (по количеству, качеству, комплектности);

- от наличия или отсутствия сопроводительных документов поставщика и соответствия их договору купли-продажи.

   Место приемки товара.

Приемка товаров может производиться:

- на складе поставщика при вывозе товаров покупателем;

- на складе покупателя при доставке товаров поставщиком.

   При отгрузке со склада поставщика основным товаросопроводительным документом является товарная накладная , которая используется для оформления продажи товаров сторонней организации. Товарная накладная  отличается от товарно-транспортной накладной тем, что в ней отсутствует транспортный раздел. Товарная накладная,  может быть как приходным документом покупателя, так и расходным документом поставщика. (см. Приложение № ) В товарной накладной указываются номер и дата оформления, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (единицы измерения), цена и общие суммы отпущенных товаров с учетом и без НДС. Товарная накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется печатью организации поставщика и в отдельных случаях печатью покупателя. Товарная накладная  при получении товара на складе поставщика обычно составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-поставщика и является основанием для списания товаров. Второй экземпляр передается организации-покупателю и является основанием для оприходования товара.

Вообще говоря, количество оформляемых экземпляров накладной может быть и больше. Это зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара, особенностей документооборота и т.д. Если товары получает материально-ответственное лицо покупателя на складе поставщика, то оно должно предъявить поставщику доверенность по форме, которая необходима для подтверждения полномочий материально-ответственного лица на получение товара. Доверенности на получение товара выдаются только сотрудникам данной организаций. Выдача доверенностей лицам, не работающим в данной организации, не разрешается. Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими на то уполномоченными, и на ней ставится печать организации. Если товар получает представитель организации-покупателя по доверенности (с печатью), то печать организации-покупателя на товарной накладной не ставится. В случае несоответствия фактического наличия товаров количеству, указанному в товарной накладной или отклонения по качеству, установленному в договоре, либо по данным, указанным в сопроводительных документах, должны составляться соответствующие акты, о которых речь пойдет ниже, а в сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.

   Характер приемки товаров.

Теперь рассмотрим, как характер приемки влияет на ее документальное оформление. Если по условиям договора необходима приемка товаров по количеству, качеству, массе и комплектности, то оформляется Акт о приемке товаров (см. Приложение №5) или Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (см. Приложение №6). Приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры по предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта. Поставщик может не высылать своего представителя и разрешить приемку товара без него. Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте. Акт  составляется отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Один экземпляр этого документа остается у покупателя, а другой передается поставщику. Заполнение первой и последней страниц акта  не вызывает затруднений. На 1-й странице акта записываются реквизиты поставщика, изготовителя и получателя товара, номер и дата акта, место приемки, реквизиты договора и другие сведения. Особое внимание следует обратить на строку "Способ доставки", где указывается вид транспортного средства, доставившего товар. На 2-й и 3-й страницах акта  при заполнении строки "Сертификат" обязательно указываются его номер, наименование органа регистрации, выдавшего этот документ, и срок его действия. Если реальное состояние поставленного товара соответствует документам поставщика, то в полях "Состояние товара, тары и упаковки в момент осмотра", "Способ определения недостающего товара", "Заключение о причинах и месте образования недостачи товара", "Отклонение (+, -)" можно сделать прочерк. На последней странице акта  члены комиссии подтверждают правильность сведений, указанных на предыдущих страницах, и пишут свое заключение о приемке товара. Если представитель поставщика участвует в приемке, то он расписывается в получении акта. Здесь же подписывается главный бухгалтер грузополучателя. На 4-й странице также выделено место для записи решения руководителя по поводу приемки товара. Акты должны храниться в течение пяти лет. Для оформления приемки товаров, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, дополнительно применяются Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей и аналогичный Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров. Акты составляются в соответствии с фактическим наличием товаров и в сравнении с данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - в соответствии с требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. Эти акты являются основанием для предъявления претензии поставщику и составляются аналогично. Однако товары, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в этих актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет". Количество экземпляров составляемых актов и комплектность документов обосновываются реальной ситуацией. Обычно акт на отечественные товары составляется в четырех экземплярах .При приемке любых товаров акты о приемке с приложением документов (накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и при расхождениях с товаросопроводительными документами используются для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

   Неотфактурованные поставки .

На практике нередко встречаются случаи, когда товар поступает в организацию без товаросопроводительных документов поставщика или они частично отсутствуют. Это называется неотфактурованной поставкой. Несмотря на отсутствие товаросопроводительных документов, товар все равно должен быть оценен и оприходован. В случае неотфактурованной партии товаров для оформления приемки и оприходования фактически полученных товаров используется Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика.

   Неотфактурованные поставки могут, например, возникать, когда в сопроводительных документах, которые получатель товара принимает от транспортной организации, указаны только номенклатура товаров и их количество, а цен нет. Транспортная организация обычно отвечает только за сохранность и доставку товаров по номенклатуре и количеству, а цена для нее не имеет существенного значения. При оприходование такого товара у бухгалтера появляется необходимость оценить его (определить цену каждого наименования). Если товар еще не оплачен, то в момент получения неотфактурованной поставки покупателю известна только цена, указанная в договоре или в приложении к нему. Эту цену называют учетной или плановой.

