Ликероводочная продукция

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

Несмотря на то, что алкогольные напитки относятся к пищевым продуктам, их потребление должно строго контролироваться, прежде всего за счет воспитательных мер.
Суммарное потребление алкогольных и слабоалкогольных напитков одним человеком в пересчете на чистый спирт в год не должно превышать 8 л. Статистические данные показывают, что в нашей стране это количество превышает 14 л. Чрезмерное и систематическое потребление алкоголя вызывает тяжелое заболевание – алкоголизм, характеризующееся влечением к алкоголю, тяжелыми физическими и психическими расстройствами, нарушением социальных отношений человека, страдающего этим заболеванием.

Работа содержит 1 файл

маша ликеро-водочный.docx

— 236.37 Кб (Скачать)

• Усиление госрегулирования алкогольной отрасли. Проведенный  анализ государственной политики в сфере регулирование алкогольного рынка позволяет сделать вывод, что по большинству параметров российское регулирование алкогольного рынка идет по пути стран с высоким уровнем потребления алкоголя (Финляндия, Польша).

• Рост акцизов и введение МРЦ на крепкие алкогольные напитки. Впервые минимальные розничные цены на водку были введены 1 января 2010г. С 1 июля 2012 года МРЦ за 0,5 литра составляет: для водки – 125 руб., для коньяка – 219 руб., для бренди – 190 руб.

• Перелицензирование дистрибуторов  в 2011-2012 гг. Процедура перелицензирования обернулась для многих алкогольных компаний простоем или лишением лицензии.

• Запрет рекламы алкоголя в большинстве медиа-каналов. Запрет рекламы коснулся печатных СМИ, ТВ, радио, интернета, рекламных конструкций и транспорта.

• Изменение традиционных потребительских тенденций. В России растет потребление нетрадиционных премиальных крепких алкогольных напитков. Сегодняшний российский потребитель начинает тянутся к более престижным крепким напиткам — виски, текиле, рому и ликерам.

Таким образом, ставшие с  начала 2000-х традиционными для  рынка крепкого алкоголя драйверы роста перестают играть существенную роль. Успешный вывод новых брендов на рынок затруднен запретом рекламы алкогольной продукции и изменениями потребительских предпочтений. Риск отзыва лицензии у дистрибутора, а так же ограниченность полки не позволят больше делать значительную ставку на стимулирования каналов сбыта. Креативное продвижение продукции в медиа-каналах сведено к минимуму, для продвижения остается только использование новых социальных медиа и работа в самих торговых точках.

Использование «схем» стало  практически невозможным с усилением  госрегулирования отрасли после создания РАР в 2009 году.

SWOT-анализ «усредненного  игрока», произведенный на основе  обобщения опыта Stas Marketing по консультированию российских алкогольных компаний, показывает, что возможность выжить и заработать на изменившимся рынке крепкого алкоголя будут иметь компании, активизировавшие новые драйверы роста, которые позволят повысит операционную прибыль бизнеса.

Есть все основания  полагать, что активизация новых  драйверов роста рынка крепкого алкоголя будет обеспечена за счет реализации игроками следующих пяти стратегий:

• Оптимизация операционных процессов компании, включающая в  себя

оптимизацию дистрибуционной  сети и логистики, пересмотр системы KPI и мотивации персонала компании, ревизию ассортимента и проведение анализа формирования себестоимости продукции.

• Фокус на премиальном  сегменте рынка за счет «выращивания»  собственных брендов или покупки премиальных брендов в стадии роста с дальнейшим фокусом в продажах на современных каналах торговли и HoReCa.

• Выход на экспортный рынок  за счет разработки RTM (Routes-to-Market) стратегии экспорта продукции.

• Фокус на розливе сторонних  СТМ по каналу B2B на собственных производственных мощностях на сегодняшнем рынке оказывается для производителя выгоднее, чем продвижение своих брендов, влекущее необходимость нести высокие издержки по оплате всех маркетинговых расходов в техже торговых точках.

