Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:38, курсовая работа
Актуальность курсовой работы на тему «Состояние и перспективы развития рынка парфюмерных товаров Украины, ассортимент и оценка качества парфюмерии по материалам магазина «Красотка» заключается в том, что парфюмерные товары всегда интересовали людей и в настоящее время, несмотря на кризис, парфюмерия пользуется большим спросом у населения. А торговые работники должны разбираться в таких важных вопросах, как состав, особенности производства парфюмерии как факторы, от которых зависит качество готовой продукции; также хорошо знать ассортимент товаров, реализуемых торговым предприятием, уметь определить основные показатели качества парфюмерных товаров.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 2
1. Состояние и перспективы развития рынка парфюмерных товаров
в Украине. Классификация, ассортимент, оценка качества парфюмерных
товаров
1.1. Состояние и перспективы развития рынка парфюмерных
товаров в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 5
1.2 Характеристика основных видов сырья, используемого
в производстве парфюмерных товаров, основы производства . . . . стр. 10
1.3. Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных
товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 16
1.4. Показатели качества, оценка качества парфюмерии. . . . . . . . . . . . . стр. 21
2. Ассортимент парфюмерных товаров, реализуемых в торговом предприятии магазине «Красотка».
2.1. Общая характеристика торгового предприятия магазина
«Красотка».. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 24
2.2. Анализ ассортимента парфюмерных товаров, реализуемых
в магазине «Красотка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 29
2.3 Оценка качества парфюмерных товаров, практикуемая
в магазине «Красотка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 38
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.
1.2 Характеристика основных видов сырья, используемого в производстве парфюмерных товаров, основы производства
Факторами формирования ассортимента и качества парфюмерных и товаров являются сырьевые материалы и технология изготовления. Для производства парфюмерных товаров применяют душистые вещества, обладающие приятным специфическим запахом, способные передавать его другим веществам, будучи внесенными в них даже в очень небольших количествах. Душистые вещества подразделяются на две группы: натуральные и синтетические.
Группу натуральных душистых веществ составляют сырье растительного и животного происхождения. К душистым веществам растительного происхождения относятся эфирные масла, смолы, бальзамы.
Эфирные масла - легколетучие жидкости, наличие в воздухе паров душистой части эфирного масла является причиной возникновения у человека запаха. Они хорошо растворяются в спирте. Эфирные масла- представляют собой ароматные жидкости внешне похожие на растительные жирные масла, но по своей химической природе не имеющие с ними ничего общего.
Эфирные масла - это смесь веществ, принадлежащих к различным классам органических соединений (углеводы, спирты, альдегиды, кетоны, эфиры, фенолы и др.). Каждое эфирное масло состоит из большого числа компонентов, среди которых один или несколько содержаться в большом количестве, считаются главными, обусловливают направление запаха и ценность этого эфирного масла. Эфирные масла извлекают из цветов, листьев, плодов, древесины, а также эфиромасличных растений: розы, мяты, кориандра, лаванды, шалфея, ириса, гвоздики, ванили, корицы, корок цитрусовых плодов и т. д.
К основным эфиромасличным культурам относятся кориандр, мята, герань розовая, роза эфиромасличная, лаванда, базилик эвгенольный, шалфей мускатный.
В 21веке город Грасс во Франции стал самым крупным центром по производству сырья для парфюмеров. Оставаясь им до сих пор, он является лидером в этой области. На плантациях Грасса выращивают жасмин, розы и апельсиновые деревья. Эфирные масла получают из различных частей эфирномасличных растений: цветов, листьев, древесины, корней и корневищ, цветочных почек, плодов, кожуры и плодов, хвои.
Смолы — это выделения из надрезов некоторых деревьев. Они представляют собой массу твердой консистенции, выделяемую смолоносными растениями, произрастающими в районах с жарким климатом, наиболее распространенные из них:
стиракс – вещество серого цвета со смолянисто – пряным запахом, получают от амбрового дерева (Сирия, Закавказье, Ср. Азия),
бензойная смола – вещество белого цвета, покрытое коричневой коркой, имеет ванильный запах, извлекают из растений, растущих в Индии.
ладанник – имеет лимонно-бальзамический запах, получают из кустарника циамус (Средиземноморье)
Бальзамы получают аналогично смолам. Они представляют собой естественный раствор смол в эфирных маслах, имеют полужидкую консистенцию, со временем превращающиеся в густую массу вследствие испарения эфирных масел. Наибольшее применение имеет толуанский бальзам, обладающий ванильным запахом.
