Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:48, реферат
Несмотря на то, что алкогольные напитки относятся к пищевым продуктам, их потребление должно строго контролироваться, прежде всего за счет воспитательных мер.
Суммарное потребление алкогольных и слабоалкогольных напитков одним человеком в пересчете на чистый спирт в год не должно превышать 8 л. Статистические данные показывают, что в нашей стране это количество превышает 14 л. Чрезмерное и систематическое потребление алкоголя вызывает тяжелое заболевание – алкоголизм, характеризующееся влечением к алкоголю, тяжелыми физическими и психическими расстройствами, нарушением социальных отношений человека, страдающего этим заболеванием.
На протяжении 2008-2012 гг выпуск алкоголя в России ежегодно сокращался. За исследуемый период объёмв ыпуска алкогольных напитков в стране снизился на 21,1%: с 19,3 млрдл до 15,2 млрдл. В 2012 г наблюдалось максимальное падение производства продукции – 9,8% относительно 2011 г. Значительное снижение объясняется сокращением выпуска готовой продукции вин и слабоалкогольных напитков. Крепкие алкогольные напитки в 2012 г, наоборот, показали существенный рост относительно предыдущих лет. Так, производители водки и ликёроводочных изделий увеличили выпуск продукции на 13,4%, а коньяковивинных напитков – на 16%. Данная тенденция связана с самым резким за последние годы увеличением акциза на крепкий алкоголь. С 1 января 2013 г он увеличился на 33,3%: с 300 до 400 руб за л безводного спирта. В связи с этим все компании стремились произвести впрок по старым тарифам на максимально возможный период.
Крупнейшим регионом по производству алкогольных напитковв 2012 г стал Санкт-Петербург, где было произведено 875 млнл продукции. Вторым крупнейшим регионом по выпуску алкоголя стала Московская область – 733 млн л. Новосибирска область заняла третье место по объёму производства – 516 млнл. Суммарная доля трёх крупнейших регионов-производителей алкогольных напитков в 2012 г составила почти 20% от суммарного выпуска продукции.5
Барьеры входа на рынок:
Технологический барьер – технический регламент на алкогольную продукцию.
Статья 4. Общие требования к алкогольной продукции
1. Алкогольная продукция должна
соответствовать требованиям
Сырье, пищевые ингредиенты, пищевые добавки,
биологически активные вещества, ГМО и
технологические вспомогательные средства,
используемые в процессе производства
алкогольной продукции, должны соответствовать
требованиям безопасности, установленным
в соответствующих технических регламентах
и сопровождаться документацией, подтверждающих
их безопасность. Содержание в алкогольной
продукции пищевых добавок должно соответствовать
требованиям технического регламента,
регулирующего безопасность пищевых добавок
и ароматизаторов.
2. Допускается изготовление
алкогольной продукции для
3. Безопасность алкогольной
продукции в процессе ее
- использованием воды, материалов
и изделий, контактирующих с
продукцией, которые соответствуют
требованиям законодательства
- технологическими процессами
и режимами их осуществления
на всех этапах (участках) производства
продукции, обеспечивающими
- последовательностью
- контролем работы
- соблюдением условий хранения сырья;
- содержанием помещений,
оборудования и инвентаря,
- производственным контролем
микробиологических
- санитарной обработкой,
дезинфекцией, дезинсекцией и дератизацией
помещений, санитарной
4. Поступившие в производство
алкогольной продукции пищевые
добавки должны храниться в
упаковке завода-изготовителя. Не
следует пересыпать, переливать
пищевые добавки в другую
Вода, используемая для
технологических нужд должна
отвечать обязательным
5. Технологическое оборудование
и инвентарь должны иметь
Все части оборудования,
соприкасающиеся с продукцией, должны
быть изготовлены из
Поверхности оборудования и инвентаря, которые непосредственно контактируют с продукцией, должны быть гладкими, выполненными из водонепроницаемых, неабсорбирующих, моющихся и нетоксичных материалов, устойчивых к воздействию коррозии, которые можно подвергать мойке и дезинфекции.
Оборудование, если это необходимо для достижения целей настоящего Федерального закона, должно быть оснащено соответствующими контрольными измерительными приборами.
6. Требования к производственным
помещениям, технологическому оборудованию
и инвентарю, персоналу,
7. Программой производственного
контроля изготовителя должны
быть предусмотрены порядок и
периодичность контроля за
8. Упаковка алкогольной
продукции должна быть
Упаковка (потребительская
тара) алкогольной продукции должна
обеспечивать ее безопасность
при обращении алкогольной
Материалы упаковки (потребительской
тары и укупорочных материалов)
Статья 5. Общие требования к информации об алкогольной продукции срокам годности и условиям транспортирования
1. Изготовитель (продавец) обязан предоставить
потребителю необходимую и
2. На потребительскую
упаковку алкогольной
На маркировку
Требования к форме
и способу нанесения информации
о противопоказаниях
3. Информация для потребителя
должна быть однозначно
Информация для потребителя может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой.
Информацию о лечебных или профилактических свойствах алкогольной продукции наносить на этикетку запрещается.
4. Определения "слабоалкогольные"
и "слабоградусные" и их варианты
запрещается использовать для
алкогольных напитков с
5. Сроки годности и
условия хранения и
6. Упакованная алкогольная
продукция должна
Алкогольная продукция должна транспортироваться и храниться в условиях, обеспечивающих сохранение ее безопасности.
Алкогольная продукция
при транспортировании и
7. Алкогольная продукция,
находящаяся в процессе
8. Утилизация алкогольной
продукции, не соответствующей
требованиям настоящего
3. Анализ поведения форм на отраслевом рынке
С начала 2000-х годов российский рынок крепкого алкоголя развивался под воздействием четырех основных движущих сил.
• Создание ярких брендов. На рынок выводились яркие бренды, быстро набиравшие объем продаж. Основные водочные бренды, выведенные на рынок за последнее десятилетие: «Журавли», «Пять Озер», «Зеленая Марка», «Беленькая», «Путинка». Среди успешных коньячных брендов можно выделить следующие: «Старый город», «Трофейный», «Командирский», «Старый Кенигсберг».
• Работа с дистрибуторами. Значительный вклад в рост объема продаж производился за счет стимулирования каналов сбыта, а не конечных потребителей. На 2000-е годы пришелся период активного роста розницы, в том числе, в регионах России.
Производители алкогольных напитков стали использовать инструмент эксклюзивных торговых команд (ЭТК) на базе дистрибуторов, который хорошо зарекомендовал себя на рынке FMCG в целом.
• Продвижение в медиа-каналах. Появление новых эффективных каналов коммуникации с потребителем позволило производителям крепкого алкоголя запускать новые яркие бренды и поддерживать объем продаж уже имеющихся. При этом частичные ограничение на рекламу алкогольной продукции не мешали проведению креативных рекламных акций.
• Использование «схем».
Производители полулегальной
Обозначенные драйверы позволили рынку водки до недавнего времени сохранять объем на уровне 200 млн. дал в год, а рынку коньяка вырасти в натуральном выражении за десять лет более чем в два раза.
Проведенный анализ показывает, что большинство российских игроков на рынке крепкого алкоголя столкнулись в последние несколько лет со сложностями в ведении бизнеса. Об этом свидетельствует значительное падение натуральных объемов рынка водки до 136 млн. дал в 2011 году и определенная стагнация темпов роста рынка коньяка. Подобные изменения на рынке объясняются тем, что прежние драйверы роста оказались нивелированы новыми внешними факторами.