Понятие и функции Р. Т. С.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:43, реферат

Описание работы

Розничная торговая сеть – это совокупность различных торговых предприятий и других торговых единиц, размещённых на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции различной торговой сети: закупка товаров, продажа товаров, транспортировка, хранение, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке, подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Работа содержит 1 файл

Дипломная кокориной.docx

— 91.00 Кб (Скачать)

          Сводная планировка- предполагает расстановку оборудования без определённой геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

    Дизайн  различного предприятия, планировки и  распределения площадей- неотъемлемая часть стратегии управления, которая создаёт среду функционирования.

        
 
 

      Три основных аспекта  дизайна магазина:

  1. Экономический.
  2. Эстетико- психологический.
  3. Коммерческий.
 

         Принципы дизайна  в магазине: 

    
  1. Обеспечение в торговом зале гибкого и свободного передвижения людей, товаров и оборудования;
  2. Создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;
  3. Создание привлекательного интерьера магазина путём оснащения соответствующей мебелью, торговым оборудованием, инвентарём, подбора цветового решения, светового освещения.
 

Размещение  отделов в магазине.

      При принятии решения о размещении необходимо учитывать следующие факторы: величина площади магазина, конфигурация помещений, специфические особенности покупательских контингентов, их навыки и привычки, специфика и широта ассортимента, ценность площади, которой располагает магазин, этажность здания магазина, возможность привлечь максимальное количество покупателей и предложить им для осмотра и выбора максимальное количество товара. В одноэтажном магазине специалисты выделяют 4 зоны, различающиеся ценностью, или объёмом товарооборота, приходящего на 1--  торговой площади. В зоне, непосредственно примыкающей к передней, фасадной стене магазина, реализуется примерно 40% всего оборота магазина, следующая зона по направленности к противоположной от входа стене зала даёт 30% оборота, последующие зоны дают соответственно 20-10%.

      При размещении отделов принимают  во внимание специфические особенности  товаров, входящих в их ассортимент.  Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты  и другие товары, предоставляющие  покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где  посетители магазина пройдут  наверняка (покупатели не будут специально разыскивать эти товары в торговом зале). 

Виды  торгово - технологического оборудования магазинов: 

    
  1. Мебель- классифицируется по следующим признакам: месту применения(для торговых залов, подсобных помещений); назначению(для приёмки товаров, для подготовки к продаже, для показа товаров, для выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчётов с покупателями, для обслуживания покупателей); по товарному профилю(универсальная, специализированная); по конструкции(не разборная, сборно - разборная). Требования, предъявляемые к мебели: эксплуатационно - технические(должна  быть стандартной, универсальной, ёмкой, иметь большую площадь экспозиции, прочной, устойчивой, надёжной); экономические(недорогая, экономичная в эксплуатации, возможность массового производства  на основе современной технологии); эргономические(основные размерные соотношения мебели должны устанавливаться с учетом роста и пропорции фигуры человека, обеспечивать минимальную утомляемость, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним); эстетические(форма, пропорции и цвет должны соответствовать своему функциональному назначению, интерьеру торговому зала); санитарно- гигиенические требования(устройство мебели, материалы, используемые для изготовления не должны затруднять чистку).
  2. Торговый инвентарь- приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных и хозяйственных операций. Классификация: по месту использования(для складских и подсобных помещений, торговых залов), по назначению(для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки к продаже и отпуска, выкладки и рекламы, счётный, вспомогательный, санитарно- гигиенический, противопожарный).
  3. Торговое измерительное оборудование- весы, гири, меры, длины и объёма. Весы классифицируются по принципу действия(рычажные, электромеханические);  по месту и способу установки(настольные, передвижные, стационарные); по виду указательного устройства(гирные, шкальные, шкально- гирные, циферблатные, цифровые, электронные); по виду отсчета показаний взвешивания(визуальный отсчет, с документальной регистрацией); по способу снятия показаний(с местным и дистанционным способами снятия показания).
  4. Контрольно- кассовое оборудование- контрольно- кассовые машины делятся на типы по следующим признакам: количеству суммирующих счетчиков, количеству рядов для набора, суммы, вводимой в машину, количеству операционных счётчиков, наличию съёмных клавиш- ключей.
 

ФОРМЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ  ТОВАРОВ. 