• Размещение розлива собственных  брендов на сторонних ЛВЗ, в т.ч. за границей с целью удовлетворения потребительского спроса на крепкий алкоголь нетрадиционных категорий (виски, текила, ром и ликеры) за счет выпуска брендов, «мимикрирующих» под известные зарубежные брендыэлитного алкоголя.7

 

4. Государственное  регулирование отраслевого рынка

Существует ряд факторов, обусловливающих обязательность  вмешательства государства в процесс формирования предложения и цен на алкогольную продукцию и в процесс распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации. Для Российской Федерации задача государственного регулирования рынка алкогольной продукции имеет особое значение. Первая причину, которую необходимо отметить, – это социальная проблема  алкоголизации населения (потребляется 15-17 литров чистого спирта на человека в год, в то время как в иностранных государствах этот показатель не превышает 3-4 литра в год), высокий показатель смертности от алкоголизма (более 30 тысяч человек в год). Среди экономических причин главной является это недопоступление акцизов в бюджет государства, что является следствием высокого уровня производства и оборота нелегальной алкогольной продукции (по оценкам различных аналитиков этот показатель составляет 40-50%). Государство также должно вмешиваться в механизмы функционирования алкогольного рынка в связи с такой проблемой как высокий уровень простаивающих, неиспользуемых  мощностей - это результат отсутствия целостной, ориентированной на рост объемов производства государственной стратегии развития данного сегмента экономики. Усугубляет эту проблему несовершенство и нестабильность нормативно-правовой базы государственного регулирования рынка алкогольной продукции. Таким образом, не вызывает сомнений необходимость государственного регулирования данного сегмента: вопрос стоит в степени вмешательства в рыночные процессы.

Объектами государственного регулирования являются предприятия-производители  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, предприятия оптовой и розничной торговли данным видом продукции независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности.

Действенным  методом государственного регулирования алкогольного рынка  является участие государства, которое осуществляется через использование государственных производственных мощностей и владение контрольным пакетом акций. Так, в 2000 году путем преобразования государственных спиртпроизводящих предприятий и акционерных обществ создано Федеральное государственное  унитарное предприятие «Росспиртпром», которому в том же 2000 году принадлежало 64% в общероссийском  объеме производства спирта и 37% составляла доля производства водки и ликероводочной продукции. Однако, как показала практика прошлых лет, ни к увеличение бюджетных доходов, ни к уменьшению объемов производства фальсифицированной продукции, ни к снижению смертности и количества алкогольных отравлений создание такого крупного производителя не привело, мало того, доля на рынке только за пять лет существования сократилась в три раза. Это свидетельствует о неэффективности использования подобного инструмента регулирования.

Инструменты административного  воздействия предусмотрены Федеральным  законом от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном  регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции» (ред. от 21.07.2011 года, далее - Закон). К ним относятся  законодательно установленные ограничения, направленные на сохранение здоровья населения страны, улучшение качества производимой продукции (направлены на решение социальных задач):

  • организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия или декларацию о соответствии (п.1 ст.8 Закона);

· технологическое оборудование должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (п.2 ст.8 Закона);

  • оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии  документов, предусмотренных ст.10.2 Закона, удостоверяющих легальность их производства и оборота;
  • запрет на оборот алкогольной продукции без  сертификатов соответствия и специальной маркировки (ст.12 Закона);

Несмотря на большую значимость решения социальных вопросов, на наш  взгляд, государственное регулирование  в сфере производства и оборота  спиртосодержащей и алкогольной  продукции носит преимущественно  фискальный характер. Деятельность осуществляется в двух направлениях: ведение тщательного  контроля за деятельность (лицензирование) и увеличение бюджетных поступлений (посредством налоговых платежей).

Лицензирование - это мероприятия, связанные с выдачей лицензии, с приостановлением и аннулированием, а также надзором лицензирующих  органов за соблюдением соответствующих  лицензионных требований и условий  при осуществлении деятельности в сфере производства и оборота  этилового спирта и алкогольной  продукции.

Лицензии необходимы на осуществление  следующих видов деятельности:

  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) выдает следующие виды лицензий:

1) Лицензия на производство, хранение и поставки произведенного  этилового спирта, в том числе  денатурата;

2) Лицензия на производство, хранение и поставки произведенной  алкогольной и спиртосодержащей  пищевой продукции;

3) Лицензия на хранение  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей пищевой продукции;

4) Лицензия на закупку,  хранение и поставки алкогольной  и спиртосодержащей продукции.

5) Лицензия на производство, хранение и поставки спиртосодержащей  непищевой продукции;

6) Лицензия на перевозки  этилового спирта (в том числе  денатурата) и нефасованной спиртосодержащей  продукции с содержанием этилового  спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

  • Лицензирующие органы исполнительных органов власти субъектов РФ выдают:
  1. Лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. 
    Срок действия лицензий - 5 лет. Территория действия - на всей территория РФ (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории субъекта РФ или нескольких если есть соглашения между субъектами РФ).

