Понятие и функции Р. Т. С.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:43, реферат

Описание работы

Розничная торговая сеть – это совокупность различных торговых предприятий и других торговых единиц, размещённых на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции различной торговой сети: закупка товаров, продажа товаров, транспортировка, хранение, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке, подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Работа содержит 1 файл

Дипломная кокориной.docx

— 91.00 Кб (Скачать)

Понятие и функции Р. Т. С. 

    Розничная торговая сеть – это совокупность различных торговых предприятий и других торговых единиц, размещённых на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

    Функции различной торговой сети:  закупка  товаров, продажа товаров, транспортировка, хранение, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение  информации о рынке, подсортировка, подработка, приведение к товарному  виду.

    Торговая  сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил  и времени, приобретать лучшие товары и услуги, в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, удобном количестве.  

Виды  и структура Р. Т. С. 

    Виды  различной торговой сети – характеризуются по двум признакам:  стационарности и товарно – ассортиментному профилю.

    По  первому признаку различают три вида сети: стационарную ( магазин); полустационарную (павильон, палатки, ларьки, киоски); передвижную (развозная и разносная).

    По  второму признаку различают: смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на одном рабочем месте продавца); специализированную (торгующую товарами одной или двух-трёх групп или комплексов); узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров); универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров).  

    Структура розничной сети – это соотношение различных видов предприятий.

  1. Соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами
  2. Удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий.
  3. Используемые формы продажи и методы обслуживания.
  4. Соотношение торговых площадей, используемых для отдельных групп товаров.
  5. Продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы).
  6. Соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях.
  7. Удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в. т. ч. предприятий, торгующих скоропортящимися товарами.
  8. Средний размер торговой площади одного магазина.
 

    Специализация торговой сети – это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.

    Типизация – система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.

    Типизация торговых предприятий включает наличие  следующих показателей: торговая площадь, товарный ассортимент, фора продажи  товаров.

    Типизация магазинов позволяет сократить  затраты на строительство, упорядочить  ассортимент, обеспечить уровень обслуживания.  

Показатели, характеризующие качество различной торговой сети: 

    
  1. Плотность торговой сети – количество торговых единиц, приходящихся на 10000 жителей.
  2. Обеспеченность населения различной торговой сетью – торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей.
  3. Доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети.
  4. Уровень специализации розничной торговой сети – отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.
  5. Общая численность торговых предприятий.
  6. Средняя торговая площадь магазина.
  7. Соотношение торговой и неторговой площади магазина.
 

Методы  размещения различной  торговой сети: 

    
  1. Равномерный – с целью максимального приближения к населению.
  2. Концентрический или ступенчатый – выделяется общегородской тип, тип жилых районов.
  3. Групповой – предполагает создание торговых улиц, торговых центров.
 
 

    Торговый  центр – это комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, массового питания, бытового и других видов обслуживания, который обеспечивает населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономии времени.  
 

Факторы, влияющие на размещение розничной сети: 

    
  1. Градостроительные – величина города, функциональное зонирование территории, плотность  населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и  спортивных центров;
  2. Транспортные – направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.
  3. Социальные – возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания.
  4. Экономические – эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.

    Материально-техническая  база (МТБ) магазинов включает здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое  оборудование (водопровод, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическая  и торговое оборудование, инструменты  и прочий инвентарь.  

Виды  зданий магазинов. 

    
  1. Встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений);
  2. Встроенно-пристроенные;
  3. Кооперативного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй – предприятия бытового обслуживания;
  4. Отдельно - стоящие.
 

    Требования, предъявляемые к торговым зданиям: технологические, архитектурно-строительные, технические, эстетические, экономические.

    Технологические требования – наличие специальных  помещений для организаций торгового  процесса иррационального движения покупательских, товарных потоков; условия  для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств.

    Архитектурно-строительные требования – использование современных  индустриальных методов строительства  отдельных помещений; возможность  реконструкции и расширение отдельных  помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину.

    Технические требования – обеспечение соответствующей  оптимальности качества воздуха, освещения.

    Эстетические  требования – оформление и отделка  помещений в соответствии с их назначением.

    Экономические требования – эффективность торгового  процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию.  
 
 

Технико-экономические  показатели зданий магазинов:  

    
  1. Отношение торговой площади . Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента ,тем эффективнее используется площадь здания магазина. Так например, общая площадь универсама составляет 3200 м² , из них 1200 м² торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина
 
 
 

    Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, и 62% не торговая площадь. Вывод следующий- площадь здания магазина используется неэффективно, т.к. лишь значительная её часть предназначена не для обслуживания покупателей, а выполняет функции складского звена. В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и не торговой площади магазина как 70% и 30% соответственно, что обусловлено функциями розничного торгового звена- реализация товара и обслуживание покупателей.

    2 .   Показатель рациональности расстановки оборудования(эффективности использования торговой площади)- установочный коэффициент (Кц), который показывает отношение площади занятой торговым оборудованием(установочная площадь) к общей площади торгового зала. 

    Кц 

      Оптимальное значение этого коэффициента  должно составлять 0,3-0,32. Например, торговая площадь универсама составляет 1200 м. Установочная площадь различных видов торгового оборудования(стационарного, механического, контейнеров и др.) составляет 408---- . Установочный коэффициент составит

    Кц          Кц0,34 

      Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым оборудованием 66% торговой площади будут составлять проходы для покупателей и продавцов, размещение мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижения товаров. Рабочее место в магазине- это зона работы одного или группы людей, ограниченная определённой площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей(рабочее место продавца, кассира-контролёра, продавца-консультанта) 
 

    Требования, предъявляемые к  организации и  обслуживанию рабочих  мест. 

    
  1. Высокий уровень  технического оснащения.
  2. Соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда).
  3. Размещение оборудование, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке.
  4. Обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы.
  5. Бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов.

    Своевременный ремонт оборудования и инвентаря.

    Виды  помещений(площадей) магазина: торговые и неторговые.

    В группу торговых помещений и площадей магазина включаются: торговые залы, залы кафетериев, места для продажи соков, игровые автоматы. Некоторые помещения составляют 5 групп по признаку их значения. Первую группу неторговых помещений составляют помещения и площади для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже. Ко второй группе относятся помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранение тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря. Спецодежда, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора. Третья группа – административно-бытовые помещения. Четвертая группа- технологические помещения. Пятую группу составляют коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.

         Технологическая планировка магазина- это совокупность всех помещений магазина в определённой взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров. 
 

    Требования, предъявляемые к  планировке магазина.  

    
  1. Торговые  залы должны быть технологически связаны  с помещениями для подготовки товаров к продаже.
  2. Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходимыми.
  3. Приёмочные следует располагать в близи помещений для хранения товаров.
  4. Помещения для приёма, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал.
  5. Планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок, оптимально использовать площади, создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.

    6.Планировка должна обеспечить лёгкость и простату совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента. Стимулировать совершение импульсивных покупок, минилизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того , чтобы приобрести все намеченные товары.

    Виды  технологических планировок торгового  зала- линейная, боксовая, смешанная. Выставочная, свободная. Зависит от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи. Линейная планировка торгового зала- размещение товаров и проходов для покупателей спланировано в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчёта. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольная, поперечная, смешанная.

         Боксовая планировка- торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок.

         Смешанная планировка- расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

         Выставочная планировка торгового  зала – применяется при продаже  товаров по образцам. Крупногабаритные  товары размещаются на различном оборудовании, образуя выставку товаров.

Информация о работе Понятие и функции Р. Т. С.