К душистым веществам животного происхождения относятся амбра, цибет, мускус, бобровая струя. Душистые вещества животного происхождения — это железы и продукты выделений некоторых животных, применяемые для обогащения и увеличения стойкости запаха, а также создания гармонии парфюмерно-косметических товаров с запахом кожи человека.
Амбра — это кишечные отложения кита-кашалота, настой которых способен фиксировать запах парфюмерии высших сортов. Представляет собой воскообразное вещество, которое находят в водах Тихого и Атлантического океанов. Для того, чтобы драгоценные душистые вещества не испарялись, к ним добавляют так называемые фиксаторы – закрепители запаха. Один из лучших фиксаторов – амбра.
Цибет получают из желез внутренней секреции цибетовой кошки, и в небольших количествах он имеет нежный стойкий аромат. По консистенции это мазеобразное вещество желтоватого или коричневого цвета, обладающее сильным специфическим запахом. Цибетовая кошка представляет собой хищное животное, живущее в Азии и Африке.
Мускус добывают из желез мускусного оленя - кабарги. Он обладает сильным своеобразным запахом и представляет собой зернистое вещество темно-коричневого цвета.
Бобровая струя в небольших количествах придает пряный запах и добывается из особых желез речного бобра.
Синтетические душистые вещества — это продукты химической переработки нефти, каменного угля, древесины, эфирных масел, имеющие природные и фантазийные (не встречающиеся в природе) запахи.
В составе парфюмерных композиций в настоящее время лишь около 20% составляют натуральные душистые вещества (из-за высокой стоимости и сложности получения), а от 80 и до 100% парфюмерные композиции состоят из синтетических душистых веществ (СДВ). СДВ — это продукты переработки каменноугольной смолы, продукты лесохимии, нефтехимии и химического синтеза. Введение СДВ в парфюмерные композиции началось только в 20-30-е годы прошлого века, и наиболее известным примером являются духи «Шанель № 5». С развитием промышленного производства СДВ в настоящее время выделено или синтезировано более 150 СДВ, например жасминальдегид, ионон, цитраль, ванилин, кумарин, гелиотроп, нерол и изонерол (запах розы), синтетические бензойная и коричная кислоты, различные сложные эфиры, кетоны, ацетали и др.
На основе синтетических душистых веществ составляются искусственные эфирные масла и базовые композиции с запахом определенного характера.
душистых веществ. Они имеют самый разнообразный ассортимент и запахи, например:
Дифенилметан – апельсина с примесью герани;
Парацимол – тмина;
Лимонен – лимона;
Гераниол – розы;
Нерол – розы, но более нежный;
Лианол – ландыша;
Терпинеол – сирени;
Эвгенол – гвоздики;
Метиловый эфир – черемухи;
Кумарин – свежего сена;
Бензальдегид – миндаля и др.
В состав парфюмерных изделий также входят: этиловый спирт, который используется как растворитель, феромоны - в-ва из фермента железы редкого животного – мускусной кабарги, недушистые вещества вспомогательного назначения - бензилбензоат, диэтилфталат, бензилсалицилат и др., вода, красители: родамин, флуоресцин, кислотные зеленые и фиолетовые антрахиновые.
Вторым важным фактором, формирующим качество парфюмерии является технология изготовления парфюмерных жидкостей которая складывается из следующих операций:
Наиболее сложным является процесс создания, аромата и составления парфюмерной композиции. Во всех случаях композиция духов является тайной фирмы-изготовителя. Душистые вещества, вспомогательные вещества, входящие в рецептуру данной композиции, взвешивают в закрытых емкостях. Часть веществ растворяется в спирте, часть веществ готовится в виде настоев в дистиллированной воде. Для приготовления парфюмерных жидкостей используют только этиловый спирт высшей степени очистки. Все компоненты композиции перемешивают и выстаивают в баках из нержавеющей стали или эмалированных, обычно объемом от 100 л до 50 тыс.л.
Процесс отстаивания и выстаивания - «созревания» запаха длится от нескольких дней до 25-30 дней. Установлено для каждого наименования изделия. Во время отстаивания происходит физико-химический процесс взаимодействия компонентов композиции со спиртом и между собой, отделение взвешенных частиц вещества от парфюмерной жидкости под действием силы тяжести. Вещества, находящиеся в коллоидном и грубодисперсном состоянии, выпадают в осадок, а жидкость становится светлой и прозрачной. Отстаивание облегчает фильтрование жидкости и почти полностью исключает возможность появления мути при дальнейшем хранении. Процесс более длительный и носит химический характер в сочетании с физическими явлениями. В результате выстаивание формируется букет запаха парфюмерной жидкости. Происходит взаимодействие компонентов со спиртом и между собой, исчезает запах спирта, запах жидкости становится цельным, гармоничным, не изменяющимся продолжительное время. Во время выстаивание происходит созревание жидкости, и длится оно 1-3 месяца и более.