   Именно по этой учетной цене товары принимаются к бухгалтерскому учету с последующим уточнением фактической себестоимости. После оприходования товара поставщику обычно сообщают о полученной поставке и прилагают акт о приемке. Акт по форме  можно применять для оформления любого поступления в организацию по фактическому наличию. Он составляется, по крайней мере, в двух экземплярах членами комиссии при участии материально-ответственного лица. Один экземпляр передается в бухгалтерию, другой - остается у материально-ответственного лица.

2. Практическая часть.

2.1 Краткая характеристика магазина ИП Ахмадеев Р.Г.

   Рассматриваемый нами магазин ИП Ахмадеев Р.Г- это индивидуальный предприниматель (см. Приложение №2). Директором магазина является Ахмадеев Рамиль Газзалиевич. ИП Ахмадеев Р.Г создан 28 мая 2008г.  Юридический адрес г. Уфа, ул. Чернышевского, дом №122, корпус 1,кв.37.  Адрес магазина г. Уфа, ул. Комсомольская 159/1. ИП Ахмадеев Р.Г- магазин - супермаркет. Площадь магазина-272,3квадратных метров, цокольный этаж.       ( см Приложение №1).Торговая площадь 268,9 квадратных метров. Основной вид деятельности - торговая (реализация товаров населению). На цокольном этаже магазина можно купить бытовую химию, средства по уходу за кожей и волосами, косметику. Для школьников и студентов есть отдел канцтоваров. Можно купить посуду, хозтовары, цветы, удобрения и корма для животных. Отдельная витрина выделена для белья и трикотажа. В уютной и просторной примерочной покупатель сможет убедиться, что сделал правильный выбор. Очень большой ассортимент магазина  (см. Приложение №3,4).

  Основные принципы работы магазина- сделать все, чтобы покупатели, один раз пришедшие в магазин, возвращались сюда вновь и вновь. Именно поэтому представлены товары разной ценовой категории, принимаются к оплате банковские карточки. Постоянным покупателям выдаются накопительные дисконтные карты двух позиций, благодаря которым можно экономить на покупках от одного до трех процентов, и от трех до семи процентов.

  Для удобства работы продавцов в магазине новейшие компьютерные кассовые аппараты. Бесплатный обед приготовленный профессиональным поваром.

   Как и во всех торговых организации в ИП Ахмадеев Р.Г установлено внутренняя инструкция для работников (см Приложение №7,8,9,10 ).

  

 

2.2Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству.

   Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержек приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

   Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходование подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Приемка товаров по количеству должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству». Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение. Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 часов с момента получения товаров. Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров – немедленно после ее освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В акте о результатах проверки массы тары указывают также массу нетто товаров. Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными обязательными правилами и договорам. Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. В случае несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, магазин не должен вскрывать тару и упаковку. Для участия в окончательной приемке товаров и составления двустороннего акта следует пригласить представителя иногороднего отправителя. Если товары получены в оригинальной упаковке или нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, вызывают представителя иногороднего изготовителя. Представитель иногороднего изготовителя вызывается в тех случаях, когда это предусмотрено договором. Представитель иногороднего изготовителя должен прибыть не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся товарам – в течение 4 часов после получения вызова. Представитель иногороднего изготовителя обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором. Вызов представителя изготовителя направляется по телеграфу или телефону не позднее 24 часов, а по скоропортящимся товарам – немедленно после обнаружения недостачи. В уведомлении о вызове указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительного документа, а также количество  недостающей продукции. При неявке представителя поставщика в установленные сроки, а также в случаях, когда его вызов необязателен, дальнейшую приемку проводят с участием представителя общественности организации, в ведении которой находится магазин. Представитель общественности выделяется решением профсоюзного комитета. Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, не могут быть представителями общественности, выделяемыми для участия в приемке товаров в магазине. Нельзя выделять в качестве представителя общественности предприятия-получателя: руководителей магазинов или их заместителей, даже если они не являются материально-ответственными лицами; бухгалтеров, товароведов, работа которых связана с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей; работников юридической службы. По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагаются копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров. Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт. Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в сроки, определенные договором. Приемка товаров может иметь некоторые особенности, которые зависят от способа их доставки. Так, при поступлении товаров в почтовой посылке заведующий магазином должен в момент ее приема проверить правильность веса, исправность тары, состояние печатей, пломб и страховой перевязи. При расхождении массы, недостаче или порче товаров следует потребовать от почтового отделения акта по установленной форме. О выявленной недостаче товаров, прибывших в нарушенной упаковке, претензия заявляется почтовому отделению по месту получения посылки. При получении посылки отправленной в адрес магазина, делают запрос  о ее розыске через местное почтовое отделение и извещают об этом посылочную базу. Если товары поступили в таре-оборудовании с исправными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопроводительных документах, а также исправность тары-оборудования и чехлов, и соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправности тары-оборудования и чехлов, работник магазина, принимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной пломбой. Окончательная приемка товаров осуществляется без участия лица, доставившего товар.

Информация о работе Приемка по количечтву и качеству