Преимущества  современных форм продажи товаров.

           Создание максимальных удобств  покупателям при покупке товаров  является основной предпосылкой  применения розничных форм продажи. 

           Форма продажи товаров- это совокупность приёмов и способов , применяемых розничными торговыми предприятиями при продаже товаров и обслуживания покупателей. В настоящее время в розничной торговле применяется несколько форм продажи. Наиболее развитие в отличие от традиционной (продажа товаров через прилавок) получили современные формы, обеспечивающие не только экономические выгоды, но и способствующие повышению уровня торгового обслуживания населения.

ТРАДИЦИОННАЯ. Суть традиционной формы продажи товаров, существовавшей много десятилетий  и встречающейся ещё и в  настоящее время, сводится к тому, что в процессе выбора товара всегда участвуют покупатель и продавец. Товар. Отделённый от покупателя прилавком, размещается таким образом, что  основная его масса находится  вне досягаемости, а подчас и вне  поля зрения покупателя. Покупатели могут  получить товар для ознакомления и выбора только от продавца. Закончив обслуживание очередного покупателя, продавец приступает к обслуживанию следующего и т. д. Это приводит к  созданию очередей, большим затратам времени покупателей на приобретение товаров, ухудшению условий выбора(как по времени, так и по ассортименту), нерациональному использованию площади торгового зала, чрезмерным физическим и психологическим нагрузкам на продавца, частым конфликтным ситуациям во взаимоотношениях покупателя и продавца, тормозит повышение производительности труда продавца (она ограничивается его физическими возможностями и с расширением ассортимента снижается), приводит к незначительной пропускной способности магазина.

        С внедрением современных форм  продажи товаров были ликвидированы  прилавки. В качестве основного  товароносителя в торговом зале  теперь используется специальное  оборудование- многоярусные горки, стенды, а также тара- оборудование, что не только создаёт удобство покупателям при выборе товаров, но и увеличивает товароёмкость торгового зала. Внедрение современных форм продажи товаров коренным образом изменило характер торгово - оперативных процессов и сам труд продавца. Покупатели получили свободный доступ к товаром и возможность самостоятельного выбора. Это позволяет избежать очередей, способствует значительной экономии времени покупателей на приобретении товаров, даёт им возможность без ограничения времени и других обстоятельств выбирать товар,  позволяет увеличить экспозиционную площадь торгового оборудования и ассортимент предлагаемых товаров, освобождает продавца от больших физических нагрузок. Продавец теперь имеет возможность всё внимание сосредоточить на оказании помощи покупателям в выборе товара. Стало меньше причин для возникновение конфликтных ситуаций между, покупателем и продавцом, созданы благоприятные условия для механизации трудоёмких работ, повысилась производительность труда продавцов, уменьшилось число работников торгового зала, снизились издержки(что имеет решающее значение в условиях самофинансирования и самоокупаемости торговых предприятий), увеличилась пропускная способность магазина благодаря чему растёт товарооборот на один квадратный метр торговой площади. Применение современных форм продажи товаров создаёт покупателям удобства при совершении покупок и сокращает затраты времени, обеспечивает высокую производительность труда в торговле. Так, а магазинах самообслуживания затраты времени покупателей на совершение покупок на 30- 40% ниже, а производительность труда работников, как правило, на 20-25% выше, чем при традиционной форме продаже.

