Методы определения показателей качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:40, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что за последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции.
При сложившейся конъюнктуре рынка стратегическим направлением предпринимательской деятельности является повышение качества товаров и снижение издержек производства. Это тем более важно, что с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» суммы выплат потребителю по гарантии и в случае нанесения вреда некачественными товарами достигли слишком больших размеров.

Содержание

Список принятых сокращений………………………………….3
Введение……………………………………………………………4
1Методы оценки качества продукции………………………5-12
1.1 Дифференциальный метод оценивания
уровня качества продукции………………………………12-13
1.2Комплексный метод оценки уровня качества продукции…14-15
1.3Экспертный метод ранжирования……………………………15-16
2Анализ оценки качества продукции на предприятии……………17
2.1Оценка уровня качества комплексным методом…………………17-18
Заключение………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

ИФО4-1 АНУФРИЕВА СЕРТИФИКАЦИЯ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.docx

— 41.94 Кб (Скачать)

По сравнению  с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных  и унифицированных деталей, тем  лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

      К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:

  • коэффициент стандартизации объекта: Кст.=Нст./Н, где Нст- количество типоразмеров, выпускаемых по стандартам,

Н-общее  количество типоразмеров составных  частей объекта.

  • коэффициент повторяемости составных частей объекта: Кп.=п/Н,

где п - общее количество составных частей объекта. 

Также рассчитываются и анализируются  коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и другие элементы.

      Эргономические  показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам  человека, проявляющимся при пользовании  изделием. К таким показателям  можно отнести, например, усилия, необходимые  для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер  в кабине башенного крана или  расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах  сгорания.

      Эргономические  показатели качества использующиеся при  определении соответствия объекта  эргономическим требованиям, предъявленным, например, к размерам, форме, цвету  изделия и элементов его конструкции  к взаимному расположению элементов. Эргономические показатели качества охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия. В частности, при изучении рабочего места принимается в расчет не только рабочая поза человека, и его движения, дыхательные функции, восприятие, мышление, память, размеры сидения, параметры инструментов, средства передачи информации.

      Термины и определения по эргономическим показателям качества промышленных изделий установлены ГОСТ 16035-70. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения, стабильность товарного вида изделия. Конструирование современных изделий должно вестись с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются к ним в связи с растущими запросами потребителей, желающие принести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых, чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид.

      В основе эстетических требований лежат  условия рациональной композиции изделия, важнейшими из которых являются- соответствие форм проектируемой конструкции  ее служебному назначению и условиям ее будущей эксплуатации, гармоническое  сочетание формы изделия и  технологического содержания выполняемой  им работы, выражения характерного для изделия его основного  свойства (тяжеловесность, мощность, легкость, динамичность, быстроходность), соблюдение гармоничности, размерных пропорций.

      Показатели  транспортабельности выражают приспособленность  продукции для транспортировки.

      Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать  в изделиях новые технические  решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации  промышленного образца и товарного  знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого  экспорта.

      Экологические показатели – это уровень вредных  воздействий на окружающую среду, которые  возникают при эксплуатации или  потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших  свойств, определяющих уровень его  качества.

      К конкретным показателям экологичности  товара относятся:

  • содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов;
  • выброс вредных веществ в воздушный бассейн, воду, почву (включая недра земли), химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств;
  • радиоактивность функционирования объектов, связанных с исследованиями, «приручением» и использованием атомной энергии,
  • уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов.

      Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих  нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах).

Показатели  безопасности характеризуют особенности  использования продукции с точки  зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при  монтаже, обслуживании, ремонте, хранении. Транспортировании, потреблении продукции. Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:

  • экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции;
  • органолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по пятибалльной системе;
  • социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции;
  • экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.

      Рассмотренная система показателей используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную  характеристику, основанную на сравнении  совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей  совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса. 

     Интегральным  экономическим фактором обеспечения  качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержки, понесенных предприятием вследствие отказов  от изделий.

     Квалиметрия – научная дисциплина, изучающая  методологию и проблемы комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы. 

