Лакокрасочные составы и покрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Вы не задумывались о том, много ли натуральных, экологически чистых вещей в вашем доме? Наверняка, покупая дешевую советскую мебель, которая приносила в дом стойкий химический аромат и вызывала аллергию у половины домашних, вы недобрым словом поминали и ее производителей, и всю бытовую химию. И, наоборот, увидев солнечные блики на светлом дереве, прикоснувшись к натуральной керамике или прохладному металлу, вспоминали о природе.

Содержание

1. Введение

I. Исходные материалы и их влияние на качество олиф, лаков и красок

II. Общие свойства лакокрасочных составов и покрытий

III. Основы пленкообразования

IV. Основные виды лакокрасочных товаров

2. Перспективы развития производства, торговли лаками и лакокрасочными изделиями

II. Маркировка лакокрасочных материалов

III. Особенности хранения и упаковки лакокрасочных материалов

Работа содержит 1 файл

Лакокрасочные составы и покрытия.docx

— 84.89 Кб (Скачать)

Наиболее просты по составу лаки, которые представляют собой растворы пленкообразующих веществ  в органических растворителях или  воде. После высыхания лаки образуют твердую, прозрачную и однородную пленку. Для придания определенного цветового  оттенка в них иногда вводят химически  растворимые пигменты.

Более сложный состав имеют краски. Как правило, это  смесь пигментов с олифами, маслами  или латексами. После высыхания  краски образуют непрозрачную и однородную пленку.

Основу эмалей составляют синтетические пленкообразующие вещества. Получаемая покровная пленка однородна, непрозрачна, обладает высокой механической прочностью и может иметь различные  глянец и фактуру. Стоит заметить, что в технической документации красками чаще всего называют строительно-отделочные материалы. Но поскольку принципиальной разницы между красками и эмалями  нет, термин “краска” стал общеупотребительным.

В состав любой эмали  обычно входит три-четыре компонента: растворимый и нерастворимый  красящие пигменты, связующее вещество (основа), растворитель (или разбавитель) и разного рода присадки.

Нерастворимые пигменты-наполнители - это, в первую очередь, красящие вещества (чаще всего, соли различных металлов), обеспечивающие непрозрачность и определенный декоративный вид покрытия. Важное значение имеют также и размеры  пигментных частиц: чем выше степень  перетирания пигмента (меньше размеры частиц), тем выше укрывистость эмали, декоративные (оптические) свойства и механическая прочность.

В двухкомпонентных эмалях типа “металлик” или “перламутр”  в качестве пигмента-наполнителя  базового покрытия используют хлопья металла, частички слюды или оксидированную рыбью чешую.

Другой компонент  эмали - основа, связующее вещество. Он удерживает пигментные частицы, сцепляя  их как друг с другом, так и  с окрашиваемой подложкой. Как правило, связующие вещества готовятся из модифицированных (например, меламиноформальдегидной  смолой) полимеров и смол, в которые  вводятся растительные масла (кокосовое, тунговое). Именно основа определяет характер сушки и тип эмали.

Основное назначение растворителя (разбавителя) - понизить вязкость связующего вещества. Но не только. Зачастую растворитель (а это, как  правило, продукт перегонки нефти) содержит вещества, оказывающие заметное влияние и на процесс сушки  эмали, и на качество самого покрытия. Поэтому важно использовать в  работе только те растворители, что  рекомендованы заводом-изготовителем  эмали.

Как правило, еще  на стадии производства в автоэмали  вводят различные присадки (добавки). Их назначение - улучшить физико-химические свойства композиции. В частности, присадки могут увеличить стойкость покровного слоя к агрессивным средам, предотвратить  коробление или вспучивание пленки во время сушки.

Грунтовки

Для создания промежуточных  слоев лакокрасочного покрытия (между  подложкой и покровной эмалевой или лаковой пленкой) применяют  грунтовки - смесь пигментов с  жидкими пленкообразующими веществами. После высыхания грунтовки образуют однородные твердые непрозрачные покрытия, главная особенность которых - высокая  адгезия (прилипание). Помимо хороших  адгезионных способностей все грунтовки  обладают и антикоррозионными свойствами.

Существуют пять основных типов грунтовок. Вариаций же на их тему - бесчисленное множество.

