Основные виды и источники опасности товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является подробно охарактеризовать виды и источники опасности продукции и проанализировать состояние работы против некачественной продукции.
Задачами курсовой работы являются:
- охарактеризовать основные виды и источники опасности товаров;
- рассмотреть техническое и правовое регулирование безопасности товаров;
- привести перечень основных нормативных документов, регламентирующих качество продукции;
- охарактеризовать деятельность таможенных органов по борьбе с контрабандой и ликвидации опасных товаров.

Содержание

Введение. 3
1.Безопасность товара. 3
1.1 Характеристика ограничительных и оценочных критериев безопасности и подлинности товара. 5
1.2 Безопасность продовольственных товаров и сырья. 6
1.3 Безопасность не продовольственных товаров. 15
2. Деятельность таможенных органов по борьбе с контрабандой и ликвидации опасных товаров. 22
2.1 Документация подтверждения безопасности товаров в сфере обращения на единой таможенной территории Таможенного союза. 22
2.2 Оценка деятельности таможенных органов по ликвидации опасных товаров в 2011 г. 30
2.3 Товары с выявленным несоответствием требованиям безопасности ( опасные товары). 34
3.Правовые основы и техническое регулирование безопасности товаров. 36
3.1Техническое регулирование безопасности товаров. 37
3.2 Стандартизация. Декларирование соответствия. 40
3.3 Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). 43
Заключение. 44
Список используемых источников. 46

Работа содержит 1 файл

Готово!.docx

— 374.94 Кб (Скачать)

Качество продовольственных  товаров и обеспечение его  контроля

 
Рассмотрим некоторые основные термины  и определения, принятые экспертами Международной организации по стандартизации (ИCO). 
 
Качество – совокупность свойств и характеристик продукции, которая придает ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. 
 
^ Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. 
 
^ Политика в области качества – основные направления, цели и задачи предприятия (фирмы) в области качества, сформулированные его высшим руководством. 
 
Управление качеством – совокупность методов и деятельности, используемых для удовлетворения требований к качеству. 
 
^ Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям качества. 
 
Основной целью любого общества является улучшение качества жизни людей. Важная составная часть качества жизни – состояние (качество) здоровья человека. Другими составными частями является качество окружающей среды, продукции, работ и услуг. Отсюда возникает необходимость создания систем качества для указанных выше сфер человеческой деятельности и их интеграции в единую систему обеспечения качества жизни. 
 
Одним из важнейших вопросов в рамках решения проблемы качества продукции является проблема экологического выживания. В этом плане актуальность приобретает качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, которое во многом связано с их экологической чистотой. 
 
В рассматриваемом аспекте одним из основных принципов формирования качества продовольственных товаров является их безопасность. 
 
В экономически развитых странах качество продукции формируется под воздействием следующих основополагающих факторов: 
 
- восприимчивость промышленных предприятий к оперативному использованию последних достижений научно-технического прогресса; 
 
- тщательное изучение требований внутреннего и международного рынка, потребностей различных категорий потребителей; 
 
- использование «человеческого фактора»: обучение рабочих и руководителей, воспитание, систематическое повышение квалификации, применение стимулов материального и морального характера. 
 
В США на переподготовку рабочих и служащих фирмы ежегодно затрачивают 25 млрд. долларов – такова плата за профессиональную компетентность. 
 
Большое внимание уделяется подготовке специальных кадров, отвечающих за качество продукции. Как правило, в организации они отвечают за разработку, внедрение, оценивают и обеспечивают функционирование соответствующей системы качества, проводят внутренний аудит (проверку системы качества). 
 
Вопросы качества, в частности разработка систем качества, на отечественных пищевых предприятиях не находят должного признания по следующим основным причинам: 
 
- отсутствие реальной экономической свободы у предприятий, необходимой для дальнейшего развития производства; 
 
- инфляция; 
 
- нарушение структуры взаимодействия между предприятиями, что вызывает трудности с материально-техническим обеспечением и комплектацией. 
 
Удовлетворение потребностей в высококачественных продуктах питания – одна из основных социально-экономических проблем сегодняшнего дня. Проблема усугубляется необходимостью быстрейшего решения вопросов о безопасности этих продуктов. Последнее объясняется бесконтрольным применением на протяжении десятков лет минеральных удобрений, химических средств защиты растений, кормовых добавок для животных. 
 
Особое влияние на качество продуктов питания оказывает ухудшающаяся экологическая обстановка, рассогласованность в работе контролирующих органов, хлынувший на рынок поток недоброкачественного импортного продовольствия, несовершенство решений некоторых вопросов стандартизации и сертификации в агропромышленном комплексе, необходимость адаптации отечественных нормативных документов к международным и европейским стандартам. Чтобы не оказаться за пределами будущего потребительского рынка, необходимо активно работать в направлениях создания и совершенствования систем качества. Одним из таких направлений может быть деятельность по петле качества – МС ИСО 9004-87. 
 