      1.1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ  УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 

     Дифференциальным  называется метод, основанный на сравнении  единичных показателей качества рассматриваемого образца продукции  с такими же показателями качества базового образца.

     Базовое значение показателя качества продукции  – это значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной  оценке её качества. Выбор базового образца осуществляется в зависимости от цели оценки уровня качества рассматриваемых образцов.

     В случае, когда целью оценки является принятие решения по результатам  испытаний в соответствии с нормативно-техническим  документом, согласно которому оцениваемая  продукция производится, тогда в  качестве базовых показателей используются показатели данного стандарта. Если необходимо оценить качество с точки зрения потребителя, то базовым является наиболее конкурентоспособный образец из рассматриваемых.

     Используются  два метода сравнения показателей  качества продукции:

     По  квалиметрической шкале интервалов, когда из i-го значения показателя рассматриваемой продукции Рi вычитается i-е значение показателя качества базового образца Рi б.  

     По  квалиметрической шкале отношений, в этом случае определяют показатели качества К0

     К0 = Рi / Рi баз     (1)

     К0 = Рi баз / Рi      (2)

   Где Рi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

    Рi баз – значение i-го базового показателя;

    i – количество показателей качества продукции.

     Выбирают  ту формулу, при которой увеличение относительного показателя соответствует повышению качества продукции.

     Относительные значения показателей качества не должны отличаться от единицы в обе стороны  более, чем на 20% (0,8< Ki <1,2), поскольку в этих пределах влияние изменения действительного значения показателя Рi на величину относительного изменения показателя Кi будет примерно одинаковым при использовании формулы 1 или 2. Далее точки наносят в системе координат: по оси абсцисс – значения показателя Рi, по оси ординат – оценки показателя Кi; определяют тенденцию изменения зависимости в интервале между главными точками и строят график. При использовании вычислительных машин кривые необходимо аппроксимировать подходящими аналитическими функциями.

1.2.КОМПЛЕКСНЫЙ  МЕТОД ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА  ПРОДУКЦИИ.

     Комплексный метод оценки уровня качества продукции  осуществляется с использованием комплексных (обобщенных) показателей качества.

     Следует обратить внимание, что комплексная  оценка не даёт представления об отдельных свойствах продукции; комплексные показатели можно получать при разном сочетании единичных показателей. Поэтому комплексные показатели должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества.

     Комплексный показатель характеризует совокупность взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества свойств, образующих качество продукции и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качество продукции с таким же количеством базовых показателей. Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать качество продукции. Комплексные показатели определяют для усечённого и иерархического «деревьев» свойств качества.

     С точки зрения оценивания качества, качество представляют в виде иерархической структуры «деревьев свойств». На самом низком (нулевом) уровне «иерархического дерева свойств» находится качество как обобщённое комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства.

     Построение  «иерархического дерева качества»  начинают с составления перечня  единичных показателей качества (единичных свойств), которые могут оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества.

     В «дерево свойств» не следует включать показатели, находящиеся в функциональной зависимости с другими показателями «дерева». Выбор единичных показателей качества обосновывают.

     После составления списка показателей, их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие.

     1.3.ЭКСПЕРТИВНЫЙ  МЕТОД РАНЖИРОВАНИЯ.

Коэффициенты  весомости показателей качества, требующиеся для определения комплексных показателей качества в усечённом дереве свойств, определяются экспертным методом ранжирования.

     Экспертные  методы применяются при решении  следующих задач:

  • Формулирование и уточнение цели оценки качества продукции;
  • Разработка классификации продукции и потребителей;
  • Построение иерархической структурной схемы показателей качества;
  • Определение коэффициентов весомости показателей;
  • Определение базовых значений показателей и другие.

     Применение  экспертного метода предполагает соблюдение следующих условий:

  • экспертная оценка производится в случае невозможности использования более объективных методов для решения вопроса;
  • мнения экспертов должны быть независимыми;
  • формулировка вопросов, поставленных перед экспертами, должна исключать возможность различного толкования;
  • эксперты должны быть компетентны в решаемых вопросах;
  • количество экспертов должно быть оптимальным;
  • ответы экспертов должны быть однозначными и обеспечивать возможность их математической обработки.

Информация о работе Методы определения показателей качества продукции