Грунтовки-модификаторы иногда еще называют реактивными  красками. Они содержат вещества, способные  восстанавливать тронутый ржавчиной  металл подложки. Из-за высокой токсичности  предпочтительно наносить их на обрабатываемую поверхность кистью. После высыхания  образуют прочную пленку, обладающую хорошими адгезионными и антикоррозионными  свойствами.

Грунтовки противокоррозионные

. В англоязычных  странах их иногда называют  праймер-кондиционерами (от английского  primer - грунт). Они не только выполняют  основные функции грунтовок, но  и, взаимодействуя с металлом  подложки, надежно защищают его  от коррозии. Могут наноситься  на ремонтируемую поверхность  как кистью, так и распылением.

Если ремонтируемая  поверхность имеет незначительные дефекты (царапины, выбоины), то очищенная  и загрунтованная подложка покрывается  грунт-шпатлевкой (primer-surfacer). Ее наносят  достаточно толстым слоем и затем  шлифуют наждачной бумагой.

Чистый металл без  механических дефектов может быть загрунтован  и универсальными грунтовками (их также  называют праймер-силерами). Они не только защищают металл от коррозии, но и обеспечивают хорошее прилегание покровного слоя. А нанесенные на тщательно  отшлифованное старое покрытие универсальные  грунтовки отлично изолируют  его от нового красочного слоя, не допуская межслоевой миграции пигмента. В отличии  от грунт-шпатлевок, универсальные  грунтовки не заполняют царапин  и трещин, поэтому наносятся на поверхность тонким слоем и, как  правило, не шлифуются.

В переводе с английского  силер (sealer) означает “защитное покрытие”. Иногда его называют наполнителем, защитной или промежуточной грунтовкой. Используют только в сочетании с  другими грунтами или наносят  непосредственно на отшлифованное  старое лакокрасочное покрытие или  старый грунт. Промежуточные грунтовки  не только улучшают прилегание нового красочного покрытия, но и выполняют  еще три функции. Во-первых, изолируют  старое покрытие от нового. Во-вторых, не дают растворителю (разбавителю) из нового красочного слоя просачиваться  в старое покрытие и тем предотвращают  разбухания и вспучивания последнего. Особенно это важно в местах, где  на старом слое лакокрасочного покрытия остались царапины от шлифовальной бумаги. Наконец, в-третьих, промежуточные грунтовки  обеспечивают равномерность нанесения  краски на материалы, обладающие разной степенью пористости. Иногда промежуточные  грунтовки делают цветонаполненными, что позволяет резко уменьшить  расход покровного материала.

Особая статья - это  грунтовки для пластмассовых  декоративных частей автомобилей.

Шпатлевки

К лакокрасочным  материалам относятся и шпатлевки. Они представляют собой смесь  пигментов и наполнителей с пленкообразующим веществом. По консистенции это, как  правило, пасты, реже - вязкие жидкости. Предназначены шпатлевки для  выравнивания ремонтных поверхностей. Они должны обладать малой усадкой, а после высыхания образовывать твердую поверхность и хорошо шлифоваться. Защитными свойствами они не обладают и поэтому после  обработки их нужно немедленно покрыть  грунтом или основным покровным  материалом.

Основу шпатлевок  могут составлять нитроцеллюлозные лаки, а также эпоксидные или ненасыщенные полиэфирные смолы. Различают три  основных типа шпатлевок.

Грубые или наполняющие. В их состав входят стекловолокна, металлические  хлопья и другие армирующие наполнители. Предназначены для ремонта проржавевших частей кузова или элементов с  ослабленной несущей функцией. Могут  наноситься даже на незагрунтованные подложки.

Универсальные. Могут  использоваться и как наполняющие, и как тонкие, отделочные шпатлевки. Предназначены для заделки небольших  неровностей, глубоких царапин, а также  сколов на поверхности старого покрытия. Обладают высокой пластичностью  и хорошо шлифуются. Как правило, наносятся на загрунтованную поверхность  или непосредственно на зашлифованный  и обезжиренный старый красочный  слой.

Тонкие. Обычно применяются  при исправлении мелких дефектов поверхности, в частности, небольших  царапин, оставшихся после шлифовки. Тонкие шпатлевки пластичны и  хорошо шлифуются мелкими абразивами.

К тонким шпатлевкам относят и однокомпонентные композиции для так называемого ремонта  в последнюю минуту.