Стандарты ИСО 9000 и 10000 аккумулируют мировой опыт в области управления качеством, отражающий длительный процесс перехода мировой хозяйственной системы к единым принципам рыночной экономики. Эти стандарты действуют в 73 странах мира. К середине 1994 года зарегистрировано более 45 тыс. систем качества предприятий, ежемесячно сертифицируется около 2 тыс. систем качества, что свидетельствует о глобальной политике международных и национальных организаций в области качества. 
 
Контроль качества продовольственных товаров должен осуществляться на различных уровнях: 

  •  
    производственном;
  •  
    ведомственном;
  •  
    государственном;
  •  
    общественном.

 
Производственный  контроль – за соблюдением стандартов, медико-биологических требований и санитарных норм на всех этапах производства: использование сырья, технологическая обработка, хранение и реализация готовой продукции. 
 
Важное место в производственном контроле отводится испытательной лаборатории, которая должна быть аттестована, отвечать современным требованиям аналитического и бактериологического контроля качества пищевых продуктов. 
 
Ведомственный и государственный контроль складывается, с одной стороны, из ведомственных традиций, с другой – обусловлен развитием системы контроля качества пищевой продукции в Российской Федерации и за рубежом. Основное место в этой системе занимают: 

  •  
    Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);
  •  
    Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
  •  
    Госторгинспекция;
  •  
    Государственный таможенный комитет РФ;
  •  
    Министерство внутренних дел РФ;
  •  
    Служба карантина растений;
  •  
    Государственная ветеринарная инспекция РФ;
  •  
    Торгово-промышленная палата;
  •  
    Росгосхлебинспекция.

 
Каждая из этих организаций имеет  свои ведомственные документы, определяющие правила и порядок контроля качества продовольственных товаров. Важно  отметить, что такая работа должна осуществляться в пределах конкретных полномочий и компетенции данных организаций. В большинстве случаев  между контролирующими организациями  заключены соглашения по взаимодействию. Координирующая роль отводится Государственному комитету по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур. 
 
Общественный контроль является действенным рычагом влияния потребителя на качество продукции, помогает осуществлять практическую схему взаимоотношений потребителя, изготовителя, продавца и исполнителя. 
 
Принятие Закона РФ «О защите прав потребителей» обеспечило возможность создания широкой сети общественных организаций по защите прав потребителей. Такие организации успешно функционируют на уровне краевых, областных и местных администраций, образуются отделы по защите прав потребителей при территориальных управлениях ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В этом Россия приближается к мировому опыту участия общественных организаций в контроле качества продукции. 
 
Маркировка продовольственных товаров – является, в определенной степени, средством обеспечения контроля их качества, используется контролирующими организациями для идентификации и экспертизы. 
 
В зависимости от вида тары и упаковки маркировки подразделяются на транспортные и маркировки потребительской упаковки. 
 
Транспортная маркировка применяется при использовании бочек, ящиков, мешков, контейнеров, фляг и должна содержать следующую информацию: 

  •  
    наименование, местонахождение предприятия-изготовителя и его подчиненность, товарный знак;
  •  
    наименование продукта, вид, сорт;
  •  
    масса нетто и брутто;
  •  
    число упаковочных единиц (для продукции в потребительской таре), масса нетто единицы упаковки;
  •  
    дата выработки, номер смены, партии;
  •  
    обозначение стандарта на продукцию;
  •  
    срок хранения (условия хранения).

 
С учетом свойств пищевого продукта (гигроскопичность, ломкость, хрупкость, способность плавиться при нагревании и т.д.), вида упаковки (стеклянные банки, бутылки, бумажные пакеты, полимерная упаковка и т.д.) в информацию транспортной маркировки могут входить манипуляционные  знаки: «Боится сырости», «Не бросать», «Хранить в сухом месте» и др. 
 
При маркировке мешков вшивается и наклеивается маркировочный ярлык, изготовленный либо из прочного картона, либо из отбеленной ткани, либо из оберточной бумаги. На ящики, фляги наклеиваются бумажные этикетки с типографским текстом. Деревянные бочки маркируются черной несмываемой краской. 
 
Маркировка потребительской упаковки должна включать следующие данные: 

  •  
    наименование предприятия-изготовителя, его подчиненность и товарный знак;
  •  
    наименование продукции, сорт (при его наличии);
  •  
    перечень основных компонентов;
  •  
    масса нетто;
  •  
    обозначение нормативной документации на продукт;
  •  
    дата выработки, срок хранения, условия хранения (для скоропортящихся товаров);
  •  
    информация о пищевой и энергетической ценности;
  •  
    другие дополнительные маркировки товара, исходя из направления его использования.

 
Текст наносится на этикетку или  на поверхность тары на языке страны – изготовителя. В случае направления  продукции на экспорт – на языке  той страны, куда предназначен продукт, либо на нескольких языках, согласно существующим требованиям и условиям договора. Помимо текста маркировка потребительской упаковки имеет художественное оформление и условные обозначения. Условные обозначения касаются главным образом консервной продукции. 
 
Это общие требования к содержанию маркировки. Существуют дополнительные маркировочные обозначения для отдельных продовольственных товаров, раскрывающие специфические характеристики.

 

 

 

1.3Безопасность  не продовольственных товаров.

