Понятие и функции Р. Т. С.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:43, реферат

Описание работы

Розничная торговая сеть – это совокупность различных торговых предприятий и других торговых единиц, размещённых на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции различной торговой сети: закупка товаров, продажа товаров, транспортировка, хранение, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке, подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Работа содержит 1 файл

Дипломная кокориной.docx

— 91.00 Кб (Скачать)

         При линейной планировке тару - оборудование, горки, приставные шкафы располагают вдоль стен и в центре зала, создавая непрерывную линию длинной до 12- 18 м. Расставляется оборудование продольно или поперечно в одну, две, три, четыре линии или по всему периметру торгового зала . Ширина прохода между двумя линиями должна быть не менее 5м. В крупных магазинах широко применяется островная планировка, предусматривающая размещение оборудования в центре торгового  зала в виде островков прямоугольной, овальной или круглой формы в сочетании с оборудованием вдоль стен.

           При выставочной планировке оборудование  делит торговую площадь на 2 части:  для показа товаров (большая часть) и для обслуживания покупателей. Эта планировка, применяемая при продажи товаров по образцам, обеспечивает покупателям свободный доступ к товарам.

              При свободной планировке торговое  оборудование размещают в произвольном  порядке в зависимости от формы  торгового зала.

             Наиболее эффективным вариантом  планировки для магазинов самообслуживания  является линейная, позволяющая  максимально использовать торговую  площадь, свести  к минимуму  затраты времени покупателей  на приобретение товаров, обеспечить  высокую пропускную способность  торговых залов и достаточную  экспозиционную площадь для выкладки  товаров.

             Рациональное размещение входа  и  выхода, а также узлов  расчёта способствует правильному  направлению покупательского потока. Вход и выход могут быть изолированными или совмещенными. Изолированные вход и выход располагают диаметрально противоположно, в этом случае узел расчёта размещают у выхода. При площади торгового зала до 300 м²  вход и выход совмещают. В крупных магазинах, имеющих длину торгового зала свыше 30м, устраивают два совмещённых входа- выхода в противоположных концах торгового зала.

              Нормы проектирования предусматривают  эвакуационные выходы из торгового  зала непосредственно наружу  или на открытую лестницу. Ширина  основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее 2,5м. Размещение узлов расчёта должно обеспечивать удобный подход покупателей к кассовым кабинам и создавать возможность контролёрам-  кассирам  просматривать торговый зал. При децинтрализованной форме расчётов кассовая машина и стол выдачи покупок располагают у выхода из торгового зала, что позволяет контролёру кассиру обслуживать покупателей нескольких секций. Узлы расчёта устраивают также в конце или в середине линий оборудования.

             На передовых предприятиях централизованные узлы расчёта размещают при выходе с этажа, что позволяет покупателям   совершившим покупки в различных секциях (отделах), рассчитаться за них в одном месте. Это также даёт возможность равномерно распределить потоки покупателей между контролёрами- кассирами, свести к рациональному минимуму их численность и повысить производительность труда. Для получения данных об эффективности использования торговой площади магазина самообслуживания её делят на общую, установочную, экспозиционную.

           Установочная- это площадь, занимаемая торговым оборудованием, размещённым в торговом зале, и предназначенная для выкладки, продажи товаров и обслуживания покупателей.

            Коэффициент использования торговой площади (Кц), занятой оборудованием, т.е. отношение установочной площади к площади  торгового зала, определяется по формуле: 

Кц П уст П т.з, 

П уст - установочная площадь, а П т.з -площадь торгового зала. Оптимальная величина коэффициента использования торговой площади, занятой оборудованием, для непродовольственных магазинов самообслуживания составляет 0,30-0,35. Увеличение  установочной площади может быть достигнуто за счёт увеличения количества горок, тары- оборудования, более широкого внедрения линейной планировки торгового зала.

           Экспозиционная площадь торгового  зала- это суммарная площадь полок, горок и тары- оборудования, вертикальных и наклонных плоскостей для выкладки, показа и демонстрации товаров. Коэффициент использования площади торгового зала для выкладки товаров (Кэ ) определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала (экспозиционный коэффициент) по формуле  

Кэ П выкл: П п.з 

где П выкл - площадь оборудования для выкладки , показа и демонстрации товаров. В магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием, этот коэффициент равен 0,35-0,40, а в магазинах самообслуживания- 0,65- 0,70 . При одной и той же установочной площади площадь для выкладки товаров может быть различной в зависимости от типа торгового оборудования, его габаритов, количества полок, которые увеличивают его ёмкость, а также ассортимент товаров. Применение многоярусных (до четырёх- пяти) горок и тары- оборудования повышает эффективность использования торговой площади. Важным показателем эффективности магазинов сомообслуживания является товарооборот на один квадратный метр торгового зала, который находится в тесной зависимости от коэффициента установочной площади. Товарооборот на один квадратный метр торгового зала значительно выше в универмагах и крупных магазинах. Эффективность работы магазина самообслуживания во многом зависит от рациональной планировки и расстановки торгового оборудования. Расстановка оборудования должна обеспечивать наиболее полное использование торговой площади. Оборудование должно быть размещено по чётким линиям , направляющим односторонние потоки покупателей против часовой стрелки. Островное оборудование размещают, как правило, параллельно потокам покупателей.

           Для более рационального использования  площади торгового зала товары выкладывают не только на пристенные, островные горки и прилавки, но и на поддоны, тележки, в проволочные корзины. Площадь торгового зала в непродовольственных магазинах самообслуживания делят на площадь, занятую оборудованием  для размещения и показа товаров (30-35%) ? площадь для основных и вспомогательных проходов для покупателей (50- 55%) и площадь, занятую узлами расчёта, ячейками для инвентарных корзин, прилавками обслуживания (10-20%) .

           Для удобства движения покупателей,  рациональной организации доставки  и выкладки товаров в торговом  зале, создание наилучших условий  для контроля за сохранность  товаров при размещении оборудования  соблюдать следующую ширину проходов (в м.) : между кабиной кассира- контролёра или прилавками обслуживания и горками или контейнерами, установленными параллельно – 3, между кабинами расчётного узла и столами для покупателей – 2, между параллельными горками или контейнерами -1,4 , между кабинами кассиров- контролёров – 0,6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая литература: 
 

Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К. «Коммерция и технология торговли» 1994 г.  

Панкратов Ф.Г. и др. «Организация и технология торговых процессов» 1990 г 

Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - Москва, 2000 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      
 
 

                        
 

 
 
 

Горки пристенные и островные:

 а— горка пристенная универсальная; б — горка пристенная для парфюмерии;

в — горка пристенная для парфюмерии, галантерей, канцелярских и других товаров; а — горка пристенная для одежды; д — горка островная для обуви;

е — горка  островная для головных уборов; ж — схема сборки островной горки: 1 — регулируемая опора; S — стойка перфорированная; 3 — подшкафник;

4 — задняя  стенка; 5— полка; 6— кронштейн для полки; 7— штанга соединительная (стяжка).

Информация о работе Понятие и функции Р. Т. С.