Маркировка лакокрасочных  материалов

При маркировке лакокрасочных  материалов отечественного производства применяются буквенно-цифровая кодировка. Например, такая: МЛ-197 (белая 233), ГФ-021 или  ПЭ-0089.

Буквы означают тип  пленкообразующего вещества (его  химическую природу). Чаще всего встречаются  следующие:

АС - алкидно-акриловая,

АУ - алкидно-уретановая,

БТ - битумная,

ГФ - глифталевая,

НЦ - нитроцеллюлозная,

КО - кремнийорганическая,

МЛ - меламиноалкидная,

МС - масляно- и алкидностирольная,

ПФ - пентафталевая,

ПЭ - полиэфирная  ненасыщенн,

ХВ - перхлорвиниловая и поливинилхлоридная,

ЭП - эпоксидная,

ЭФ - эпоксидоэфирная,

УР - уретановая.

В маркировке лаков  и эмалей первая цифра, следующая  за буквенным обозначением, характеризует  условия эксплуатации лакокрасочного покрытия. Из обозначений эмалей, имеющих  непосредственное отношение к автомобилям, можно упомянуть следующие:

1 - покрытия, стойкие  к воздействию атмосферных условий  различных климатических зон  (все покровные лаки и эмали);

2 - покрытия, эксплуатируемые  под навесом и внутри неотапливаемых  помещений в различных климатических  условиях (обычно применяются для  окраски неответственных частей  внутри автомобилей);

7 - покрытия, стойкие  к воздействию кислот, щелочей  и других жидких химических  реагентов, а также их паров  (применяются, например, для окраски  тормозных цилиндров);

8 - покрытия, стойкие  к воздействию высоких температур (ими окрашивают впускные и  выпускные коллекторы двигателей, приемные трубы глушителя).

Для грунтовок вместо обозначения условий эксплуатации пишется цифра 0, а для шпатлевок - 00.

Последние цифры  в маркировке означают порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному материалу.

Теперь мы можем  расшифровать маркировки из вышеупомянутого  примера. МЛ-197 (белая 233) - меламиноалкидная эмаль, атмосферостойкая, порядковый номер - 97, белая, номер образца (эталона) цвета - 233. ГФ-021 - грунтовка глифталевая, порядковый номер 21. И, наконец, ПЭ-0089 - шпатлевка  полиэфирная ненасыщенная, порядковый номер 89.

У всех зарубежных фирм-производителей лакокрасочных материалов своя маркировка. Причем каждая композиция имеет не только каталожный номер фирмы, но и  свое название.

Особенности хранения и упаковки лакокрасочных материалов

Тара из белой  жести обладает стойкостью к органическим растворителям, что позволяет использовать ее для упаковки химически активных соединений.

Белая жесть сама по себе - достаточно прочный металл, однако многое зависит от того, насколько  грамотно разработана конструкция  тары. Жестяная тара завода Opakofarb обладает:

высокими прочностными характеристиками (ведро или канистра со стандартной толщиной стенок 0,26 или 0,35 мм, выдерживает вертикальную нагрузку до 1,084 КН, а металлическая  ручка имеет двукратный запас  прочности);

устойчивостью к  воздействию внутреннего давления (допустимый предел его значения составляет до 2-4 атм в зависимости от формы  крышки);

герметичностью и  ударостойкостью (кроме того, что  металл защищает содержимое от воздействия  света, газов, воды и других агрессивных  факторов окружающей среды, днища и  крышки тары уплотнены специальными прокладками). Канистры снабжены масло-бензостойкими  пробками в форме разложенной  воронки.

Конечно, прежде чем  заказать жестяную тару, товаропроизводитель  должен определиться с тем, что же именно ему хотелось бы получить. Предлагаемая нами тара может поставляться в одной  из четырех основных серий (или их комбинациях):

белая жесть (качественная тара из жести выглядит вполне прилично, а для маркировки можно изготовить самоклеящиеся или сухие этикетки с любым изображением);

белая жесть с  лакированием (чаще всего производится лакирование изнутри, служащее дополнительной мерой, предотвращающей взаимодействие тары и продукта, хотя иногда заказчики  просят провести лакирование и снаружи - в качестве меры по борьбе с коррозией);

тара с окраской в один цвет (например, это может  быть фирменный цвет компании-производителя; возможно, заказчику понравится идея разделить виды продукции по цветам для простоты узнавания их покупателем);

Информация о работе Лакокрасочные составы и покрытия