На фабрике процесс выстаивания обычно заканчивается вместе с окончанием отстаивания, однако созревание продолжается и после разлива жидкости по флаконам, во время продвижения продукции к потребителю, при хранении.
По завершении процесса жидкость фильтруют, разливают по флаконам, укупоривают, этикетируют и упаковывают в футляры.
Изготовлением с духов и других парфюмерных жидкостей, составлением душистых композиций занимаются специалисты, имеющие не только соответствующую профессиональную подготовку, но и люли, обладающие уникальными способностями различать и чувствовать разнообразные запахи.
Анализируя данную информацию можно сделать вывод, что в парфюмерной промышленности применяется великое множество душистых веществ и для каждого из них определен процент содержания композиции, то есть предел, который безопасен для здоровья.
Таким образом, основные показатели качества парфюмерных товаров определяются тем, из чего, в каких количествах и как они изготовлены.
1.3. Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров
К парфюмерным товарам по классификатору ОКП, в основу которого положена общность технологии производства, относят одеколоны и душистые воды (9155), духи и эфирные масла в сувенирных наборах (9156), парфюмерные наборы и серии (9157).
По версии одних источников парфюмерия – это слово латинского происхождения – perfume, что означает дымиться, испаряться. Другие источники утверждают, что это слово французского происхождения, которое переводится как приятный запах. И первое, и второе толкование слова парфюмерия соответствует его сути, поскольку в ассортимент парфюмерных товаров включены духи, одеколоны, душистые (туалетные) воды, парфюмерные наборы, средства для освежения и ароматизации.
Согласно ГОСТ 17237—93 парфюмерные жидкости подразделяются на духи «экстра», духи, туалетные воды, одеколоны «экстра», одеколоны и душистые воды. Деление духов и одеколонов на группы А, Б, В по этому стандарту уже не производится.
К парфюмерным товарам относятся следующие виды:
• Духи — приятно пахнущие спиртовые или спиртоводные растворы парфюмерных композиций с цветочным или фантазийным (не встречающимся в природе) запахом. Они классифицируются:
1. по консистенции:
жидкие,
твердые и
сухие (саше).
Определение жидких духов дано выше. Концентрированные твердые духи представляют собой смесь жировых и воско - подобных веществ, в которые введена парфюмерная композиция. Концентрированные твердые духи в виде помады-карандаша имеют более высокую стойкость запаха, чем жидкие спиртовые духи, их удобно носить в женской сумочке, однако в настоящее время они выпускаются в незначительных количествах.
Сухие духи называют еще саше, они готовятся в той же композиции, но вместо спирта и воды применяют волокна крахмала и тальк, в качестве порошка-носителя используют целлюлозу, лепестки розы или измельченный в порошок корень ириса или фиалки. Используемый ранее для этой цели асбест в настоящее время запрещен. Сухие духи выпускают в виде шелковых мешочков или в пакетиках. Используют их обычно для ароматизации белья в шкафах.
2. по содержанию душистых веществ духи бывают:
концентрированные с содержанием 30% душистых веществ,
духи группы "Экстра" — 15% душистых веществ,
духи — 10% душистых веществ;
3. по половозрастному назначению духи разделяют на
женские,
мужские,
универсальные (унисекс) и
детские.
Женская парфюмерия отличается от мужской:
1) по характеру и направлению запаха;
2) по оформлению флакона и коробки (для мужчин более строгие, прямоугольные);
3) по цветовой гамме в оформление (для мужчин – черная, серая, синяя гамма).
Сейчас женщины все чаще стали пользоваться мужской парфюмерией. Парфюмерия может выпускаться одиночная или в виде серии (иногда вместе с косметикой). Если выпускают серию, то запах будет один и тот же. Он накладывается один на другой и усиливается.
4. По характеру запаха парфюмерные товары делят на
цветочные и
фантазийные.
Цветочные духи передают запах какого-либо цветка. Если в названии духов содержится прилагательное, например «Белая сирень», «Серебристый ландыш», - это духи, имеющие «натуральный» цветочный запах.
Духи с фантазийным запахом характеризуются сочетанием запахов, не встречающихся в природе, название им присваивают произвольно, например: известные духи «Шанель №5», «Магия», «Аврора», «Опиум» (фирма «Кристиан Диор»).