Непродовольственные товары представляют собой обширную совокупность товарных групп, которые объединены по различным признакам: по назначению, удовлетворяемым потребностям, по общности материалов или по выполняемым функциям.

Существует несколько  различных классификаций непродовольственных  товаров. В частности, классификация  по отраслям народного хозяйства  делит товары на две группы: товары легкой промышленности (ткани, трикотаж, обувь, изделия из кожи и кожзаменителей, меховые изделия и др.) и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (мебель, инструменты, электробытовые товары, посуда, автомобили, мотоциклы, игрушки, спортинвентарь и др.). Эти товары производятся практически всеми отраслями промышленности, кроме легкой. Классификация товаров по отраслевому принципу сохранена при построении российских классификаторов. Классификаторы являются официаль-ными документами.

Учебная классификация непродовольственных  товаров придерживается этого принципа, однако она имеет отступления, связанные  с удобством и логикой объяснения учебного материала, а также необходимостью описания современного ассортимента товаров, при производстве которых используются новые материалы, источники энергии, принципы и функции.

 

Непродовольственные товары делят на сложные комплексы:

  • хозяйственные товары: металлотовары (инструменты, посуда и др.), стеклянные и керамические товары (посуда, стройматериалы, минеральные вяжущие и др.), изделия из пластмасс, бытовые химические товары (моющие, лакокрасочные материалы и др.), мебель бытовая, стройматериалы;
  • нефть и нефтепродукты;
  • одежно-обувные: текстильные, швейно-трикотажные, кожевенно-обувные, пушно-меховые;
  • парфюмерно-косметические (парфюмерия, гигиеничес-кая и декоративная косметика);
  • электротовары (провода, осветительные приборы, машины для стирки, уборки, приготовления и хранения пищи и др.);
  • культурно-бытовые: сложные электронные товары (телевизоры, видеомагнитофоны, фото- и кинокамеры), часы, спортинвентарь, транспортные средства, музыкальные товары, аудио- и видеокассеты, книги, игрушки и др.;
  • ювелирные товары;
  • галантерейные товары;
  • изделия художественных промыслов.

Деление непродовольственных  товаров на однородные группы не является застывшим и догматичным. Так, некоторые  группы товаров вышли из массового  обихода, например, шорно-седельные, щепные и обозные; некоторые группы видоизменились и расширились; целые подгруппы, выделенные в классификаторах как "прочие", стали играть более  значительную роль, чем известные  и описанные ранее товары.

Непродовольственные товары удовлетворяют самые разнообразные  потребности — от использования  предметов личной гигиены до сложной  бытовой техники, автомобиля и др. Потребительские свойства и их классификация для непродовольственных товаров описаны в темах 1 и 2.

Ассортимент непродовольственных  товаров столь широк, что дать краткую характеристику всем ассортиментным группам не представляется возможным  в рамках данного учебно-методического  пособиями, рассмотрим лишь несколько  групп товаров кратко или более  подробно. Студенты должны самостоятельно изучить конкретные однородные группы непродовольственных товаров по рекомендованным литературным источникам.

Оценка качества и экспертиза (в случаях конфликта, неопределенности или риска) непродовольственных  товаров проводится по действующим  нормативным документам с использованием следующих методов.

Органолептическими методами проводится визуальный осмотр товара, документов, наличие видимых дефектов, комплектности, работоспособности  товара, соответствия маркировки и  упаковки требованиям ГОСТа (как правило, для 3% от партии представленного товара).

Физико-химические показатели оценивают объективными методами —  инструментальными (с помощью технических  средств измерения), регистрационным (число отказов) или расчетным. Например, определение концентрации, рН, температуры размягчения или каплепадения, цвета, электропроводности, электризуемости, уровня шума и пр. Исследование проводится в химических, физических, физико-химических и других испытательных лабораториях. Репрезентативная выборка для определения физико-химических показателей указывается в ГОСТе на данный товар.

Санитарно-химические и гигиенические  показатели используют как характеристику безопасности товаров, контактирующих с водой, пищей, телом человека (обувь, одежда, посуда, косметические товары и др.).

Микробиологические и  токсикологические показатели оценивают  для парфюмерно-косметических товаров, средств гигиены полости рта.

Для определения эстетических или иных свойств, которые не могут  быть оценены объективными методами, используют эвристические методы, в  частности, экспертные или социологические. Для проведения экспертизы экспертным методом привлекают квалифицированных  специалистов, знающих данную группу товаров и обладающих специальными знаниями.

Упаковка товаров проводится по действующим ГОСТам. Задача упаковки — защита непродовольственных товаров от внешних воздействий — механических (удары, давление), влаги (намокание, увлажнение, коррозия), света (выцветание) и др. К фасованным в потребительскую тару относятся товары бытовой химии (клеи, лаки и краски, удобрения и пр.), парфюмерно-косметические товары. Мерными считаются ткани, кружева, пленка полимерная и др. Штучными изделиями являются пледы, шарфы, платки, шубы, костюмы и др. Комплектными — сервизы, наборы посуды, мебель и т. п.

Информация о работе Основные виды и источники опасности товаров