           Возможность применения современных  форм продажи зависит от вида  товара (требует или не требует  фасовки, индивидуального подбора)  и от конкретных условий продажи(размера торговой площади, планировка магазина). Вновь строящиеся магазины проектируют с учётом всех требований, предъявляемых и современным формам продажи товаров.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ. Самообслуживание- одна из основных современных форм продажи товаров. При продаже товаров посредствам самообслуживания в торговом зале. Планировка торгового зала при самообслуживании, как правило, линейная. Покупатель входит в торговый зал магазина (cекции) самообслуживания, оставив при необходимости на хранение хозяйственную сумку, и получив в замен номерок от ячейки шкафа, куда  помещают его сумку, или инвентарную корзину под номером ячейки. В торговом зале покупатели самостоятельно знакомятся с выложенными товарами, а если нужно, обращаются за советом к консультанту торгового зала. Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и при выходе из магазина предъявляют в едином узле расчета (централизованный способ) контролёру- кассиру. При децентрализованном способе расчётов покупатель оплачивает товары на линиях и сохраняет кассовый чек до выхода из магазина. Большое значение в системе самообслуживания придаётся организации узла расчёта. Предпочтение отдаётся единому узлу расчёта. В этом случае кассовые кабины размещают у входа из торгового зала магазина (секции, этажа). Покупатели проходят слева от контролёра- кассира, что даёт возможность работать на кассовой машине «вслепую» . Кассовые кабины устанавливают, так чтобы контролёры- кассиры были обращены лицом к торговому залу и имели возможность хорошо просматривать его. Основной задачей контролёра-кассира является быстрый и безошибочный расчет с покупателями. Обсчет покупателей является грубейшим нарушением правил торговли; получение с покупателя меньшей суммы, чем стоят его покупки, будет причиной недостачи в магазине; недобор денег по сравнению с суммой, напечатанной на чеке (и зафиксированной в денежном счётчике, а также на контрольной ленте), наносит материальный ущерб самому кассиру.

       Быстрота расчётов повышает уровень  обслуживания покупателей (задержка  у кассы может свести на  нет экономию времени при отборе  товаров) и производительность  труда работников. Основными условиями  высокой производительности труда  контролёра- кассира являются: отличное знание устройства кассовой машины, на которой он работает, и правил её эксплуатации, без чего невозможно полное использование её технических возможностей; выбор типа машины в соответствии со способом расчета; правильная организация рабочего места; умение быстро выполнять все операции расчета; рациональная конструкция кассовой кабины с учётом эргономических требований; позволяющих быстро обслуживать покупателей.

      

    Продажа товаров по образцам и с открытой выкладкой.

При продаже  товаров по образцам в торговом зале магазина размещают образцы/ знакомясь с которыми покупатель выбирает нужный товар и, оплатив его стоимость, получает из рабочих запасов изделие, строго соответствующие выставленному образцу. Технология продажи при этой форме зависит от характера продаваемого товара. Различают три разновидности продажи товаров по образцам: товаров не требующих индивидуального подбора (выбора), товаров, нуждающихся в индивидуальном подборе (выборе); крупногабаритных и технически сложных товаров с доставкой их на дом покупателям из магазинов или непосредственно со складов оптовых или промышленных предприятий.

        К продаже по образцам товаров,  не требующих индивидуального  подбора, относится продажа большинства  товаров. Технология её такова. Покупатель, ознакомившись с образцами,  выставленными в застеклённых  шкафах, на перфорированных щитах, в наприлавочных витринах и кассетах и снабженными аннотациями (наименование, параметры, мера, цена и др.), оплачивает в кассе стоимость выбранного товара и получает в столе выдачи изделие, идентичное образцу. Таким способом продают школьно- письменные товары (карандаши, чернила, тушь, линейки, тетради и др.), фототовары (светочувствительные материалы, химикаты и др.), электротовары (электролампы, установочная арматура и др.) и целый ряд других. Продажа этих товаров по образцам сочетается с традиционной формой продажи дорогостоящих и технически сложных изделий этих же групп товаров (фото- и киноаппаратура электронагревательные приборы и др.).

     К продаже по образцам товаров, нуждающихся в индивидуальном подборе, относятся продажа тканей, обоев, телевизоров, электробытовых приборов, при покупке которых покупатели  по образцам, выставленным в торговом зале, знакомятся с ассортиментом, имеющимся в наличии, и делают предварительный выбор. Для оказания помощи покупателям в выборе товаров при этой форме продажи организуют демонстрации таких товаров в действии как в торговом, так и в специальном, демонстративном зале. Окончательный выбор товара осуществляется с помощью продавца- консультанта. Так, при продаже тканей продавец- консультант помогает не только в выборе нужной тканей, но и в определении необходимой меры. После выбора он выписывает мягкий чек, в котором указывает номер образца. Покупатель оплачивает стоимость покупки в кассе. Кассир, получив деньги за товар, передаёт  резчику копию чека, по которому он отрезает нужное количество указанной ткани, Резчик передаёт отрез контролёру , который проверяет правильность меры, стоимость покупки и, получив от покупателя оплаченный чек, вручает ему покупку и благодарит за неё.

Информация о работе Понятие и функции Р. Т. С.