Стоимость за предоставление лицензий предусмотрена Налоговым  кодексом РФ (п. 94 ст. 333.31 НК РФ в ред. ФЗ от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

На наш взгляд, применение государственной пошлины за предоставление лицензий  является инструментом косвенного воздействия на алкогольный рынок, однако размер ее остается спорным моментом, так как в данном случае применение этого сбора носит не стимулирующий, а фискальный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Размеры государственной пошлины за выдачу лицензий в сфере спиртового и алкогольного производства  

 

Цель взыскания пошлины  или сбора (пошлинный принцип) состоит  лишь в покрытии без убытка, но и  без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина , в данном случае платеж производится  в пользу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Этот принцип не соблюдается в практической деятельности: размер пошлины должен быть экономически обоснован и торждественен целям, ради которых сбор установлен, т.е. стоимость услуги должна быть ровна расходам, понесенным учреждением при оказании услуги. Возникает вопрос: почему одна и та же услуга по выдаче лицензий (например, предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) и предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) имеет различную стоимость (стоимость первой услуги 6000000 руб., второй – 500000 руб., т.е.в 12 раз меньше), если лицензию выдает один и тот же государственный орган и процедура рассмотрения дела практически одинакова?  В этом наблюдается нарушение пошлинного принципа - платеж установлен не  ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа.

В поддержку деятельности отечественных производителей спирта в 1999 году был принят временный запрет импорта этилового спирта, который  действовал до 2002 года. Это дало возможность  российским предприятиям, производящим спирт, сформировать сырьевую базу и  рынок сбыта. Такой же эффект произвел запрет Роспотребнадзора импорта молдавских и грузинских вин. После вступления РФ в ВТО такие радикальные  меры становятся невозможными. Сегодня, на наш взгляд, необходимо создание благоприятных, льготных условий импорта  высокотехнологичного оборудования с  целью увеличения объемов производства и улучшения качества алкогольной  продукции, что в последствие  приведет к увеличению экспорта российской продукции на мировой рынок. Одновременно необходимо создавать бренд, проводить  рекламные и PR- кампании, продвигать торговые марки. Данные мероприятия необходимо проводить совместно Росалкогольрегулированию с Торгово-промышленной палатой, с  производителями продукции ( в основном это будут производители водки - уникального товара среди крепких алкогольных напитков на мировом рынке), которым необходимо объединиться в ассоциации (союзы) производителей и дистрибьюторов  с целью продвижения на мировом рынке своей продукции в благоприятных для экспорта условиях.8  

Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации". Документ предусматривает  значительное увеличение ставок акцизов  на алкогольную продукцию. Это, по мнению властей, должно способствовать сокращению потребления алкоголя в стране.

Как следует из пояснительной  записки к законопроекту, ставки акцизов на алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, а также на слабоалкогольную продукцию увеличиваются в 2014 году по сравнению с 2011 годом в 2,2 раза, на вина натуральные - на 60%, на пиво с  содержанием объемной доли этилового  спирта свыше 0,5 до 8,6% - на 80%.

Предложенные меры в области  индексации акцизов на алкогольную  соответствуют концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной  продукцией и профилактике алкоголизма  среди населения Российской Федерации  на период до 2020 года, утвержденной распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, которыми предусматривается  применение ценовых и налоговых  мер с целью снижения доступности  алкогольной и табачной продукции  для населения, особенно для молодежи.

На алкогольную продукцию  крепостью более 9% устанавливается  акциз с 1 января 2012 года 254 рубля  за литр спирта, с 1 июля - 300 рублей, в 2013 и 2014 годах - 400 и 500 рублей соответственно. В действующей редакции запланирован акциз в размере 254 рубля на 2012 год и 280 рублей на 2013 год. На алкоголь с долей спирта до 9% с 1 января 2012 года будет действовать акциз  в размере 230 рублей, с 1 июля - 270 рублей, в 2013 году - 320 рублей, 2014 году - 400 рублей. В настоящее время в НК установлены  ставки на 2012 год в размере 230 рублей, на 2013 год - 245 рублей, говорится на официальном  сайте "Единой России". 
 
На натуральные вина сохранится запланированный ранее акциз в размере 6 рублей за литр в течение 2012 года и 7 рублей в 2013 году. На 2014 год предусмотрена ставка в 8 рублей. Без изменений по сравнению с действующей редакцией останется ставка для шампанских вин: в 2012 году 22 рубля за литр, 2013 году - 24 рубля. В 2014 году она увеличится до 25 рублей. Нулевой акциз в течение трех лет сохранится для пива крепостью до 0,5%.

Информация о работе Ликероводочная продукция